УДК 37

Педагогическое сопровождение молодежного предпринимательства

Мереняшев Максим Витальевич – аспирант Московского педагогического государственного университета

Аннотация: Статья посвящена раскрытию особенностей педагогической поддержки молодежного предпринимательства, содействующего трансформации социально-экономической жизни страны, а также обеспечению профессионально-личностного роста и самореализации молодых людей. Одним из направлений государственной политики выступает молодежное предпринимательство, которое охарактеризовано как их «целенаправленное участие в общественных инициативах и проектах, имеющих коммерческий результат; социализация и самореализация в профессиональной деятельности». Для достижения наилучшего результата необходимо осуществление педагогического сопровождения молодежного предпринимательства, содействующего развитию предпринимательского потенциала молодых людей. В статье выделены основные направления реализации педагогического сопровождения молодежного предпринимательства: организация научно-методической работы по подготовке экспертов, готовых сопровождать молодых людей на пути к предпринимательству; определение основных этапов педагогического сопровождения молодежного предпринимательства. Для выявления эффективности педагогического сопровождения молодежного предпринимательства необходимо регулярно осуществлять мониторинг предпринимательской деятельности молодых людей с последующим анализом апробации научно-методической работы экспертов и определением степени удовлетворенности молодых людей работой над бизнес-проектами.

Ключевые слова: государственная политика, предпринимательская деятельность, молодой предприниматель, научно-методическое сопровождение, эксперты

Введение

Современное образование направлено на создание условий для овладения молодежью новыми компетенциями, которые позволяют им самостоятельно принимать профессионально-личностные решения, проявляя при этом инициативность и активность в трансформации социально-экономической жизни страны. Такая деятельность характерна для молодых предпринимателей, которые готовы реализовывать свой предпринимательский потенциал для обеспечения экономической стабильности в стране. Речь идет о молодежном предпринимательстве, которое выступает «одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса в России» [2, с. 99].

С одной стороны, молодежное предпринимательство обеспечивает «рост доли экономически активного населения, создание дополнительных рабочих мест» [6, с. 87] и является площадкой для профессионально-личностного роста и самореализации молодых людей. С другой стороны, у них отмечаются стартовые затруднения, связанные с недостаточностью профессионального опыта, «отсутствием деловой репутации, … недостатком личных контактов в сфере бизнеса» [2, с. 100]. Для устранения возникающих сложностей требуется организация «поддержки предпринимательской активности» [1, с. 395] молодых людей.

Развитию молодежного предпринимательства способствует научно-методическая поддержка, осуществляемая на базе образовательных организаций, которые «способны обеспечить комплексные и системные знания …, необходимые для работы в разных отраслях народного хозяйства» [3, с. 39]. Привлечение экспертов разного профиля содействует осуществлению научно-методической поддержки, которая уже частично ведется на разных этапах становления молодых предпринимателей. Тем не менее не достаточно разработаны направления педагогической поддержки предпринимательской деятельности молодых людей, которые призваны содействовать развитию их предпринимательского потенциала для осуществления трансформации социально-экономической жизни страны, а также для обеспечения профессионально-личностного роста и самореализации.

Цель статьи – раскрыть особенности педагогической поддержки молодежного предпринимательства. Выделены следующие задачи исследования: охарактеризовать молодежное предпринимательство как одно из направлений государственной политики; описать сущность педагогического сопровождения как вида научно-методического сопровождения молодежного предпринимательства; выделить основные направления реализации педагогического сопровождения молодежного предпринимательства.

Молодежное предпринимательство в рамках государственной политики

Потребность современного общества в кадрах для разных отраслей народного хозяйства требует подготовки молодых людей в такой образовательной среде, в которой «могут быть реализованы бизнес-идеи на основе активной заинтересованности и вовлечения … в бизнес-проекты» [2, с. 101], способствующие решению социально-экономических проблем. Молодые люди должны обладать «инициативностью, склонностью к риску, креативностью» [6, с. 88], чтобы формировать «стабильную региональную экономику» [4, с. 130], тем самым не только развивая свое собственное дело, но и обеспечивая занятость других людей. Описанное выше характеризует специфику молодежного предпринимательства, которое предполагает «целенаправленное участие в общественных инициативах и проектах, имеющих коммерческий результат; социализацию и самореализацию в профессиональной деятельности» [5, с. 13–14].

Реализация государственной политики в области молодежного предпринимательства связана с внедрением программ, стимулирующих «самостоятельность и предприимчивость, активное экономическое поведение» [4, с. 128] молодых людей, которые имеют активную жизненную позицию и готовы рисковать, воплощая в жизнь свои бизнес-идеи с учетом современных технологических трендов. К примерам программ для начинающих предпринимателей можно отнести следующие: «Я – предприниматель», «Твое дело», «Бизнес.Поколение», «Технолидеры будущего».

Научно-методическое сопровождение государственных программ по развитию молодежного предпринимательства, представленное преимущественно экономическим, психологическим и педагогическим видами, призвано помочь становлению молодых предпринимателей. В этом отношении популяризируется предпринимательская деятельность с привлечением представителей бизнеса, создается положительный образ предпринимателя, проводятся консультации и обучающие семинары для начинающих предпринимателей. Для достижения наилучшего результата необходимо привлечение экспертов из различных сфер деятельности, совместные усилия которых будут направлены на развитие предпринимательского потенциала молодых людей.

Сущность педагогического сопровождения молодежного предпринимательства

Необходимость педагогического сопровождения молодежного предпринимательства связана с тем, что у молодых людей могут отсутствовать «знания и навыки, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности» [4, с. 131], а значит требуется организация соответствующего обучения. Для оценки эффективности обучения целесообразно привлечение экспертов, специализирующихся на анализе содержания «региональных программ развития предпринимательства» [3, с. 43]. Исследуемое педагогическое сопровождение направлено на развитие предпринимательского потенциала молодых людей «в предпринимательской деятельности …, в профессиональном саморазвитии личности» [2, с. 100], а именно: на проявление своих предпринимательских способностей в отношении организации производства товаров или предоставления услуг, решение текущих проблем при ведении своего бизнеса, внедрение новых технологий при воплощении своих бизнес-идей.

Для качественного осуществления педагогической поддержки образовательные организации должны включать в содержание основных образовательных программ возможности развития предпринимательского потенциала в ходе учебной и внеучебной деятельности. Важно предлагать такие дополнительные образовательные программы, которые обеспечат и раннюю профессиональную ориентацию молодых людей, и переподготовку кадров для бизнеса в соответствии с текущими запросами экономики. Активное участие самих образовательных организаций в работе над совместными бизнес-проектами и в оказании услуг бизнес-консультирования создает условия для практики начинающих предпринимателей. Педагогическая поддержка может осуществляться дистанционно на интернет-портале, который предоставляет доступ к электронным образовательным материалам, обучающим подкастам и видеороликам, подготовленным с учетом запросов молодых предпринимателей.

Направления реализации педагогического сопровождения молодежного предпринимательства

Основными направлениями реализации педагогического сопровождения молодежного предпринимательства можно назвать следующие: организация научно-методической работы по подготовке экспертов, готовых сопровождать молодых людей на пути к предпринимательству; определение основных этапов педагогического сопровождения молодежного предпринимательства. В рамках этих направлений необходимо обеспечить «тесную коммуникацию с региональными венчурными инвесторами, бизнес-инкубаторами, технопарками, научно-промышленными кластерами, предпринимательскими сообществами» [7, с. 9].

В отношении первого направления целесообразно привлечение квалифицированных кадров для разработки учебно-методических материалов по предпринимательской деятельности, подготовки экспертов к обучению молодых людей основам предпринимательства, проведения научно-методических семинаров по вопросам эффективной работы над бизнес-проектами, представления на научно-практических конференциях практического опыта воплощения бизнес-идей в социально-экономическую жизнь страны. Результаты научно-методической работы могут апробироваться в ходе заседаний бизнес-клубов, деятельности виртуальных бизнес-инкубаторов, на молодежных предпринимательских форумах.

Успешная реализация первого направления свидетельствует о необходимости поэтапного осуществления педагогического сопровождения молодежного предпринимательства. К основным этапам можно отнести следующие: обогащение у молодых людей представлений о государственной политике в области молодежного предпринимательства и выбор экспертами образовательных форм его развития; совместная с экспертами разработка и реализация бизнес-проектов, направленных на решение текущих социально-экономических проблем в ходе учебной и внеучебной деятельности; индивидуальная и групповая рефлексия молодежью предпринимательской деятельности и экспертная оценка реализованных бизнес-проектов. Для того чтобы эксперты были готовы осуществлять обозначенную деятельность, у них должно быть изменено отношение к молодым предпринимателям, сформированы основы предпринимательской деятельности, развиты навыки работы над бизнес-проектами, сформировано предпринимательское окружение, а также они должны быть мотивированы участвовать в развитии предпринимательского потенциала молодых людей и организации «мероприятий по развитию молодежного предпринимательства» [1, с. 396].

Заключение

Для определения эффективности педагогического сопровождения молодежного предпринимательства необходим регулярный мониторинг предпринимательской деятельности молодых людей, позволяющей им внедрять бизнес-проекты в социально-экономическую жизнь страны и создающей условия для их профессионально-личностного роста и самореализации. В этом отношении перспективами текущего исследования выступает анализ апробации научно-методической работы по подготовке экспертов, готовых сопровождать молодых людей на пути к предпринимательству. Также планируется разработать методику определения степени удовлетворенности молодых людей в результате совместной с экспертами работы над бизнес-проектами и выделить показатели для осуществления молодежью индивидуальной и групповой рефлексии предпринимательской деятельности.

Список литературы

  1. Барсукова Д. Ф. Формирование готовности преподавателей к развитию молодежного предпринимательства в университетской среде // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 393–397.
  2. Белов И. П., Белова Т. Г., Неволина В. В. Поддержка молодежного предпринимательства // Инновации и инвестиции. 2019. № 12. С. 99–103.
  3. Горбунова Е. Г., Кабанов В. Н., Плужникова П. А. Вузы как часть экосистемы развития молодежного предпринимательства // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 39–35.
  4. Захарова А. Н., Петунова С. А., Дулина Г. С. Анализ программ поддержки молодежного предпринимательства // Экономика и управление: современные тенденции : сборник статей. Чебоксары : ИД «Среда», 2019. С. 57–62.
  5. Лебедев М. К. Методика формирования и оценки общих компетенций в системе профессионального воспитания // Среднее профессиональное образование. 2021. № 5 (309). С. 6–15.
  6. Масленникова А. Ю., Масленников Д. Ю. Молодежное предпринимательство как драйвер экономического роста // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 1. С. 87–94.
  7. Мокрецова Л. А., Дудышева Е. В., Романова Л. А. Подготовка студентов к инновационной проектной деятельности в условиях регионального информационного образовательного пространства // Наука и школа. 2015. № 2. С. 7–14.

Интересная статья? Поделись ей с другими: