УДК 378

Роль инновационных подходов в реализации педагогической деятельности

Багдасарян Лилит Гагиковна – кандидат педагогических наук, доцент Ванадзорского государственного университета (Армения, Ванадзор).

Даниелян Ани Самвеловна – магистрант Ванадзорского государственного университета (Армения, Ванадзор).

Аннотация: В статье рассматривается важность внедрения в образовательный процесс инновационных подходов, анализируются их преимущества и недостатки, приводятся примеры инновационных методов и инструментов, которые можно использовать в повседневной педагогической практике.

Ключевые слова: современное образование, инновации в педагогике, инновационные методы обучения, современные методы обучения, мультимедийные инструменты в педагогической деятельности.

Цель исследования

Выявить способы повышения инновационной деятельности в образовательном процессе, предложить конкретные шаги по их внедрению на разных этапах готовности педагога.

Проблема исследования

Современные дети зачастую более вовлечены в использование современных технологических устройств, чем педагоги. Использование методов обучения, понятных и близких «поколению интернета» способно повысить эффективность образовательного процесса.

Метод исследования

Изучение научной литературы и периодики.

Введение

Образовательная сфера связана не только с передачей детям, подросткам и молодежи базовых теоретических знаний и практических навыков, но и с воспитанием полноценного гражданина, члена общества, способного вести активную деятельность в выбранной профессиональной отрасли и повседневной жизни. Однако за последние два десятилетия и общественная жизнь, и профессиональная деятельность значительно трансформировались, что требует внедрения новых, современных подходов и в образовательную сферу.

Среди основных тенденций развития коммуникационного и информационного пространства тесно связанных с педагогической деятельностью, следует отметить цифровизацию, практически полное подключение к сети интернет, широкое использование электронных гаджетов и т.д.

Все это отразилось на привычках учащихся и связано с получением информации, поэтому для повышения эффективности обучения необходимо использовать эту ситуацию. В педагогике подобные явления относятся к области инновационной педагогической теории и практики.

1. Понятие инновационности в педагогическое деятельности

Инновационными методиками, инструментами, приёмами, подходами называются те процессы, которые ранее не имели массового применения в той или иной среде, являются существенными модификациями или альтернативными вариантами традиционных подходов и методик [1].

В педагогической деятельности инновационные подходы связывают, в первую очередь, с использованием информационных технологий и различного современного оборудования, как правило, позволяющего повысить интерактивность занятий, обогатить их мультимедийными способами подачи материала.

Однако ограничивать инновационную педагогику внедрением IT-методов и инструментов будет некорректно, поскольку новаторство может заключаться не только в технической составляющей образовательного процесса, но и в изменении организационного подхода, методологии построения курса в целом или конкретного занятия в частности, добавлении креативных и интерактивных инструментов и т.д. [3].

Так, например, введение в детском саду занятий по типу семинара или дискуссии, характерных при обучении студентов вузов, будет инновационным, поскольку подразумевает латеральный сдвиг в мышлении педагога, предпринявшего такой эксперимент [4].

2. Преимущества и недостатки внедрения инновационных подходов к обучению на разных ступенях образовательной системы

Начнем с недостатков внедрения инновационных подходов, потому что, во-первых, преимущества более очевидны, во-вторых, именно недостатки являются главным препятствием на пути развития инновационной педагогики на всех уровнях.

Первый недостаток – неготовность преподавателей к изменению собственной манеры, методики, подхода к профессиональной деятельности. Об этом не принято говорить, но именно косность мышления педсостава часто приводит к тому, что перспективные разработки или вообще не внедряются в образовательный процесс или внедряются фрагментарно, вследствие чего не приносят того эффекта, который могли бы принести при профессиональном подходе к повышению эффективности процесса обучения.

Второй недостаток – недостаточность финансирования для внедрения техноемких методик инновационного обучения. Не стоит забывать, что компьютерные технологии являются дорогостоящими: даже проекционное оборудование или интерактивные школьные доски может позволить себе далеко не каждая школа особенно в регионах. При этом отдельные инновационные методики базируются именно на активном использовании технологической материальной базы.

Третий недостаток – неготовность как к внедрению нового, так и к творческому поиску, позволяющему вносить разнообразие в образовательный процесс. Пресловутый латеральный сдвиг, характерный для креативного склада ума, – большая редкость в педагогике. А если он отсутствует, то разработка авторских методик и подходов к педагогической деятельности становятся невозможными.

Если же удается преодолеть эти недостатки и внедрить инновационные педагогические компоненты, то можно ожидать следующие позитивные изменения [2]:

  • повышение скорости и качества усвоения учебного материала дошкольниками, школьниками или студентами;
  • раскрытие творческого потенциала как учащихся, так и педагога;
  • развитие эмоционального интеллекта;
  • выявление новых точек междисциплинарного взаимодействия, которые способны повысить интерес обучающихся к процессу накопления знаний и их внедрению на практике.

3. Примеры внедрения инновационного подхода в педагогической деятельности

В связи с тем, что главным препятствием на пути внедрения инновационных подходов в образовательный процесс является нежелание, неспособность или неготовность к им со стороны педагогов, выделим несколько этапов, на которых может происходить постепенное повышение степени инновационности в учебном заведении.

Первый этап

Педагог совершенно не готов к внедрению инноваций, работает «по старинке». Требуется психологическая работа с сотрудником, предложение ему готовых и простых решений, совместный анализ полученных результатов. Например, внедрение автоматизированной системы промежуточного тестирования школьников позволяет сократить время на проверку контрольных работ. В результате высвобождается время для подготовки к творческим занятиям и практическим урокам. Цель – показать педагогу на практике, что инновационная модель «работает» успешно.

Второй этап

Педагог понимает, что без инноваций нельзя развиваться ни ему, ни школе (вузу, детскому саду, колледжу), но опасается их и не чувствует себя уверенно, применяя новые методы работы. В этом случае требуется стабильная методическая поддержка: каждый новый инструмент, методика, программа должны сопровождаться подробно прописанной инструкцией и возможностью оперативно получить консультацию у автора / разработчика. Например, внедрение электронных дневников должно сопровождаться подробным руководством, в котором прописаны все функции и пошаговые инструкции для выполнения тех или иных действий. Цель – придать педагогу уверенности в том, что он сможет быстро освоить новый метод работы и перейти к его постоянному использованию в профессиональной деятельности.

Третий этап

Педагог готов внедрять инновации, относится к ним позитивно и без опасения, но в силу психологических особенностей личности, будет адаптироваться к ним довольно длительное время. В этом случае главным является предоставление необходимого времени на освоение нового способа работы как самостоятельно так и с привлечением консультанта. Педагог должен прочувствовать все особенности новой системы или инструмента. Например, в школе было решено ввести элементы театрализованных постановок для усвоения программы по гуманитарным предметам, идея понравилась всем, но если преподаватели литературы и иностранных языков к таким методам обучения привычны, то преподавателю истории потребуется время, чтобы привыкнуть к постановке инсценировкам исторических событий. Цель на данном этапе – помочь педагогу освоить инновационный метод работы в удобном темпе, даже если он протекает медленнее, чем у его коллег.

Четвёртый этап

Педагог готов к внедрению инноваций, с готовностью использует их в своей работе и делится опытом с коллегами. Это финальная, самая желательная для повышения уровня образовательного процесса стадия готовности преподавателя к работе с инновациями. На этом этапе сотрудник, как правило, готов не только использовать чужие разработки, но и создавать собственные, авторские методики преподавания, в чем его необходимо максимально поддерживать. Такой преподаватель может стать наставником для коллег, которые находятся на более низких уровнях готовности к работе с инновациями, что тоже является дополнительным резервом при внедрении инновационного подхода в образовательный процесс. Например, преподаватель биологии внедряет в средних классах изучение генной инженерии и проводит семинары для преподавателей других школ города, на которых делится своим опытом. Цель – поддержать креативную инновационную деятельность педагога и помочь ему оказать позитивное влияние на коллег, недостаточно менее готовых к внедрению инноваций.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что внедрение инноваций в образовательный процесс является один из самых важных аспектов развития образовательной системы Армении. Доля инновационных инструментов, методик и темпы их внедрения зависят от изначальной готовности педагогического коллектива к модернизации своей профессиональной деятельности.

Предлагается использовать на практике подход поэтапного введения инноваций в учебный процесс. Необдуманная сальтация грозит сворачиванием на принудительный, неестественный путь развития учебного заведения и его коллектива, а также негативно отразится как на психологическом климате, так и на результатах подготовки детей и молодежи.

Не следует внедрять инновации массово: это может отпугнуть даже позитивно настроенных педагогов, а также дестабилизировать учебный процесс в связи с переключением внимания с освоения детьми материалов программы на одновременное изучение сразу нескольких способов их преподавания.

Инновации должны внедряться в образовательную систему постепенно, последовательно и непрерывно – тогда этот процесс даст максимально положительный результат.

Список литературы

  1. Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. – Владим. Гос. ун-т им. А.Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. – 119 с.
  2. Околелов, О. П. Инновационная педагогика : учебное пособие / О.П. Околелов. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 167 с. — (Высшее образование: Магистратура). — DOI 10.12737/24344. - ISBN 978-5-16-012564-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2081767 (дата обращения: 23.11.2023). – Режим доступа: по подписке.
  3. Кайранова О.В. Инновационные методы обучения в образовательном процессе. – URL: https://www.informio.ru/publications/id5600/Innovacionnye-metody-obuchenija-v-obrazovatelnom-processe (дата обращения: 23.11.2023).
  4. Федосеева С. Повышение эффективность процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологий. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-povyshenie-yefektivnosti-procesa-obuchenija-doshkolnikov-cherez-ispolzovanie-inovacionyh-obrazovatelnyh-tehnologi.html (дата обращения: 23.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: