УДК 37

Школы плавания: определение, современное состояние, тенденции

Усов Иван Алексеевич – преподаватель по физической культуре Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета

Аннотация: Цель. Целью исследования выступают выявление признаков и осмысление деятельности Школ плавания. Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ научной литературы, в которой отражены различные аспекты деятельности школ плавания, приведён анализ взглядов исследователей на роль школ плавания в системе иерархических взаимосвязей физкультуры и спорта. Результаты. Проведённый анализ показал, что термин «Школа плавания» как материальная базы для занятий плаванием, вновь обрел свое значение. Именно школы плавания определяют высокий статус знания, как научится плавать, являются основанием для дальнейшего развития спорта. По итогам исследования сделан вывод о том, что для отнесения коллектива тренеров преподавателей, инструкторов к школе плавания должны быть соблюдены определённые основания, дающие возможность говорить о том, что коллектив достиг уровня организации и результативности, характерного для школы. Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён новый материал по исследуемой теме, в научный оборот введены критерии, позволяющие говорить о том, что коллективом удалось создать школу плавания, повысив статус исследуемой научной проблематики до уровня истинного знания. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе написания научных исследований, учебников, методических материалов по вопросам, касающимся роли школ плавания в обучении плаванию.

Ключевые слова: школа плавания, статус, параметры, обучение плаванию, авторитет, коллектив, спорт, физкультура, услуги.

Введение

Одной из определяющих закономерностей развития Физической культуры является преемственность идей, концепций, методов обучения, составляющих содержание любой культуры. Люди разных поколений, осуществляя процесс обучения плаванию, словно передают из рук в руки накопленный ими «интеллектуальный капитал», на фоне чего возникает извечная проблема учителей и учеников, старшего и молодого поколений, основателей новых направлений и их продолжателей, иными словами, формируется проблематика трансформации и развития школ плавания, которая до конца не раскрыта. В частности, проблемными являются вопросы, связанные с ролью школ плавания в формировании авторитета физической культуры, с критериями отнесения коллектива тренеров именно к «школе» плавания.

Следует сказать, что создание школ плавания – добрая традиция, являющаяся результатом уникального культурно-исторического развития России, а их наличие является основанием для формирования авторитета и высокого статусного положения отечественного спорта в системе общественных отношений.

К вопросу о деятельности школ плавания и их роли в развитии современной физической культуры в последние годы обращались А. А. Аузан, А. А. Курдин [1], М. Вебер [2], Р. Г. Гостев [3], С. В. Иванова [5], А. В. Ковалёв [6], Н. И. Кузнецова [8], Н. О. Николов [10], А. П. Соловей [13] и др. Данные учёные развили ранее существующие теоретические положения относительно процессов становления школ плавания, их развития, специфических особенностей, общественной и спортивной значимости.

Как правило, если возникает запрос научится плавать, то в интернете в поиске вводят словосочетание школа плавания, логично предполагая, что учат именно в школе. Школа плавания интуитивно понятно.

Статистика по словам

Показов в месяц

плавание

1 366 474

плавание купить

70 076

плавание 2023

65 018

очки +для плавания

58 241

плавание какие

57 264

соревнования +по плаванию

56 439

плавание +в бассейне

53 091

кругосветное плавание

50 771

тренер +по плаванию

46 530

детское плавание

44 749

первое плавание

43 760

плавание +для детей

42 133

школа плавания

40 059

синхронное плавание

39 316

плавание Москва

32 182

совершенное плавание

31 436

совершить плавание

31 346

первая кругосветное плавание

30 271

первое кругосветное плавание

30 271

суть плавания

29 848

спортивное плавание

Статистика по словам

Показов в месяц

обучение плаванию

21 716

обучение плаванию детей

7 444

обучение плаванию взрослых

3 209

Что именно подразумевается под этим термином?

Школа (от др.-греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школахудожественная школаспортивная школа — ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.)

Изначально обучение ребенка в школе рассматривалось как «передача ответственности» за образование и воспитание детей от семьи к школе. Школа была призвана восполнить то, что не может дать ребенку семья. Учителя рассматривались как обладающие сакральным знанием и уникальными компетенциями для создания образовательной среды и обучения. [Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. (2018) Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. № 3. С. 68–90.]

СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ, специализированные учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов высокой квалификации. В Российской Федерации 3 основных типа: детско-юношеские, олимпийского резерва (специализированные) и высшего спортивного мастерства. Первые детские спортивные школы созданы в 1934.

ШКОЛА ПЛАВАНИЯ – в дореволюционное время частное предприятие, в котором проводилось обучение плаванию

Советские Школы Плавания не преследовали коммерческих целей и разрешали задачи оздоровительного характера, массового развития и пропаганды плавания среди населения.

В середине 30-х гг. в связи с новыми организационными формами работы, с созданием ДСО и секций плавания в низовых коллективах физкультуры термин "Школа плавания" как материальная базы для занятий плаванием, постепенно утратил свое значение. Особенно широкое развитие в 50 и 60-х гг. XX в. получили детско-юношеские спортивные школы по плаванию и спортивные школы с отделениями плавания [1].

В капиталистических странах Школы плавания (секции, группы и т. п.) создаются, как правило, при спортивных клубах.

На сегодняшний день по статистике запросов Яндекса мы видим, что люди ищут именно школу плавания, а не дюсш или сдюшор

1.              Статистика по словам

Показов в месяц

школа плавания

46 961

олимпийская школа плавания

4 278

школа резерва плавание

4 144

По запросу в интернете - обучение плаванию в Красноярске, выдается следующая информация

1. Международная школа плавания кроль

2. Школа лёгкого плавания iloveswimming

3. Центр спортивного плавания красноярского края

4. Клуб Сибирь

5. Клуб сибсвим

6. Школа плавания Алексея Степанова

7. Школа фридайвинга моё море

8. Школа плавания swimcity 24

8. Школа плавания athletic swim

9. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа олимпийского резерва «Энергия»

10. Краевая спортивная школа

11. Красноярский центр развития плавания

12.Академия плавания

13. Академия синхронного плавания Красноярск

14. Малое инновационное предприятие «Малыш и мама» (плавание)

Итак, где можно научиться плавать? Можно выделить государственные учреждения, и частные, названия разные – школа, академия, клуб, центр. Нет только института плавания и университета плавания. Возможно, что будут использованы и такие названия.

Таким образом мы видим несколько причин использования в названии слогана Школа плавания

  1. Увеличение конкуренции: В связи с ростом популярности плавания, количество предложений услуг по обучению плаванию увеличивается, что приводит к усилению конкуренции на рынке. Чтобы выделиться среди конкурентов, название школа плавания — это способ привлечения клиентов.
  2. Повышение узнаваемости бренда: Использование слогана “школа плавания” помогает повысить узнаваемость бренда.
  3. Эмоционально-интуитивная составляющая: Слоган “школа плавания” ассоциируется с качественным обучением, и спортивными достижениями, что делает его привлекательным для многих людей.
  4. Улучшение качества услуг: Школы плавания предлагают разнообразные программы обучения, включая индивидуальное обучение, обучение для детей и взрослых, а также занятия для профессиональных пловцов.
  5. Развитие инфраструктуры: С появлением новых бассейнов, аквапарков и других водных комплексов, школы плавания получили больше возможностей для развития.
  6. Использование социальных медиа: Школы плавания активно используют социальные сети для продвижения своих услуг.

Школа плавания по определению представляет собой институт передачи традиций и знаний физкультурной деятельности, безусловной ценностью которой является умение плавать. При этом традиции и знания рассматриваются как основа творчества, осознанного и рационально обоснованного в раскрытии и применении объективно существующих законов и закономерностей физического развития человека. «Спортивные достижения» безусловная ценность определяющая спортивный уровень школы плавания, ее приоритеты. Без стремления к высоким спортивным результатам школа плавания представляет что угодно, но только не спорт, поскольку утрачивается целевая функция, удовлетворяющая социальные потребности общества.

Определяя содержание самого понятия «школа плавания», мы вслед за С. В. Ивановой и А. В. Ковалёвым понимаем под данной дефиницией коллектив тренеров-преподавателей, возглавляемых руководителем-лидером, действующий по разработанной программе и получивший признание в спортивных достижениях учащихся, осуществляющий подготовку пловцов, проведение контрольных испытаний, участие в соревнованиях, создавая предпосылки для распространения идей физкультуры и коллективного педагогического творчества.

Задачи Школы плавания

Существуют целевые, обучающие, воспитательные, развивающие и инновационно-результативные задачи, которые формируют «ядро» целостности «школы», ее самобытность относительно других школ, ее преемственность. В этих свойствах проявляется именно инновационно-результативный характер отношений, поскольку «тренер-преподаватель» передает те технологии обучения, которые уже опробованы, проверены, позволяют с меньшими ошибками и усилиями приближаться к нужному результату. Тренер прошел, часть своего пути, и ученик может воспользоваться «картой» продвижения, избегая ненужных ошибок и траты сил на тупиковых маршрутах. Так формируются, знания, умения, навыки и стиль школы, выделяющие ее из ряда других школ.

Следующая важная задача

достижение в каждом поколении занимающихся максимального уровня подготовки в достижении спортивных результатов и званий. Одновременно эта задача отражается в неформальной передаче жизненных компетенций тренером-преподавателем, который берет ответственность за жизнь и здоровье ученика. Таким образом это предполагает формирование общей, картины мира, мировоззрения, которое становится основой совместного развития – коэволюции. В неформальном срезе такие отношения означают так часто используемые выражения «тренер как отец или мать», как образ «спортивного братства».

В формальных отношениях присутствует формирование определенных институциональных ритуалов, осознанного признания предыдущего поколения как проводника, ведущего в сферу физической культуры, того, к кому можно обратиться за советом в сложном жизненном выборе. Особым, средовым значением обладают обряды «спортивной инициализации» для занимающихся – получение спортивных званий и разрядов, кандидата и мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженного мастера спорта, звание Победителя первенства, обладателя Кубка или звание Чемпиона. Это, в свою очередь, определяет систему норм и позитивных установок внутри школы плавания. Проявлениями этих отношений являются уровень зарплаты тренера-преподавателя, рейтинг и авторитет ШП.

Выводы

Термин "Школа плавания", как материальная базы для занятий плаванием, вновь обрел свое значение.

Занятия в Школе плавания как правило платные.

Именно Школы плавания определяют высокий статус знания, как научится плавать и совершенствовать этот навык, являются основанием для дальнейшего развития спорта.

По итогам исследования сделан вывод о том, что для отнесения коллектива тренеров преподавателей, инструкторов к школе плавания должны быть соблюдены определённые основания, дающие возможность говорить о том, что коллектив достиг уровня организации и результативности, характерного для школы.

Список литературы

  1. Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой: информационный бюллетень / К.В. Павленко, Ю.О. Дементьева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 52 с. – (Мониторинг экономики образования; № 5 (22)). – 70 экз. – ISBN 978-5-7598-2642-2 (в обл.).
  2. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., 'Физкультура и спорт', 1963. 423 с.
  3. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. (2018) Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018, № 3. С. 68-90.

Интересная статья? Поделись ей с другими: