УДК 811.161

Особенности преподавания русского как иностранного в современных условиях

Шэнь Мэнтин – бакалавр факультета Промышленного гражданского строительства Синьцзянского сельскохозяйственного университета (Китай, Урумчи).

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями преподавания русского языка как иностранного в современных условиях. Современные образовательные методики обучения русскому языку как иностранному. Изучены этапы преподавания русского языка как иностранного: начальный, средний, основной. Рассмотрен пример успешной реализации образовательного проекта под названием «Русский язык» в Тамбовском государственном университете. Разработана методика повышения эффективности преподавания русского языка как иностранного в современных условиях.

Ключевые слова: учебный процесс, обучающиеся, русский язык, современные условия, преподавание, проблемы.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях возрастает интерес к познанию русского языка не только среди российских студентов, но и со стороны иностранцев. Следует признать, что русский язык является достаточно сложным для понимания и произношения. Поэтому требуется особый подход, включающий в себя различные методики преподавания русского языка, научные инструменты, а также индивидуальный подход к обучающимся со стороны преподавателя. Это позволит повысить эффективность учебного процесса, улучшить взаимодействие педагога с обучающимися, выявить основные проблемы и найти пути их решения.

Целью исследования является изучение особенностей преподавания русского языка как иностранного с учетом современных условий.

Основными методами для проведения данного исследования явились: метод анализа, сравнения, логического рассуждения и другие.

Проблематика исследуемых вопросов носит комплексный характер изучения и охватывает круг вопросов, связанных непосредственно с организацией учебного процесса, устранении барьеров и препятствий для изучения русского как иностранного в высшей школе, учете факторов внешней среды и т.д. Данные вопросы были изучены в трудах отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно отметить работы В.Е. Антоновой, Д.Э. Розенталь, Н.С. Власовой, Е.А. Меланченко и других.

Важно отметить, что иностранные студенты намного сложнее изучить русский язык. У иностранцев очень часто возникают проблемы в понимании теоретического материала, его запоминании и усвоении. Для того, чтобы грамотно и эффективно организовать процесс обучения необходимо учесть особенности и специфику его преподавания.

Особенности преподавания русского языка как иностранного в современных условиях заключаются в следующем:

  1. специфика учебного процесса, использование новых методов, подходов в образовательной среде в условиях цифровизации;
  2. возможность обучения русскому как иностранному с использованием цифровых (дистанционных) технологий и инструментов;
  3. наличие возможности установления личностного коммуникационного взаимодействия с иностранными студентами;
  4. при составлении учебного плана должны быть учтены не образовательные компетенции, но и психологические, культурные и личностные особенности обучающихся;
  5. возможность предоставления личностной инициативы иностранным студентам посредством их участия в различных научных мероприятиях (конкурсах, научных проектах, грантах) и т.д. [4, с.204].

С точки зрения наличия возможности использования современных методик обучения русскому языку как иностранному можно использовать как конкретную целенаправленную методику или их совокупность. На Рисунке 1 представлены различные виды современных методик образования.

1

Рисунок 1. Современные образовательные методики обучения русскому языку как иностранному.

При построении учебного процесса очень важно помнить культурные особенности учащихся, основанные на их национальных характеристиках и принадлежностях. Студенты являются носителями других языков, культуры и коммуникационного взаимодействия. Поэтому преподавателю важно помнить о данных особенностях, проявлять гибкость и понимание в процессе обучения, оказывать психологическую поддержку и помощь [2, с.70].

Со стороны преподавателя важно поощрять и стимулировать деятельность студентов. Для этого можно использовать такие методы и приемы, как показ фильмов, проведение деловых игр с отработкой разговорных и речевых правил, наглядная демонстрация применяемых знаний по русскому языку посредством моделирования ситуации и т.д. Это позволит разнообразить учебный процесс, расширить его границы и возможности обучения для студентов-иностранцев.

Образовательный процесс преподавания русского языка как иностранного включает в себя три этапы и некоторые особенности их реализации: начальный, средний, основной. Продолжительность начального этапа составляет 2-3 месяца. Его основной целью является научить иностранных студентов воспринимать русскую речь на слух посредством прочтения текстов, изучить различные разговорные темы и научить обучающихся читать короткие тексты и материалы. Особенностью преподавания на начальном этапе включается в себя: применение наглядных материалов, в том числе видео, аудио инструментов, использование индивидуального подхода к каждому студенту, выявление возможных проблем на пути изучения русского языка как иностранного и т.д.

Продолжительность среднего этапа составляет 4-5 месяцев. Основной целью обучения на данной этапе является возможность научить обучающихся читать специализированную литературу, разговаривать на конкретные темы, понимать структурные типы и стили речи русского языка. Особенностью преподавания на среднем этапе обучения включает в себя: практико-ориентированный подход к деятельности, использование профессиональных методик и инструментов в процессе обучения и осуществлению взаимодействия и многое другое.

Продолжительность основного этапа обучения составляет 4-5 лет. Данный период обучения направлен на развитие и совершенствование полученных знаний, умений и навыков, закреплении и отработке их на практике. Особенностью преподавания на основном этапе обучения включает в себя: оценку эффективности полученных результатов в процессе обучения, анализ усвоения образовательных компетенций [1, с.122].

Особенностью современных условий является то, что полностью изменилась среда процесса образования и организации учебных занятий. В условиях цифровизации появилось множество новых подходов, методик и инструментов обучения, которые позволили усовершенствовать данный процесс и вывести его на новый уровень развития. Например, в Тамбовской государственном университете создан новый цифровой образовательный проект под названием «Русский язык». Данный проект полностью предназначен для процесса обучения иностранных студентов «с нуля». Образовательный проект включает в себя использование дистанционных технологий обучения, посредством использования которых предоставляется уникальная возможность каждому студенту выйти в онлайн пространство из любой точки мира. Это способствует повышению мотивации среди обучающихся, увеличению стремления в познании русского языка как иностранного. Проект построен на изучении трех крупных блоков: речевой этикет, вводно-фонетический курс, начальный курс, а также инструменты обучения. Любой иностранный студент без труда может войти в курс и найти необходимую информацию, получить ответы на интересующие вопросы, установить обратную связь с преподавателями, выполнить домашние задания.

В данной работе разработана методика повышения эффективности преподавания русского языка как иностранного в современных условиях, которая включает в себя ряд основных положений:

  1. пересмотр учебного плана с учетом современных требований по реализации образовательных компетенций в условиях цифровой образовательной среды;
  2. использование инновационных методов и инструментов преподавания русского как иностранного;
  3. применение практико-ориентированного подхода в реальной разговорной и речевой ситуации;
  4. моделирование образовательного процесса с учетом практики использования зарубежного опыта;
  5. учет психологического, культурного, коммуникационного аспекта в преподавании русского языка как иностранного при взаимодействии со студентами;
  6. выявление возможных проблем и барьеров на пути изучения русского языка как иностранного студентами вуза;
  7. оценка эффективности полученных результатов и соответствия их поставленным образовательным целям и задачам и т.д.

Считаем, что данная методика позволит повысить эффективность преподавания русского языка как иностранного в современных условиях, а также определить дальнейшие приоритетные направления развития образовательного процесса, спрогнозировать ожидаемые результаты и расширить возможности обучения для студентов.

В целом можно сделать вывод, что преподавание русского языка как иностранного в современных условиях имеет свои особенности, которые определяют специфику самого образовательного процесса. Преподавание русского языка как иностранного должно отвечать требованиям времени, опираться на прогрессивные достижения науки и техники. Интернет-технологии могут успешно использоваться в учебных занятиях для поиска студентами дополнительной информации по изучаемой теме (сбор данных, необходимых для создания компьютерной презентации), с целью проверки уровня знаний обучающихся (работа с различными онлайн-тестами, онлайн-словарями).

Список литературы

  1. Антонова В. Е. Дорога в Россию: учебник русского языка. СПб.: Златоуст. 2020. 344 с.
  2. Власова Н. С. Русский язык как иностранный. М.: Знание. 2019. 204 с.
  3. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». 2017. С. 246-247.
  4. Стародумов И. В. Особенности преподавания русского языка как иностранного // Молодой ученый. 2018. № 40 (226). С. 204-207.

Интересная статья? Поделись ей с другими: