УДК 811.161
Особенности преподавания русского как иностранного в современных условиях
Шэнь Мэнтин – бакалавр факультета Промышленного гражданского строительства Синьцзянского сельскохозяйственного университета (Китай, Урумчи).
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями преподавания русского языка как иностранного в современных условиях. Современные образовательные методики обучения русскому языку как иностранному. Изучены этапы преподавания русского языка как иностранного: начальный, средний, основной. Рассмотрен пример успешной реализации образовательного проекта под названием «Русский язык» в Тамбовском государственном университете. Разработана методика повышения эффективности преподавания русского языка как иностранного в современных условиях.
Ключевые слова: учебный процесс, обучающиеся, русский язык, современные условия, преподавание, проблемы.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях возрастает интерес к познанию русского языка не только среди российских студентов, но и со стороны иностранцев. Следует признать, что русский язык является достаточно сложным для понимания и произношения. Поэтому требуется особый подход, включающий в себя различные методики преподавания русского языка, научные инструменты, а также индивидуальный подход к обучающимся со стороны преподавателя. Это позволит повысить эффективность учебного процесса, улучшить взаимодействие педагога с обучающимися, выявить основные проблемы и найти пути их решения.
Целью исследования является изучение особенностей преподавания русского языка как иностранного с учетом современных условий.
Основными методами для проведения данного исследования явились: метод анализа, сравнения, логического рассуждения и другие.
Проблематика исследуемых вопросов носит комплексный характер изучения и охватывает круг вопросов, связанных непосредственно с организацией учебного процесса, устранении барьеров и препятствий для изучения русского как иностранного в высшей школе, учете факторов внешней среды и т.д. Данные вопросы были изучены в трудах отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно отметить работы В.Е. Антоновой, Д.Э. Розенталь, Н.С. Власовой, Е.А. Меланченко и других.
Важно отметить, что иностранные студенты намного сложнее изучить русский язык. У иностранцев очень часто возникают проблемы в понимании теоретического материала, его запоминании и усвоении. Для того, чтобы грамотно и эффективно организовать процесс обучения необходимо учесть особенности и специфику его преподавания.
Особенности преподавания русского языка как иностранного в современных условиях заключаются в следующем:
- специфика учебного процесса, использование новых методов, подходов в образовательной среде в условиях цифровизации;
- возможность обучения русскому как иностранному с использованием цифровых (дистанционных) технологий и инструментов;
- наличие возможности установления личностного коммуникационного взаимодействия с иностранными студентами;
- при составлении учебного плана должны быть учтены не образовательные компетенции, но и психологические, культурные и личностные особенности обучающихся;
- возможность предоставления личностной инициативы иностранным студентам посредством их участия в различных научных мероприятиях (конкурсах, научных проектах, грантах) и т.д. [4, с.204].
С точки зрения наличия возможности использования современных методик обучения русскому языку как иностранному можно использовать как конкретную целенаправленную методику или их совокупность. На Рисунке 1 представлены различные виды современных методик образования.
Рисунок 1. Современные образовательные методики обучения русскому языку как иностранному.
При построении учебного процесса очень важно помнить культурные особенности учащихся, основанные на их национальных характеристиках и принадлежностях. Студенты являются носителями других языков, культуры и коммуникационного взаимодействия. Поэтому преподавателю важно помнить о данных особенностях, проявлять гибкость и понимание в процессе обучения, оказывать психологическую поддержку и помощь [2, с.70].
Со стороны преподавателя важно поощрять и стимулировать деятельность студентов. Для этого можно использовать такие методы и приемы, как показ фильмов, проведение деловых игр с отработкой разговорных и речевых правил, наглядная демонстрация применяемых знаний по русскому языку посредством моделирования ситуации и т.д. Это позволит разнообразить учебный процесс, расширить его границы и возможности обучения для студентов-иностранцев.
Образовательный процесс преподавания русского языка как иностранного включает в себя три этапы и некоторые особенности их реализации: начальный, средний, основной. Продолжительность начального этапа составляет 2-3 месяца. Его основной целью является научить иностранных студентов воспринимать русскую речь на слух посредством прочтения текстов, изучить различные разговорные темы и научить обучающихся читать короткие тексты и материалы. Особенностью преподавания на начальном этапе включается в себя: применение наглядных материалов, в том числе видео, аудио инструментов, использование индивидуального подхода к каждому студенту, выявление возможных проблем на пути изучения русского языка как иностранного и т.д.
Продолжительность среднего этапа составляет 4-5 месяцев. Основной целью обучения на данной этапе является возможность научить обучающихся читать специализированную литературу, разговаривать на конкретные темы, понимать структурные типы и стили речи русского языка. Особенностью преподавания на среднем этапе обучения включает в себя: практико-ориентированный подход к деятельности, использование профессиональных методик и инструментов в процессе обучения и осуществлению взаимодействия и многое другое.
Продолжительность основного этапа обучения составляет 4-5 лет. Данный период обучения направлен на развитие и совершенствование полученных знаний, умений и навыков, закреплении и отработке их на практике. Особенностью преподавания на основном этапе обучения включает в себя: оценку эффективности полученных результатов в процессе обучения, анализ усвоения образовательных компетенций [1, с.122].
Особенностью современных условий является то, что полностью изменилась среда процесса образования и организации учебных занятий. В условиях цифровизации появилось множество новых подходов, методик и инструментов обучения, которые позволили усовершенствовать данный процесс и вывести его на новый уровень развития. Например, в Тамбовской государственном университете создан новый цифровой образовательный проект под названием «Русский язык». Данный проект полностью предназначен для процесса обучения иностранных студентов «с нуля». Образовательный проект включает в себя использование дистанционных технологий обучения, посредством использования которых предоставляется уникальная возможность каждому студенту выйти в онлайн пространство из любой точки мира. Это способствует повышению мотивации среди обучающихся, увеличению стремления в познании русского языка как иностранного. Проект построен на изучении трех крупных блоков: речевой этикет, вводно-фонетический курс, начальный курс, а также инструменты обучения. Любой иностранный студент без труда может войти в курс и найти необходимую информацию, получить ответы на интересующие вопросы, установить обратную связь с преподавателями, выполнить домашние задания.
В данной работе разработана методика повышения эффективности преподавания русского языка как иностранного в современных условиях, которая включает в себя ряд основных положений:
- пересмотр учебного плана с учетом современных требований по реализации образовательных компетенций в условиях цифровой образовательной среды;
- использование инновационных методов и инструментов преподавания русского как иностранного;
- применение практико-ориентированного подхода в реальной разговорной и речевой ситуации;
- моделирование образовательного процесса с учетом практики использования зарубежного опыта;
- учет психологического, культурного, коммуникационного аспекта в преподавании русского языка как иностранного при взаимодействии со студентами;
- выявление возможных проблем и барьеров на пути изучения русского языка как иностранного студентами вуза;
- оценка эффективности полученных результатов и соответствия их поставленным образовательным целям и задачам и т.д.
Считаем, что данная методика позволит повысить эффективность преподавания русского языка как иностранного в современных условиях, а также определить дальнейшие приоритетные направления развития образовательного процесса, спрогнозировать ожидаемые результаты и расширить возможности обучения для студентов.
В целом можно сделать вывод, что преподавание русского языка как иностранного в современных условиях имеет свои особенности, которые определяют специфику самого образовательного процесса. Преподавание русского языка как иностранного должно отвечать требованиям времени, опираться на прогрессивные достижения науки и техники. Интернет-технологии могут успешно использоваться в учебных занятиях для поиска студентами дополнительной информации по изучаемой теме (сбор данных, необходимых для создания компьютерной презентации), с целью проверки уровня знаний обучающихся (работа с различными онлайн-тестами, онлайн-словарями).
Список литературы
- Антонова В. Е. Дорога в Россию: учебник русского языка. СПб.: Златоуст. 2020. 344 с.
- Власова Н. С. Русский язык как иностранный. М.: Знание. 2019. 204 с.
- Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». 2017. С. 246-247.
- Стародумов И. В. Особенности преподавания русского языка как иностранного // Молодой ученый. 2018. № 40 (226). С. 204-207.