УДК 37

Развитие представлений о жизненном успехе у студентов ВУЗа в экзистенциальном проектировании

Егорова Алёна Анатольевна – студентка магистратуры кафедры Психологии развития и образования Института психологии Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского.

Горбачева Елена Игоревна – доктор психологических наук, заведующий кафедрой Психологии развития и образования Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского.

Аннотация: Сегодня достаточно актуальным является вопрос повышения качества подготовки будущих специалистов, что не представляется возможным без формирования у студентов ВУЗа полноценного понимания того, что они вкладывают в понятие жизненного успеха, поскольку в соответствии с этим слушатели выстраивают свои образовательную и профессиональную стратегии. Проблему формирования представлений о жизненном успехе у студентов ВУЗа позволяет решить технология экзистенциального проектирования, на основе которой слушатели создают соответствующие проекты, в своем содержании отражающие то, каким они видят свое будущее обучение и свою будущую профессиональную деятельность. В статье анализируются представления студентов ВУЗов о жизненном успехе, дается определение этого понятия, а также обосновывается важность и необходимость использования технологии экзистенциального проектирования в психолого-педагогическом сопровождении развития образовательных и карьерных планов слушателей.

Ключевые слова: жизненный успех, экзистенциальное проектирование, экзистенциальные проекты, обучение в ВУЗе.

На современном этапе достаточно распространенной является проблема отсутствия у молодых людей четкого понимания предмета их будущих жизненных достижений. Многие студенты высших образовательных учреждений выбирают специальность, ориентируясь на шаблонные представления о содержании жизненного успеха при полном или частичном отсутствии понимания того, что значит это понятие для них самих. Данное обусловлено повсеместной пропагандой обязательной связи жизненного успеха с высоким уровнем материального достатка без учета личностных особенностей, возможностей, желаний и интересов человека. В связи с этим, к построению своих образовательных и карьерных планов молодые люди подходят не осознанно, опираясь на стереотипные общественные ожидания, транслируемые популярными СМИ, тогда как действительно эффективно обучаться и работать может лишь человек, полностью погруженный и заинтересованный в этой деятельности. Вместе с тем, устранение этой проблемы является весьма актуальной проблемой на этапе обучения в ВУЗе, поскольку в этот период определяет то, как сложится судьба юношей и девушек на многие годы вперед.

Эффект неосознанного отношения к выбору направления обучения и, соответственно, последующей профессиональной деятельности складывается и благодаря сохранению традиционного подхода к развитию личности студентов в рамках образовательного процесса в ВУЗах. Образовательные учреждения часто оставляют за собой только обязанность по передаче знаний без ориентации на соответствие личности самих молодых людей выбранной им специальности, уровень осознания ими особенностей предстоящей профессиональной деятельности и готовности к выполнению необходимых для этого образовательных действий. В этом случае на выходе общество получает не готового к работе специалиста, а человека, часто не нацеленного на работу по выбранному направлению, способного к ней лишь частично или не способного вообще.

Профилактика подобного развития событий лежит в применении в рамках развития личности студентов ВУЗов экзистенциального подхода, и в создании на его основе проектов собственных планов по обучению и построению карьеры в дальнейшем. Данный подход основывается на том, что молодые люди изначально являются личностями свободными, не ограниченными стереотипными общественными рамками, касающимися определения жизненного успеха отдельных его членов. Создаваемые студентами ВУЗов в рамках данного подхода проекты, отражающие их образовательные и карьерные планы, позволяют слушателям определиться, что они сами закладывают в понятие «жизненный успех» и, соответственно, чему им в таком случае требуется научиться, чтобы достигнуть этого успеха и, в первую очередь, в профессиональной деятельности.

Понимание феномена жизненного успеха, прежде всего, определяется наличием представлений о самом успехе. Указанный термин изучается в работах достаточно большого количества авторов (Д.Н. Ушаков, К.Р. Роджерс и др.), обобщение мнения которых позволяет сделать вывод, что успех всегда предполагает наивысшее, с позиции отдельного человека, достижение в определенной сфере деятельности [Ушаков, 1994; Роджерс, 1994]. Непосредственно К.Р. Роджерс связывал жизненный успех с понятием хорошей жизни, приход к которой требует постоянного совершенствования и расширения собственных возможностей [Роджерс, 1994].

В исследованиях Н.А. Деевой, Н.В. Вяткиной, Д.И. Канарского и др., жизненный успех обозначается и как результат, и как процесс [Деева, 2017; Вяткина, 2016; Канарский, 2000]. С первой позиции указанное понятие отражает положительный результат деятельности субъекта, ориентированного на достижение значимых для него целей, не противоречащих общепринятым социальным нормам и лежащих в основе его представлений о хорошей жизни, обусловленный его индивидуально-психологическими особенностями и социальными факторами. С позиции процесса жизненный успех представляется как стремление субъекта указанному результату.

Такая обобщенная трактовка понятия «жизненный успех» обусловлена тем, что его содержание определяется факторами, относящимися не только к индивидуально-личностным особенностям конкретного человека, но и к специфике того общества, в котором он растет и развивается. Эти факторы достаточно тесно связаны между собой, в результате чего человек, обладающий возможностями достижения успеха в отдельном направлении, может считаться неуспешным с позиции общества, вкладывающего в успешность иные критерии, для человека не всегда достижимые ввиду отсутствия у него необходимых способностей, склонностей и интересов. Таким образом, жизненный успех имеет и внутреннюю, и внешнюю стороны, первая из которых зависит от личных представлений человека, а вторая – от понимания жизненного успеха тем социумом, в котором он действует. В целом же индивид может стремиться к достижению различных видов успеха, среди которых О.И. Ефремова, Г.Л. Тульчинский и др. выделяют: успех-признание окружающими и значимой референтной группой; успех-преодоление (способность к плодотворному решению поставленных в рамках определенной деятельности задач); успех-самосовершенствование (стремление к мастерству, к саморазвитию); успех-призвание (продуктивное выполнение определенной миссии, получение удовольствия от самого процесса выполнения) [Ефремова, 2009; Тульчинский, 1990].

Содержание внутренней стороны успеха определяется личными представлениями человека, а также его индивидуально-личностными и возрастными особенностями. В юношеском возрасте эти представления носят особый характер, в том числе ввиду своей динамичности. Эти представления берут свое начало в подростковом возрасте, когда они, как правило, складываются из образов восприятия жизненного успеха, заложенных ранее в сознание детей их родителями. Ввиду не совершенства сознания и отсутствия необходимого жизненного опыта, представления о жизненном успехе у подростков характеризуются статичностью. По мере взросления эти представления начинают обретать более динамичный характер и уже не отличаются единством определяющих их содержание качеств, поскольку, приобретая жизненный опыт, опыт обучения на более высоком уровне, а также опыт действия в рамках конкретной профессии, молодые люди начинают менять свое мнение о том, с чем же действительно для них связан жизненный успех.

При этом представления о жизненном успехе в подростковом возрасте значимо не отличаются от этих же представлений в юношеском возрасте, поскольку в обоих случаях чаще всего эти представления связываются в первую очередь с профессиональными достижениями. Какие-то различия наблюдаются при разном уровне осмысленности жизни, от которого зависит опора молодых людей при определении содержания жизненного успеха либо на материальные, либо на гуманистические ценности. На это обращают свое внимание В.П. Песков, Д.А. Бухаленкова, О.В. Кобзеева и др., изучавшие содержание представлений о жизненном успехе у подростков и у студентов ВУЗов [Песков, 2017; Бухаленкова, 2016; Кобзеева, 2023]. Исследования этих авторов также показали, что данные представления в юношеском возрасте необходимо целенаправленно развивать, в том числе путем повышения уровня осознанности и осмысленности жизни у молодых людей. Это определяет четкость понимания ими, в чем должна заключаться их будущая профессиональная деятельность и, соответственно, процесс обучения, который позволит им преступить к данной деятельности.

В результате быть придано необходимое направление процессу самоутверждения и самореализации, который у студентов ВУЗа определен, в первую очередь, касается выбранной ими областью профессиональной деятельности. При этом готовыми к данному процессу в профессиональной деятельности, согласно исследованиям Д.С. Кадировой, М.А. Морозовой, И.В. Костаковой, Е.Н. Шутенко и др., считаются молодые люди, обладающие следующим рядом индивидуально-личностных характеристик, свидетельствующих об их психологическом благополучии: активная жизненная позиция, оптимистичность, доброжелательность, способность устанавливать контакт с окружающими, творческое мышление, ответственность, способность к саморегуляции, выраженность мотивации достижения успеха и избегания неудач, сформированность коммуникативной компетентности, эмоциональная стабильность, сдержанность, нормативность поведения, наличие конкретных жизненных целей и реальных представлений о самих себе [Кадирова, 2018; Морозова, 2009; Костакова, 2008; Шутенко, 2018]. Кроме того, важна и готовность студентов ВУЗов к принятию профессиональной ответственности, что во многом зависит не только от перечисленных выше характеристик, но и от уровня их информированности об особенностях предстоящей профессиональной деятельности.

Создание всех необходимых для оказания влияния на представления о жизненном успехе, как результата самоутверждения и самореализации студентов, у студентов ВУЗа обеспечивается включением в процесс психолого-педагогического сопровождения развития образовательных карьерных планов слушателей технологии экзистенциального проектирования, основанной на создании молодыми людьми собственных проектов, отражающих индивидуальный план их становления как в области обучения, так и в профессиональной области. В результате студенты ВУЗа, как пишут в своих работах С.Ю. Полянкина, М.А. Татевосян и др., не только определяют для себя свои дальнейшие действия в плане обучения и последующей профессиональной деятельности, но и развивают в себе качества людей, обладающих необходимыми знаниями и способных эти знания применять на практике, способных нести ответственность за свои действия, в том числе при выполнении рабочих обязанностей, и максимально полно реализовать свой потенциал [Полянкина, 2016; Татевосян, 2021].

Необходимость осуществления психолого-педагогического сопровождения в данном случае определяется тем, что студенты нуждаются в оказании помощи при составлении проектов, поскольку последние охватывают практически все стороны их жизни, в том числе и в будущей перспективе. На это указывает в своей работе и М.И. Рожков, отмечающий, что в ходе процесса сопровождения психологом соблюдаются принципы стимулирования саморазвития человека, нравственного саморегулирования, актуализации ситуации и социального закаливания, что позволяет ориентироваться, прежде всего, на субъектную позицию слушателей [Рожков, 2016]. При этом составление проектов на основе технологии экзистенциального проектирования в рамках психолого-педагогического сопровождения осуществляется в ходе участия студентов в профессиональной практике, по результатам которой слушатели делают вывод о необходимости закрытия у себя отдельных «дефицитов» (организационно-инфраструктурных, навыко-практических и образовательных).

Анализ психолого-педагогической практики, отраженной в работах М.И. Рожкова, А.С. Огнева, О.В. Мицук и др., позволил определить, что экзистенциальные проекты могут быть выполнены студентами ВУЗов как на эвристическом (частичная самостоятельность слушателя), так и на креативном (полая самостоятельность слушателя) уровнях [Рожков, 2016; Огнев, 2018; Мицук, 2017]. Данный процесс включает ряд этапов, среди которых: пропедевческий этап (проблематизация; предвидение результата); проблемно-проектный этап (построение индивидуального образовательного маршрута и примерного профессионального плана); проектно-технологический этап (реализация индивидуальной образовательной траектории; работа с профессиональными ситуациями; обоснование полученных результатов). В описываемый процесс должны включаться бинарные (двойственные) методы работы со слушателями, а именно: метод убеждения/самоубеждения, метод стимулирования, метод внушения/самовнушения, методы требования и упражнения, метод коррекции/самокоррекции поведения, метод воспитывающих ситуаций, методы воздействия на экзистенциальную сферу и метод дилемм/метод рефлексии.

Таким образом, использование в процессе развития образовательных и карьерных планов у студентов ВУЗа технологии экзистенциального проектирования позволит решить сразу несколько проблем, наблюдаемых в жизни современных людей и связанных с потребностью достижения жизненного успеха: повысится уровень осознанности студентов и, соответственно, уровень понимания им того, чего они в действительности хотят достичь в жизни, что, в свою очередь, сделает более определенными их планы и действия в области обучения и включения в профессиональную деятельность. Это же обеспечит их успешность и как личностей, и как специалистов в конкретной области.

Список литературы

  1. Бухаленкова Д.А. Успешность в профессии в представлениях подростков о жизненном успехе // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2016. № 3. С.10-15.
  2. Вяткина Н.В. Достижение успеха в современной России: попытка социологического осмысления // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 1. С. 17-22.
  3. Деева Н.А. Жизненная успешность: механизм, свойство, состояние. Контексты понимания // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 11. С. 22-45.
  4. Ефремова О.И., Лабунская В.А. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 2009. С. 321-338.
  5. Кадирова Д.С. Формирование у студентов профессионального и личностного самоопределения // Вопросы науки и образования. 2018. № 2. С. 287-289.
  6. Канарский Д.И. Успех как механизм конструирования социальной реальности (социально-философский анализ): дис. … канд. филос. наук. Хабаровск, 2000, 151 с.
  7. Кобзева О.В., Тузова О.Н. Структура представлений о социальной успешности в юношеском возрасте // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2023. Т. 8. № 3(31). С. 149-164.
  8. Костакова И.В. Развитие общительности как фактор самореализации студентов – будущих психологов: автореферат дис. ... канд. психолог. наук. Самара, 2008. 27 с.
  9. Мицук О.В. Экзистенциальное проектирование как процесс и результата профессионального самоопределения старшеклассника // Сибирский учитель. 2017. № 6 (115). С. 65-70.
  10. Морозова М.А. Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе вуза: автореферат дис. ... канд. педагог. наук. Ульяновск, 2009. 21 с.
  11. Огнев А.С., Довбыш С.Е., Колосова Е.Б. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2018. 128 с.
  12. Песков В.П. Возрастные особенности становления представлений у школьников и студентов // СибСкрипт. 2017. № 4 (72). С. 141-152.
  13. Полянкина С.Ю., Дроздова К.А. Осмысление феномена образования в дискурсе экзистенциальной педагогики // Вестник Ленинградского государственного ун-та им. А.С. Пушкина. 2016. № 1. С. 204-212.
  14. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 479 с.
  15. Рожков М.И. Концепция экзистенциального подхода к воспитанию человека // Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского. 2016. – URL: https://news.yspu.org/wp-content/uploads/sites/9/2016/09/Rozhkov-Kontseptsiya.pdf?ysclid=lou0abcw78172014678 (дата обращения 11.10.2023).
  16. Татевосян М.А. Экзистенциальный подход в образовании // Современное педагогическое образование. 2021. № 12. С. 32-34.
  17. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 4 / Под ред. Д.Н. Ушакова // Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. 1994. – URL: http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/default.asp (дата обращения: 14.10.2023).
  18. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 214 с.
  19. Шутенко Е.Н. Шутенко А.И., Ковтун Ю.Ю. Признаки и патеррны самореализации студентов как показатели их психологического благополучия в процессе обучения в ВУЗе // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 3. С. 192-212.

Интересная статья? Поделись ей с другими: