УДК 37 

Опыт разработки учебно-методического пособия по дисциплине «Иностранный язык» для обучающихся дорожно-строительного факультета магистратуры МАДИ

Каменецкая Анна Аркадьевна – старший преподаватель Экономического факультета кафедры «Иностранные языки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

Аннотация: Данная статья посвящена опыту разработки учебно-методического пособия по дисциплине «Иностранный язык» для обучающихся дорожно-строительного факультета магистратуры МАДИ. Основной целью данного пособия является подготовка обучающихся к использованию английского языка в их будущей профессиональной деятельности, связанной со строительством дорог. Пособие соответствует ФГОС ВО последнего поколения и разработано на основе профессионально-ориентированного и междисциплинарного подходов, в соответствии с которыми содержание учебных материалов и учебная деятельность при формировании профессиональной иноязычной компетенции способствует развитию универсальных и профессиональных компетенций студентов, готовящихся к работе или уже работающих в сфере дорожного строительства. В статье подробно раскрывается структура пособия и роль каждого элемента структуры в формировании профессиональной иноязычной компетенции, которая предполагает овладение специальной терминологий, навыками и умениями чтения, говорения, аудирования и письма на английском языке.

Ключевые слова: учебно-методическое пособие, строительство дорог, профессионально-ориентированный подход, междисциплинарный подход, профессиональная иноязычная компетенция.

Дисциплина «Иностранный язык» язык» является обязательной частью подготовки студентов дорожно-строительного факультета магистратуры МАДИ. Хотя дисциплина и названа просто «Иностранный язык», совершенно очевидно, что на этапе магистратуры она должна иметь профессиональную направленность Однако в стандартах учебных дисциплин чаще упоминаются общекультурные компетенции, такие как ОК-7 «владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления межкультурной и иноязычной коммуникации» и ОК-12 «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» В современных же условиях прежние установки на текущую тенденцию глобализации, рост влияния транснациональных корпораций в России больше не работают. При этом овладение профессиональными компетенциями, сосредоточенными только на работе со специальной литературой, например ПК-13 «готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования», не могут удовлетворить современных студентов, в сознании которых умение общаться на профессиональные темы является свидетельством знания иностранного языка [1]

В связи с вышесказанным очевидно, что целью учебно-методического пособия «Строительство дорог» [2] должна быть подготовка обучающихся в магистратуре к использованию английского языка в их будущей профессиональной деятельности, связанной со строительством дорог. В основу данного учебно-методического пособия легло формирование профессиональной иноязычной компетенции, которая предполагает овладение специальной терминологией, формирование навыков и умений чтения, говорения, аудирования и письма на английском языке.

Пособие разработано на основе профессионально ориентированного и междисциплинарного подходов, в соответствии с которыми содержание учебных материалов и учебная деятельность при формировании профессиональной иноязычной компетенции способствует развитию как универсальных, так и профессиональных компетенций магистрантов, работающих в сфере дорожного строительства [3]

Пособие состоит из четырех уроков-тем (Units –Unit 1. The Role of a Highway Engineer, Unit 2.An Overview of Roads and building Materials Past, Unit 3.An Overview of Roads and Building Materials Present,  Unit 4 An Overview of Roads and Building materials Future  и  приложения(Appendix) , в котором представлены в письменном виде аудиотексты.

Урок-тема (Unit) начинается с подготовительных упражнений (Warming up), целью которых является ознакомление учащихся с темой урока. Выполнение этих упражнений является своего рода разминкой, создающей атмосферу необходимую для дальнейшей работы над формированием различных видов речевой деятельности. К таким упражнениям относятся и обсуждение приведенной цитаты, и ответы на вопросы по теме, и выполнение тестов с последующим объяснением выбора варианта ответа.   Приведем конкретные примеры.

В уроке-теме 1(Unit 1) The Role of a Highway Engineer приводится высказывание Стива Джобса: ”Your work is going to fill a large part of your life, and the only way to be truly satisfied is to do what you believe is great work. And the only way to do great work is to love what you do. К высказыванию дается задание: Read the quotation of Steve Jobs and say if you agree with him and why you have chosen a job of a highway engineer. Как бы странно это ни звучало, но многие магистранты, формулируя свой ответ, впервые задумываются о факторах, побудивших их выбрать профессию инженера- строителя дорог.

В уроке-теме 2 (Unit 2) под названием An Overview of Roads and Building Materials Past  раздел  Warming up начинается с краткого экскурса в историю римских дорог в Британии. Затем дается задание, касающееся строительства римских дорог Read the questions and the answers to them. After reading answer the questions without looking at the text.

  1. Why did the Romans build roads?- It was important for the Roman army to be able to move soldiers and all        their baggage around the country.
  2. Why did the Romans build straight roads? -They built roads as straight as possible, in order to travel as fast as they could. Winding roads took longer to get to the destination and robbers could be hiding around the bends.
  3. How did the people in Roman times travel around? -People would either ride on horseback, drive carts pulled by oxen or walk.
  4. Why were the roads built on the slant (построены с уклоном)?

-Roman roads sloped down from the ditches on either side to allow the rain to drain away and not make the road too muddy.

Данное задание позволяет расширить кругозор обучающихся магистратуры в области истории строительства первых дорог, способствует развитию памяти и концентрации внимания, формированию навыков говорения.

В уроке-теме 3 (Unit 3)   An Overview of Roads and Building Materials магистрантам предлагается тест на знание устройства дорожного покрытия и роли строительных материалов при возведении дорог.

Задание раздела Warming up урока- темы 4(Unit 4) An Overview of Roads and Building Materials Future представлено отрывком, описывающим будущее дорог.

Warming up

1.Read the passage and say which of the ideas  can be realized in the near future.

Imagine if you could make a seamless, integrated journey by electric bus, driverless car and bike hire – all paid for easily through your smartphone. Imagine if the highway beneath your car repaired itself, reducing disruptive road works. Imagine temperature-sensitive road markings that warn you of icy conditions, a car park that doubles as a solar panel, or pavements that turn footsteps into electricity.

Выполняя это задание, магистрант учиться анализировать приведенную информацию и аргументировать свою точку зрения на основе имеющихся  у него специализированных знаний.

Раздел Reading основан на двух аутентичных текстах американских авторов. Первый текст имеет электронный адрес: https://www.wise-geek.com/what-does-a-highway-engineer-do.htm D.Jeffress What does a Highway Engineer do?[4]

Все остальные уроки-темы основаны на одном тексте, прослеживающим историю строительства дорог с древних времен до наших дней. https://www.popsci.com/history-future-roads-feature - Jake Bittle.The History and Future of Hitting the Road[5] Наличие только одного текста, разделенного на смысловые части, позволяет  учащимся  лучше  сосредоточиться на содержащейся в нем информации, а также адаптироваться к стилистике и лексике автора.  Задания к первому тексту и различным частям второго текста направлены на дальнейшее формирование четырех видов чтения, используемых в профессиональной деятельности инженеров: изучающего, поискового, просмотрового и ознакомительного. Задания предполагают как чтение со словарем, так и без него.

Приведем конкретные примеры в рамках уроков- тем 1 и 2.. В уроке-теме 1 к тексту The Role of a Highway Engineer  дается задание: Read the text and say if a highway engineer job description and education are similar to those  in Russia or there are some differences.

Данное задание позволяет провести сравнительный анализ системы обучения инженеров-дорожников в США и России, что требует детального изучения текста.

В уроке-теме 2 к части первой текста, посвященного истории строительства дорог в древнем мире даны следующие задания: Read Part 1 of the textRoads Pastand give a subtitle to it.

Say which building material used by Mesopotamia [mesɪpɪˈteɪmɪə ) is still applied and which road constructed by Romans is still functional.

Compare the road building methods of Mesopotamia and Rome and say what allowed Romans to build the longest and most durable roads in the ancient world.

Данные задания позволяют анализировать, синтезировать и обобщать прочитанный материал. Задания также позволяют расширить профессиональный кругозор в области истории строительства дорог.

Ко второй же части данного текста даются следующие задания: Read Part 2 of the TextRoad Pastand explain the subtitle of the part.

1.Try to understand from the text what the terms “toll collection” and “turnpikes” mean.

2.Translate the passage about John Metcalf’s road construction method into Russian.

3.Explain why blind engineer John Metcalf made his way to the city faster on foot than a military man on a horse-drawn buggy

Если в первой части магистранты должны обобщить прочитанный материал, дав ей название, то во второй части должны наоборот раскрыть смысл ее названия. Предлагается понять значение слов из контекста, что требует максимального осмысления материала. Дается также задание на перевод, которое направлено на дальнейшее развитие навыков изучающего чтения, а также задание на выявление причинно-следственных связей. Все эти задания служат формированию общекультурных, универсальных и профессиональных компетенций магистрантов

Раздел Vocabulary Practice ориентирован на изучение специальной терминологии. С одной стороны, данная терминология была отобрана как необходимая для изучения магистрантами и аспирантами и представлена в учебном англо-русском и русско-английском терминологическом словаре-минимуме «Автомобильные дороги». [6]  С другой стороны, эта терминология используется в аутентичных письменных и устных текстах урока-темы. При этом в данном разделе термины, предназначенные для активного овладения снабжены не только эквивалентами на русском языке, но сопровождаются также их дефинициями как на русском, так и на английском языке. Упражнения, направленные на овладение новой лексикой, предполагают нахождение соответствий между термином и его дефиницией на английском языке, сравнение дефиниций на русском и английском языках, что предполагает более глубокое осмысление и лучшее усвоение терминологии. Далее предлагаются упражнения, требующие вставить в предложение пропущенный термин и в заключение дается упражнение на перевод предложений, содержащих выделенную терминологию, с русского языка на английский.

      В связи с тем, что задания раздела Vocabulary Practice во всех уроках темах одинаковы, то мы приведем конкретные примеры только из урока-темы 1.

  1. Read the terms, their equivalents and definitions in the Russian language from the dictionary «Автомобильные дороги».

Match the terms with their  definitions in the English language. Compare the English definitions with the Russian ones. Are they similar or are there any differences?

  1. Complete the sentences with one of the terms.

6.Translate the sentences from Russian into English paying attention to the words in bold type. 

Выполнение подобных упражнений способствует как пассивному, так и активному усвоению терминологии

Раздел Speaking направлен на овладение  навыками и умениями монологической устной речи. По сути задания данного раздела предусматривают развитие умения делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме на основе прочитанного и уже имеющихся у обучающихся знаний по специальности.

Приведем конкретные примеры. В уроке-теме 1 дается задание: Based on the content of the text and your personal experience, speak about the skills necessary for a highway engineer and the main problems in his/her work.

В уроке-теме 2 задание формулируется следующим образом: Based on the contents of the four parts of the text speak about the methods of road construction in

  • ancient world
  • the time of the Industrial revolution
  • the 19th century
  • beginning of the 20th century

В задании урока-темы 3 дается установка: Based on the content of the text  speak about the road construction in a) in South Africa, b) Denmark, c) Germany, d) the alternative building materials. Discuss their advantages and disadvantages.  Раздел  Speaking  урока-темы 4 представлен следующим заданием: Based on the content of the text speak about: a) self-repairing roads, b)measures to prevent environmental  impact on roads, c)self-driving cars, d)the power from roads

Совершенно очевидно, что все задания раздела Speaking  отражают тему урока и имеют обобщающий характер. Они позволяют сформулировать высказывание, основанное на текстовом материале урока, а иногда и личном опыте, что способствует развитию способности отделять главное от второстепенного, умения говорить на профессиональные темы

Раздел урока-темы Listening включает задания на развитие и совершенствование навыков аудирования на основе аутентичных видеороликов на английском по рассматриваемой проблеме из глобального видеоархива You-Tube.  Перед прослушиванием в целях облегчения понимания в уроках-темах 2,3 учащимся предлагается список новых терминов, звучащих в тексте на аудирование, но не включенных в раздел Vocabulary Practice. Степень понимания проверяется посредством ряда заданий и ответов на вопросы, представленных в каждом уроке-теме. Ниже приводится задание на аудирование к уроку-теме 2.

Watch the video https://www.youtube.com/watch?v=IsxTXzjLomU about  the methods of building Roman roads and answer the questions.

Развивая навыки аудирования, обучающиеся расширяют также свой профессиональный кругозор, а также умения концентрировать и сосредотачивать свои мысли на одном объекте, то есть быть внимательными.

В разделе Writing учащимся предлагается написать эссе по определенным темам с целью развития умений создания текста в соответствии с поставленной задачей, а также определенной структурой (введение, основная часть, заключение) и объемом материала.  При написании эссе учащиеся должны обобщить прочитанный и прослушанный материал, информацию, отобранную самостоятельно, а также их профессиональные знания. Ниже приводятся задания по развитию навыков письменной речи по всем четырем урокам-темам.

  1. Based on the content of the text, some other information on the Internet and your personal experience write an essay about the subfield of highway engineering you are working in now or would like to work in future (200-250 words). (Урок-тема 1)
  2. Find out on the Internet additional information about the road mentioned in the text (Via Apia) and write an essay about it (200-250 words).(Урок-тема 2) Based on the content of the text, additional information on the Internet and your knowledge of the problem write an essay on any of these topics: Modern Roads in a) Great Britain, b) the United States, c) Europe, d) Japan, e) Russia (200-250 words). (Урок-тема 3)
  3. Based on the content of the text, the information on the Internet and the video write an essay on roads of the future, taking into consideration new road design, building materials and environmental factors. (Урок-тема 4)

Как известно, письменная речь – речь подготовленная, поддающаяся исправлению, ее развитие способствует повышению общей языковой и речевой культуры обучаемых, а также профессиональных компетенций, связанных с написанием отчетов о проделанной работе.

В конце урока-темы приводится список основных терминов, включающих  слова из раздела Listening. Также даются ключи к выполнению определенных упражнений из раздела Vocabulary Practice.

Особое место в структуре урока - темы занимает раздел Self-study work. Данный раздел может быть как завершающим этапом работы, так и выполняться фрагментарно по усмотрению преподавателя. В него включены такие задания как перевод текстов с английского на русский   со словарем, изложение русского текста на английском языке с помощью словаря, ряд заданий, направленных на проверку навыков и умений различных видов чтения, а также говорения, владения общекультурными и профессиональными компетенциями. В связи с тем, что многие задания раздела Self-Study Work сопровождаются объемным иллюстративным материалом, то приведение конкретных примеров по нашему мнению нецелесообразно.

Пособие рассчитано на 20 часов аудиторных занятий (осенний /весенний семестр). Часть заданий по усмотрению преподавателя может выполняться обучающимися самостоятельно во внеаудиторное время. Количество часов на прохождение материала может быть увеличено или уменьшено в зависимости от уровня языковой подготовки обучающихся.

Апробация пособия показала, что материалы и задания, направленные на развитие творческого мышления и критического подхода к изучаемым явлениям, умение извлекать из текстов необходимую информацию, самостоятельно делать обобщения и выводы, вызывают большой интерес обучающихся в магистратуре. При этом разные магистранты отдают приоритет разным заданиям. Кому-то больше нравится работать с текстовым материалом, кому-то слушать тексты на аудирование и выполнять задания к ним, кому-то делать самостоятельные высказывания и писать эссе или выполнять упражнения, направленные на усвоение профессиональной терминологии.

Как видно из вышесказанного работа с пособием ориентирована не только на формирование профессиональной иноязычной компетентности обучающихся в магистратуре, но и на развитие их познавательных, информационных и самообразовательных способностей, входящих в состав универсальных и профессиональных компетенций.

Список литературы

  1. Атрощенко И.Г. Разработка учебного пособия по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» для студентов вузов технического направления / И.Г. Атрощенко, Т.В. Лебедева. Текст непосредственный Педагогическое образование в России – 2021. №4 с-67-73.
  2. Полякова Т.Ю. Строительство дорог: учебно-методическое пособие по английскому языку для обучающихся в магистратуре // Т.Ю. Полякова, А.А. Каменецкая – М., МАДИ – 2022 – 60 с.
  3. Полякова Т.Ю. Традиции и инновации в иноязычной подготовке инженера / Т.Ю. Полякова // Высшее образование в России – 2008 – № 10. С. 55-61.
  4. Jeffress D. What does a Highway Engineer do? [https://www.wise-geek.com/what-does-a-highway-engineer-do.htm/
  5. Jake Bittle.The History and Future of Hitting the Road https://www.popsci.com/history-future-roads-feature.
  6. Учебный англо-русский и русско-английский терминологический словарь-минимум «Автомобильные дороги» ред.профессора Ушакова В.В. //Т.Ю.Полякова, Р.М.Джафаров, С.М.Дмитриев, А.А.Каменецкая. –М.:МАДИ, 2014.

Интересная статья? Поделись ей с другими: