УДК 373.24

Ознакомление детей дошкольного возраста с явлениями природы Крайнего Севера в процессе проектной деятельности

Садкевич Валентина Васильевна – студентка кафедры Педагогики и психологии детства Петрозаводского государственного университета.

Аннотация: Содержание статьи посвящено проблеме ознакомления с явлениями неживой природы детей дошкольного возраста, проживающих на Крайнем Севере. Анализируя формы работы по данному направлению, автор рассматривает потенциал проектной деятельности и предлагает алгоритм работы с детьми, ориентируя внимание педагогов на возможности интеграции с другими областями ФГОС дошкольного образования.

Ключевые слова: экология, явлениями природы, дети дошкольного возраста, Крайний Север, северное сияние, проектная деятельность.

Ознакомление детей дошкольного возраста с явлениями природы одно из актуальных направлений работы по экологическому воспитанию. При всем многообразии задач в этой образовательной области, особую актуальность, на наш взгляд, приобретает педагогическая деятельность по ознакомлению дошкольников с природными явлениями.

При правильной организации этого процесса, ориентации на принцип интеграции с другими областями ФГОС дошкольного образования, возможно не только формирование экологических знаний, но и решение других задач воспитания и развития ребенка:

  • здоровьесбережение и охрана безопасности жизнедеятельности: (умение выбирать одежду, подходящую к определенным сезонным явлениям погоды, знания о том, каких явлений природы стоит опасаться, как вести себя, если они застали внезапно);
  • развитие психических процессов (внимание, восприятие, логическое мышление);
  • развитие речи (обогащение словаря, формирование речи рассуждения, развитие словесного творчества).

В исследованиях Николаевой, Рыжовой подчеркивается, что в процессе ознакомления детей с явлениями природы следует ориентироваться на принцип сезонности [1],[2]. По мнению В.Г.Фокиной, необходимо ориентироваться на взаимосвязь явлений живой и неживой природы, наблюдать явления природы в развитии [3].

Мы считаем, что важную роль в планировании этой работы, подборе методов и приемов играют природные особенности региона, в котором проживает ребенок. В рамках студенческой исследовательской деятельности мы работали с детьми и педагогами, проживающими в отдаленных районах Крайнего Севера Республики Карелия.

Анализ результатов анкетирования показал, что проблемы экологическое воспитания волнуют всех воспитателей дошкольной образовательной организации. Ранжируя направления деятельности по экологическому образованию, на первое место педагоги поставили ознакомление с дикими, домашними животными, птицами, растениями (грибы, ягоды, деревья), в конце перечня оказалась тема по ознакомлению с явлениями природы. К сожалению, лишь 25% участников анкетирования отметили, что обращают внимание детей на специфические природные явления Севера.

Среди предпочтений в выборе форм работы с детьми, педагоги назвали занятия(85%), экскурсии в природу(78%), экспериментирование (65%). Среди проблем, связанных с непосредственной педагогической деятельностью по данному направлению, респонденты назвали: отсутствие современных интерактивных разработок (83%), недостаточный уровень знаний о специфических особенностях природы Крайнего Севера Республики Карелия(52%). К сожалению, лишь 25% участников анкетирования отметили, что обращают внимание детей на специфические природные явления Севера.

В рамках курсового исследования был разработан диагностический инструментарий для выявления уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о природных явлениях Крайнего Севера. По результатам диагностики мы определили, что дошкольники испытывают существенные затруднения по данному разделу: могут назвать некоторые явления лишь с опорой на наглядность, затрудняются в выборе речевых средств, не знают причин возникновения специфических природных явлений Севера.

Для повышения уровня знаний детей был разработан и реализован краткосрочный информационно-творческий проект «Мир Арктики. Северное сияние».

Цель проекта: расширение знаний о природных явлениях Арктического региона.

Задачи:

  • Обогащать и систематизировать представления детей о природных явлениях Арктического региона (северное сияние);
  • Формировать желание отражать свои впечатления в разных видах деятельности;
  • Развивать речь детей старшего дошкольного возраста (обогащение словаря по лексической теме «Явления природы»;
  • Стимулировать познавательный интерес, познавательную активность;
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

На первом, подготовительном этапе проекта, большое внимание уделялось накоплению знаний и впечатлений детей о загадочном явлении природы – северном сиянии. Для решения этой задачи активно использовалось чтение и рассказывание произведений художественной литературы и фольклора: «Легенда о северном сиянии», «Волшебные огоньки Северного сияния», « Спор солнца и полярного сияния», «Отважный оленёнок и северное сияние». Мы подбирали мультфильмы, фрагменты которых ярко иллюстрировали это природное явление («Снежная королева», «Умка»).

На втором этапе проекта активно использовались продуктивные виды деятельности. Яркий эмоциональный отклик у детей вызвали занятия с использованием нетрадиционных способов рисования. Так, рисование с помощью губки, в стиле граттаж, аппликация-коллаж «В гостях у Снежной Королевы» способствовали закреплению полученных знаний, развивали фантазию.

Большую заинтересованность у дошкольников вызвал просмотр видеоматериалов о природе возникновения северного сияния. Понять суть физических явлений детям дошкольного возраста пока трудно, но они с удовольствием участвовали в элементарных оптических опытах. Ориентируясь на принцип научности, мы сообщали детям об опасностях, которые таит это загадочное явление северной природы.

Третий этап включал апробацию серии интерактивных материалов на закрепление знаний о северном сиянии. Видио-квесты, дидактические интерактивные игры, разработанные участниками проектной группы, вызвали интерес не только у детей, но и их родителей.

Участие в проекте позволило нам оказать методическую помощь педагогам отдаленных районов Республики Карелия, так как продуктом стал комплекс интерактивных методических материалов, включающих диагностические задания, подбор произведений о природе северного региона, интерактивный игровой материал.

Список литературы

  1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2011. 276 с.38.
  2. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. 432с.
  3. Фокина, В.Г. Ознакомление с природой и экологическое воспитание дошкольников: учебное пособие и практикум.- М.: Академия, 2013. 115с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: