УДК 37

К вопросу о модернизации процесса преподавания иностранных языков в высшей школе

Докучаева Елена Владимировна – старший преподаватель кафедры Филологии Академии труда и социальных отношений

Аннотация: В статье рассматривается проблема модернизации процесса преподавания иностранных языков в высшей школе на основе анализа основных изменений, происходящих на рынке труда. Кроме того, в работе анализируются тенденции, которые с высокой вероятностью будут определять в ближайшем будущем характер процесса обучения и проблемы, которые могут возникнуть в связи с этими изменениями, а также возможные пути их решения.

Ключевые слова: эра Гутенберга, эра Цукерберга, цифровизация, роботизация, дистанционное обучение, глобальные компетенции, мягкие навыки, процесс преподавания иностранных языков.

Для современной системы подготовки квалифицированных кадров все более актуальной становится проблема повышения конкурентной привлекательности высшего учебного заведения среди абитуриентов. Гарантия предоставления наилучших условий для получения высшего образования является одним из решающих факторов в соперничестве вузов на внутригосударственном и международном уровнях.

Сохранение самобытных традиций и опыта образовательной организации сопряжено с постоянной адаптацией ее работы к ситуации на рынке труда и складывающимся социально-демографическим условиям. При этом динамичное изменение мировой экономики, обусловленное развитием ее технологической составляющей, с каждым днем увеличивает потребность в модернизации системы обучения на основе точных прогнозов.

Следует учитывать, что повышение эффективности преподавания в отдельном вузе возможно рассматривать как одну из составляющих деятельности, направленной, в целом, на создание условий для экономического роста Российской Федерации и повышение ее международного престижа. Это означает, что решение подобных задач прямо связано с обеспечением национальных интересов нашей страны и может выступать предметом широкой дискуссии.

Как показывают наблюдения автора, иностранный язык относится к тем дисциплинам, преподавание которых в наибольшей степени предполагает отслеживание происходящих социально-экономических изменений. Действительно, язык – это сложная, живая и развивающаяся система, подлежащая, в конечном итоге, усвоению на бессознательном уровне. Понимание преподавателем динамики развития языка, в контексте происходящих трансформационных процессов в экономике, помогает находить новые средства усовершенствования процесса усвоения материала обучаемыми.

На основе анализа литературных источников попробуем выделить основные тенденции происходящих изменений на рынке труда и обстоятельства, определяющие направленность формирования рабочей сферы XXI века.

Так, в качестве факторов, обусловленных все более ускоряющимся научно-техническим развитием, возможно указать:

  • автоматизацию и роботизацию рабочих процессов, с использованием автономных систем, способных на сложные физические и когнитивные действия;
  • цифровизацию всех сфер жизни, требующую уверенное владение базовыми технологиями (Интернет-технологиями);
  • переход из «эры Гутенберга», мира печатного текста и системного мышления, в «эру Цукерберга», которая зиждется на зрительных образах и клиповом мышлении [1, с. 14, 70].

В свою очередь, к факторам социальных изменений, не имеющим явной техногенной природы, следует отнести:

  • трансформацию социального фона вследствие роста продолжительности жизни, нарастающих темпов урбанизации, изменений в гендерных социальных ролях [1, с. 14];
  • получение доступа к высшему образованию все более широких слоев населения [7];
  • ускорение темпа принятия решений; новые задачи появляются быстрее, чем социальные институты могут реагировать и вырабатывать пути их решения [1, там же];
  • расширение перечня трудовых функций, реализуемых дистанционно (в первую очередь, на фоне пандемии коронавируса) [1, с. 88];
  • частые смены смежных профессий, освоение новых профессиональных стандартов [1, с. 87];
  • все большее распространение горизонтальных систем управления [1, с. 17];
  • объединение работы, творчества и повседневной жизни [1, с.17].

Происходящие изменения определяют ключевую роль высших учебных заведений в формировании будущей реальности, вызывая к необходимости максимально быструю переориентировку учебного процесса под запросы общества.

Как справедливо отмечено авторами сборника «Современные вызовы и преподавание иностранных языков в России», для образовательной организации, нацеленной на вхождение в мировое образовательное пространство, вышеперечисленные тенденции в своей совокупности ставят проблему смены фокусировки с преподавания предмета на развитие человека, что выражается в формировании у обучаемых так называемых «глобальных компетенций» (Global Skills) и, в их числе, «мягких навыков» (Soft Skills).

Концепт Global Skills включает:

  • коммуникацию и сотрудничество;
  • творчество и критическое мышление;
  • межкультурную компетенцию и гражданское сознание;
  • эмоциональное саморегулирование, эмоциональный интеллект и благополучие;
  • компьютерную грамотность.

При этом к «мягким навыкам» отнесены:

  • способность учиться, в том числе выбирать свои стратегии обучения на протяжении всей жизни;
  • кооперативность, умение решать нестандартные задачи в сотрудничестве с другими членами команды или умение создавать команды;
  • креативность, умение находить нестандартные решения и не бояться подвергать сомнению ранее апробированные методы решения задачи;
  • экологическое мышление (понимание ответственности перед будущими поколениями и планетой за принятые решения);
  • осознанность, умение управлять вниманием, временем и способность видеть «big picture»;
  • медиа грамотность, информационная гигиена и способность распознавать неподтверждённую информацию;
  • эмоциональный интеллект, эмпатия.

В этой связи интересна также приведенная авторами указанного сборника концепция 4К, объединяющая в себе четыре основные компетенции, востребованные в ХХI веке: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация [1, с. 15, 18, 67].

По нашему мнению, указанные выше и во-многом пересекающиеся перечни компетенций (Global Skills, Soft Skills, 4К) позволяют составить целостное описание профессиональных и личностных качеств молодого специалиста, на формирование которых должна быть направлена образовательная деятельность высшей школы в ХХI веке.

В свою очередь, в качестве тенденций, которые с высокой вероятностью будут определять в ближайшее время характер процесса обучения, отмечены:

  • перераспределение учебной работы между классным и внеклассным временем;
  • переход с бумажного формата пособий и материалов на онлайн формат;
  • более творческий и осознанный подход к процессу обучения со стороны ученика;
  • возможность асинхронного взаимодействия преподавателя и ученика вне классной работы;
  • высвобождение значительной части классного времени для творческих и коммуникативных заданий, анализа текста и свободного общения [1, с. 116 – 117].

Наблюдаемые тренды социально-экономических изменений могут быть в обобщенном виде представлены в виде следующих взаимосвязанных проблем, стоящих перед системой образования:

  • необходимость подготовки востребованных на рынке занятости и конкурентоспособных специалистов в сложных условиях нестабильности и неопределенности, с ориентировкой на формирование гармонично развитой личности, обладающей актуальными профессиональными компетенциями;
  • необходимость эффективного использования возможностей современных технологий и Интернета;
  • необходимость максимального освоения преимуществ дистанционного преподавания, с выявлением и компенсацией его объективных недостатков.

Применительно к иноязычной подготовке в качестве комплексного решения данных проблем возможно принять во внимание следующую рассмотренную в литературе совокупность подходов к усовершенствованию методики преподавания.

В первую очередь речь идет об общей методологической установке на поддержание интереса, мотивированности, заинтересованности и вовлеченности студентов в работу за счет новизны изучаемого материала и разнообразия выполняемых заданий [1, с. 133; 5].

Далее следует указать на необходимость расширенного внедрения в обучение иностранным языкам компьютерных технологий, с использованием различных видов телекоммуникации и информационных ресурсов:

  • мультимедийных средств и видеоинформации;
  • онлайн-сервисов и платформ, обеспечивающих автоматизацию деятельности преподавателя и обучаемого, в частности процессов проверки выполненных заданий, статистической обработки и анализа сделанных ошибок;
  • иных цифровых технологий, в том числе социальных сетей, электронной почты, блогов, подкастов, телеконференций, чатов, форумов, веб-квестов, каталогов, телекоммуникационных образовательных проектов, экскурсий, викторин [1, с. 59, 66, 115, 130 – 131].

Изучение специфики дистанционного обучения свидетельствует о том, что при обеспечении максимальной доступности образования указанная система существенно затрудняет:

  • эмоциональный контакт студента с преподавателем [1, с. 104 – 105];
  • возможность проверки и корректировки навыков аудирования и говорения, а также, при выделении длительного времени, навыков переводов текстов за счет использования студентами специальных программ [1, с. 83].

В целях снижения негативного воздействия указанных факторов на эффективность преподавания рекомендуется, в числе прочего:

  • обеспечить получение преподавателем от студентов (по каналам обратной связи) актуальной информации о трудностях в восприятии и усвоении учебного материала;
  • выполнять задания по переводу текстов в режиме онлайн, в пределах ограниченного времени [1, с. 105, 132, 137].

Другим перспективным инновационным направлением в преподавании иностранных языков, на наш взгляд, выступает методика обучения в сотрудничестве, предусматривающая выполнение обучаемыми заданий в составе самоорганизующихся команд. Преподавателю в этом случае отводится роль наблюдателя и корректировщика процесса осуществляемой студентами деятельности. К наиболее распространенным вариантам указанного обучения относятся совместные проекты, мозговой штурм и ролевая игра [1, с. 20-23, 69; 5].

Отдельного рассмотрения заслуживает подход к обновлению образования за счет профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам. Представляется, что в рамках данного подхода может быть обеспечено комплексное применение рассмотренных выше инновационных направлений иноязычной подготовки, а именно:

  • усиления мотивированности,
  • расширения спектра использования современных технологий,
  • развития сотрудничества [1, с. 160; 3; 4; 5].

Как отмечает И.Ю. Нечаева, преподавание иностранных языков для специальных целей является приоритетным направлением в зарубежной методике [7].

Ключевыми аспектами профессионально-ориентированного обучения иностранному языку следует признать:

  • подготовку корпусов специальной лексики [1, там же];
  • формирование профессионального тезауруса вторичной языковой личности (фоновых знаний, относящихся к той или иной производственной деятельности, знаний подъязыка специалиста, а также четко установленных правил и поведенческих норм профессионального общения) [8];
  • изучение наиболее распространенных ситуаций реализации трудовых функции по соответствующей специальности, с воссозданием в учебных материалах обстановки, максимально приближенной к будущей сфере деятельности обучаемого [8];
  • использование активных методов формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, в частности методического приема коммуникативной игры [4, 5];
  • применение специализированных оценочных средств, к числу которых следует отнести комплексную ситуационную задачу – фрагмент действительности, содержащий профессионально значимую проблему и требования к её решению [2].

Итак, в целях эффективного формирования навыков профессионально-ориентированного межкультурного общения в современных условиях приобретает особое значение работа по подбору актуального материала и созданию учебных ситуаций, схожих с профессиональной деятельностью будущих специалистов, в сочетании с использованием новых технологий и составлением авторских учебно-методических комплексов [3].

В свою очередь, специализация программ иноязычной подготовки под определенные компетенции, востребованные в ХХI веке, в сочетании с расширением приемов обучения в сотрудничестве и использованием современных технических возможностей, как нам представляется, содержит значительные ресурсы для усиления заинтересованности и мотивированности обучаемых и повышения качества усвоения языкового материала.

Список литературы

  1. Современные вызовы и преподавание иностранных языков в России / М.В. Воронцова, И.Г. Беляева, М.В. Зиза [и др.]. – Москва: Издательский дом ООО "Роликс", 2022. – 191 с.
  2. Вожигова Н.В. Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса «Английский язык в профессиональной сфере» (из опыта работы) // Молодой ученый. – 2015. – № 15. – С. 15 – 18.
  3. Кропчева Т.В. Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело») // Молодой ученый. – 2015. – № 15. – С. 35 – 38.
  4. Кукарская Г.Н. Профессиональная направленность студентов при обучении английскому языку // Молодой ученый. – 2015. – № 15. – С. 38 – 39.
  5. Мастерских С.В. Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции // Молодой ученый. – 2015. – № 15. – С. 48 – 50.
  6. Муравьёва Н.Г. Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза // Молодой ученый. – 2015. – № 15. – С. 55 – 57.
  7. Нечаева И.Ю. Современные тенденции профессионально-ориентированной иноязычной подготовки в российских и зарубежных вузах // Вестник Брянского госуниверситета. – 2016. – № 1. – С. 270 – 274.
  8. Татосьян М.М. Формирование навыков профессионально-ориентированного межкультурного общения у будущих специалистов индустрии гостеприимства // Молодой ученый. – 2015. – № 15. – С. 72 – 74.

Интересная статья? Поделись ей с другими: