УДК 37

Организационно-методические условия успешного обучения говорению на уроках английского языка в 9 классе

Усачев Евгений Владимирович – директор Института лингвистики Московской международной академии

Чайка Оксана Валерьевна – студентка магистратуры Московской международной академии

Аннотация: В статье рассматриваются и анализируются организационно-методические условия успешного обучения говорению на уроках английского языка в 9 классе с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся. Исследуются наиболее эффективные приемы и методы обучения говорению в 9 классе. Рассматриваются методы повышения учебной мотивации и развития коммуникативной компетенции обучающихся 9 класса в ходе обучения говорению.

Ключевые слова: говорение, английский язык, урок, образование, иностранный язык.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современный выпускник основной школы, в соответствии со ФГОС, должен ументь не только читать, писать, переводить тексты на иностранном языке, но и свободно общаться на иностранном языке в стандартных бытовых ситуациях. В связи с этим, проблема обучения говорению в основной школе является актуальной и важной. Анализ актуальной педагогической практики показывает, что в 9 классе у большинства обучающихся падает мотиваций и интерес к изучению иностранного языка. Это вызвано тем, что в этом возрасте формируется критическое мышление, и многие обучающиеся, критически оценивая свои знания иностранного языка, теряют желание изучать его дальше [2].

У многих обучающихся возникают психологические барьеры, ведущие к неспособности самостоятельно построить устное высказывание и к неспособности общаться на изучаемом языке (причиной в большинстве случае является боязнь возможных лексических и грамматических ошибок). В связи с этим, для организации успешного обучения говорению школьников 9 класса представляется важным и необходимым учитывать возрастные особенности старшего подросткового возраста. Учет возрастных особенностей при обучении позволит предотвратить возникновение психологических барьеров у обучающихся и повысить их мотивацию к общению на иностранном языке [3].

Обучение в 9 классе приходится на старший подростковый возраст. Это время, когда у человека развивается понятие о собственной личности и формируется мировоззрение, в это время также  появляются новые увлечения, подросток ищет различные способы самовыражения и самореализации. Происходит дифференциация интересов в учебной сфере, формируются внутренние мотивы учения [1].

Успешность обучения говорению на уроках английского языка в 9 классе во многом зависит от того, какая мотивация к обучению сформирована у школьников сильнее – внешняя или внутренняя. Влияют на успешность обучения и такие факторы, как личностные и типичные возрастные особенности обучающихся, а также тематическое содержание и языковые особенности используемого при говорении аутентичного и адаптированного речевого материала (предлагаемые школьникам опорные тексты, иллюстрации, статьи). Большое влияние на успешность обучения говорению оказывают и условия обучения.

Важную роль в 9 классе играет ориентировка обучающихся на будущее. Педагог должен донести до детей тот факт, что умение общаться на иностранном языке будет способствовать успешной профессиональной деятельности. Тем не менее, это довольно сложная задача, потому что в 9 классе школьники еще только начинают задумываться о профессиональном самоопределении, и их планы относительно будущей профессии могут часто изменяться [3].

Деятельность обучающихся среднего школьного возраста, ее эффективность во многом зависят от того, какие условия для учебы создает школьникам педагог. В этом возрасте к обучающимся предъявляются новые, более высокие требования, что обусловлено интенсивным психическим и интеллектуальным развитием школьника в рассматриваемый возрастной период. При этом успешность учебной деятельности старших школьников оказывает влияние на развитие их учебных интересов и на будущую профессиональную ориентацию [1].

Интеллектуальная деятельность школьников носит интенсивный и напряженный характер. В этом возрасте педагогу рекомендуется использовать нетрадиционные типы уроков, направленных на обучение говорению, это может быть урок-семинар, урок-лекция, урок-дискуссия – в зависимости от интересов школьников [2].

Для мыслительной деятельности девятиклассников характерен высокий уровень абстракции и обобщения. Девятиклассники стараются найти причину неизвестных явлений, стремятся аргументировать собственную точку зрения на те или иные проблемы, обладают развитым уровнем критического мышления и высоким уровнем сформированности аналитических способностей. В этом возрасте постепенно начинает формироваться теоретическое материально-диалектическое мышление, школьники начинают познавать общий законы развития природы, общества, окружающего мира. Мышление достигает завершающего этапа зрелости. Мышление девятиклассника характеризуется высоким уровнем детализации [1].

Обучающиеся девятого класса имеют высокий уровень общей культуры и широкий кругозор, у них высокий уровень познавательной активности. А поведение носит познавательно-логический характер. Девятиклассники могут сосредоточиться и долгое время концентрироваться на предмете изучения. Они стараются использовать осмысленные, а не механические способы запоминания информации [4].

Для того, чтобы успешно обучать девятиклассников говорению, педагог должен уделять особое внимание более совершенной организации материала. Для этого следует задействовать способности обучающихся к синтезу, анализу, классификации, логическому мышлению. Обучающиеся стараются не заучивать тексты для говорения наизусть, а преобразовывать образцы текстов, ориентируясь на собственный жизненный опыт [5].

При продуцировании неподготовленной речи школьник может опираться на различные источники информации – прочитанный или прослушанный текст, просмотренный фильм или телевизионная передача на языке оригинала. Кроме этого, обучающийся может ориентироваться на собственный жизненный опыт и строить свой рассказ на основании тех познаний, что у него имеются, например, ученик может экспромтом рассказать о прочитанной книге, о случае из жизни, описать своего друга или родственника. Для развития неподготовленной речи следует использовать также дидактический потенциал ролевых игр, когда обучающиеся инсценируют по ролям конкретный диалог [2].

Для развития у обучающихся 9 класса неподготовленной устной речи можно использовать следующие речевые упражнения: составление аргументированных ответов на вопросы к прочитанному тексту, составление комбинированного диалога экспромтом в паре или в малой группе, организация ролевых игр по кейсам и коммуникативным ситуациям, организация дискуссий по прочитанным книгам, «круглые столы» и конференции по английскому языку.

Упражнения, которые направлены на формирование у обучающихся навыков говорения, должны быть такими, чтобы школьники легко с ними справлялись, должны соответствовать языковой компетенции обучающихся. Они должны быть направлены на развитие мышления, памяти и восприятие, а также нацелены на активизацию интеллектуальной деятельности обучающихся. В них должны содержаться типичные жизненные ситуации, с которыми часто встречаются люди в англоговорящих странах [3].

Таким образом, старший подростковый возраст является наиболее сензитивным возрастом для обучения говорению на английском языке, поскольку в этом возрасте обучающиеся уже обладают значительным словарным запасом и овладели элементарным грамматическим строем иностранного языка. Кроме этого, ведущим видом деятельности у подростка является общение, Эффективная организация обучения говорению девятиклассников способствует не только формированию языковых навыков, но и развитию коммуникативной компетенции обучающихся.

Список литературы

  1. Нагоева М.А. Готовность личности к самообразованию // Евразийский научный журнал. – 2018. – № 1. – С. 35 – 38.
  2. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике. Дистанционное обучение / А. Л. Назаренко. – Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2020. – 272 c.
  3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении / П. И. Пидкасистый. –  М.: МГПИ, 2020. – 77 с.
  4. Пиневич E.B., К вопросу об интерактивных методах обучения // Известия Юго-Западного государственного университета // Серия Лингвистика и педагогика. – 2019. – № 3 (20). – С. 155.
  5. Brog S., Al-Busaidi S., Learner Autonomy: English Language Teachers’ Beliefs and Practices. British Council, 2018.

Интересная статья? Поделись ей с другими: