УДК 355.233.231.1

Оценка уровня военизированности отечественного образования

Баландин Владимир Владимирович – студент Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий.

Петров Антон Юрьевич – студент Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий.

Ягафаров Азат Рамилевич – студент Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В статье рассматривается проблема ценностных ориентаций в современном российском обществе после распада Советского Союза и перехода к рыночной экономике через призму патриотического воспитания российской молодежи на предмет военизированности, проводится анализ причин и рисков сложившейся картины отечественного образования. Проводится анализ влияния патриотического воспитания на подростков, особенно через организации типа «Российское движение школьников» и «Юнармия». За основу работы взяты социальные исследования, статистические и эмпирические данные. Исследование применяет концепцию институционализации для рассмотрения социализации и репрезентации патриотизма, выявляя неоднозначность смысла и отсутствие четких определений в его практике.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, образование, патриотическое воспитание, молодежь, милитаризм, милитаризация, военизация, военизированность.

Введение

Проблема ценностных ориентаций является одной из наиболее актуальных для современного российского общества. Несмотря на то, что с момента распада Советского Союза прошло почти 30 лет, идеологический вакуум, образовавшийся в результате демонтажа советской идеологической модели, остается незаполненным до сих пор. Отказ от постулатов марксизма-ленинизма, быстрый переход к рыночной экономике и, как следствие, полная смена морально-ценностных ориентиров привели к массовому разочарованию в обществе. Этот негативный эффект был усилен многократным ростом социального неравенства: появление категорий сверхбогатых и бедных граждан внесло дополнительную дезинтеграцию в социальную структуру. Поиск идеологической и ценностной модели, «национальной идеи», способной вновь объединить российское общество, продолжается уже более тридцати лет, и сегодня этот процесс вряд ли можно считать завершенным.

В то же время следует отметить, что среди идей, претендующих на статус «новой идеологии» в современной России, патриотизм является наиболее популярной и влиятельной. Патриотизму уделяется большое внимание на государственном уровне: упоминания об этом понятии регулярно звучат в выступлениях представителей правящей элиты и руководства страны, а в России на протяжении 5 лет действовала государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В то же время следует отметить, что идея патриотизма находит большой отклик у населения страны: по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, 92% граждан страны считают себя патриотами. В то же время отмечается противоречивый характер российского патриотизма: в силу идеологических противоречий современной России и Советского Союза события отечественной истории 1917-1991 гг. рассматриваются вне социально-экономического, политического и идеологического контекста [1].

Поскольку передача социально значимых норм и ценностей подрастающему поколению является одной из самых приоритетных задач для любого государства, большое внимание уделяется и вопросу патриотического воспитания юных граждан России. 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 536 О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Менее чем через год, 29 июля 2016 года, было зарегистрировано Общероссийское молодежное военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Сегодня эти движения объединяют несколько сотен тысяч. школьников в возрасте от 8 до 17 лет. При этом в рамках «Юнармии» [2] и «Российского движения школьников» [3] большое внимание уделяется патриотическому воспитанию юных граждан страны.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования указывают, что нестабильное эмоциональное состояние подростка, развитие самосознания, выбор приоритетов и ценностей, неадекватная самооценка, неудовлетворенность собой и другими людьми, – все эти явления позволяют отнести его к группе повышенного риска и одновременно рассматривать как привлекательный объект со стороны различных «охотников за разумом», пишут Ренш, Рябина и Бисеров [4]. В связи с перестройкой механизмов социального контроля формируется пограничность и неопределенность социального статуса. В подростковом возрасте создается иерархическая система мотивов. Безусловно, взрослые способы поведения, предполагающие самодисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли, а требования послушания со стороны взрослых и присущие им детские формы контроля уже не действуют на них, что отмечается в исследовании А. Вилькомирского [5].

Сам феномен военно-патриотического воспитания уходит корнями в советскую эпоху, поскольку фактически «Юнармия» и отчасти «Российское движение школьников» являются аналогами пионерской организации в СССР, только в качестве идеологической основы провозглашается не конкретная идеология, как это было в случае с марксизмом-ленинизмом, а некий абстрактный "патриотизм". Этот патриотизм востребован и пользуется большой популярностью как среди населения (92% людей считают себя патриотами [1]), так и среди руководителей [6] в связи с необходимостью заполнить «идеологический вакуум», образовавшийся с распадом СССР. Однако состояние экономического кризиса и идеологические противоречия между современной Россией и Россией до 1991 года не позволяют напрямую обратиться к прошлому, из которого рождается «военный патриотизм», то есть почитание военных подвигов прошлого как они есть, без обращения к контексту этих событий как социально-экономическому и идейно-политическому, что более важно в контексте идеологии.

Представляется, что при таком воспитании акцент делается на символические конструкции, неразрывно связанные с военной тематикой, а культурные и экономические достижения предыдущих поколений отходят на второй план, что позволяет милитаризировать общественное сознание, то есть выстраивать идентичность общества вокруг необходимости ведения постоянной вооруженной борьбы за существование. В этом случае патриотизм предположительно ассоциируется не просто с «любовью к Родине», а с «защитой Родины». В таких условиях возникает опасность невольной подмены понятий «любить Родину» и «защищать Родину». Недопустимость знака равенства между этими интенциями может стать материалом для отдельного исследования, но даже простые вопросы «Любой ли защитник любит Родину?» или «Можно ли любить Родину в мирное время, когда она не нуждается в защите?» позволяют серьезно усомниться в выбранной модели патриотического воспитания.

В исследовании применяется концепция институционализации Лумана для анализа процесса социализации. Обобщение консенсуса, согласно Луману, является ключевым элементом институционализации. С учетом определения социализации от Бергера и Люкмана, процесс социализации подразумевает введение индивида в объективный мир общества. Таким образом, репрезентация понятия патриотизм приобретает особое значение в контексте процесса социализации, где общество передает социально значимый опыт и ценности, а индивид принимается обществом.

В то же время следует отметить, что, несмотря на частое использование понятия патриотизм, смысловое наполнение этого термина сегодня остается недостаточно конкретизированным: даже в рамках программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» понятие патриотизм так и не получило конкретного определения. Отсутствие четких определений создает широкие возможности для интерпретации этого понятия различными субъектами. В этих условиях конкретная репрезентация понятия патриотизм представляет особый интерес для исследования [7-8].

Вместе с тем практика репрезентации патриотизма, осуществляемая в содержании патриотического воспитания детей и подростков, представляет особый исследовательский интерес, поскольку от этого напрямую зависит образ будущего российского общества в ближайшие десятилетия.

В качестве теоретической модели исследования была выбрана концепция институционализации Лумана [7], используемая в контексте изучения процесса социализации. Согласно Луману, общество представляет собой аутопоэтическую систему, самовоспроизводство которой происходит через процесс коммуникации. При этом Луман выделяет две проблемы, возникающие в ходе эволюции общества, – это проблема интеграции осмысленной селективной обработки сложности мира и проблема стабилизации консолидированных ожиданий. В силу поливариантности окружающего мира индивиды остро нуждаются в систематизации и обобщении опыта и действий с целью отбора значимых смыслов. Эти проблемы решаются в процессе эволюции общества – через институционализацию, которую Луман определяет как процесс интеграции и стабилизации социальной системы. Ключевым понятием для процесса институционализации, по мнению Лумана, является понятие «обобщение консенсуса», в рамках которого реальный опыт интерпретируется и сравнивается с «предсказанием ожидаемых результатов».

Опираясь на определение концепции социализации, предложенное в 1978 году исследователями Бергером и Люкманом [8], согласно которому социализация – это процесс последовательного сознательного введения индивида в объективный мир общества, можно заключить, что консенсусное обобщение в процессе социализации происходит в тот момент, когда индивид в процессе общения с обществом принимает социально значимый опыт, ценности и социальные правила поведения, а общество, со своей стороны, принимает индивида в качестве полноправного члена. Применительно к изучению практики репрезентации концепта патриотизма данная теоретическая модель позволяет сосредоточиться на том, как именно интерпретируется этот концепт в процессе его передачи подрастающему поколению в ходе социализации.

В данном исследовании был проведен анализ конкурсов патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», которые проходили в 2022 году из 10 крупных городов России, имевших более 30 тыс. учащихся, студентов и членов Российского движения школьников в возрасте от 6 до 17 лет. Цель конкурса включала в себя воспитание патриотизма, развитие нравственной культуры, формирование российской идентичности через музыкальное творчество, а также почитание защитников Отечества и сохранение памяти о важных событиях и героической славе России.

Анализ проведенных выступлений позволил выделить три основные тенденции. Во-первых, преобладание военного содержания в выступлениях, где более 65 % выступлений были посвящены военной тематике. Во-вторых, высокая роль Великой Отечественной войны в тематике выступлений, с почти 45 % выступлений, посвященных этой теме. В-третьих, четкая направленность восприятия патриотизма защитой или для обозначения идентичности, что проявляется в выделении «своих и чужих» и подчеркивании уникальных особенностей «своей» группы.

Результаты указывают на четкую связь между восприятием патриотизма с военным патриотизмом. Государственная политика России в области передачи социально значимого опыта поддерживает институционализированные практики обобщения консенсуса вокруг военного патриотизма, подчеркиваемого через различные группы и военно-патриотические клубы. Важно отметить, что акции, такие как «Бессмертный полк», поддерживаемые государственными структурами, также демонстрируют влияние военно-патриотического подтекста на массовую акцию гражданской солидарности [9-10].

Заключение

Важно отметить, что наряду с относительной простотой в консенсусном обобщении, военно-патриотический уклон в воспитании, особенно естественно консолидированный вокруг Великой Отечественной войны, является прямой угрозой милитаризации молодежи и снижения потребности общества в апперцепции ненасильственных методов разрешения межэтнических и межличностных противоречий. Следующий шаг в такой постоянно обостряющейся дихотомии «мы и они» концептуализируется в рамках экзистенциального противостояния, когда для сторон вопрос разрешения противоречия неизбежно ведет к вопросу о выживании «своей» группы и вплоть до физического уничтожения «их» группы оппонентов в этом экзистенциальном противостоянии [10].

Были исследованы актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях, а также применяемые практики и особенности. Обнаружена военно-патриотическая направленность как в мерах и программах, направленных на молодежь государством, так и в реакции детей и подростков на такое воздействие.

Список литературы

  1. Всероссийский центр изучения общественного мнения, аналитический обзор "Что значит быть патриотом?" URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-znachit-byt-patriotom (дата обращения: 10.10.23).
  2. Устав Общероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "Юнармия" от 28 мая 2016 года. URL: https://yunarmy.ru/headquarters/documents/?ysclid=lnuwgg9ait804247143.
  3. Устав Общероссийской общественно-государственной детской и молодежной организации "Российское движение школьников" с изменениями от 21 ноября 2016 года. URL: https://ddyut.ru/docy/Устав_РДШ_2019.pdf (дата обращения: 09.10.23).
  4. М.А. Ренш, Т. Рябинина, Р.В. Бисеров, Психология патриотизма: результаты экспериментального исследования, международная научно-практическая конференция, ICNS "Наука и образование", 2019, с. 224-229. URL: www.naukaip.ru (дата обращения: 07.10.23).
  5. А. Вилькомирска, Демократические ценности и патриотизм: образовательный вызов, Phainomena, Том 28, Iss. 110/111 (2019) 212-237.
  6. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы": Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, Собрание законодательства Российской Федерации, Вып. 2 (п. I), ст. 368, 2016. URL: http://static.government.ru/media/acts/files/0001201601040050.pdf (дата обращения: 09.10.23).
  7. Н. Луман, Институционализация - функция и механизм социальной системы общества, Гельмут Шельски (Hrsg.), "Теория институтов", Гютерсло, 1970.
  8. П. Бергер, Т. Лакман, Социальное конструирование реальности, Трактат по социологии знания, Medium, Москва, 1995, 323 с.
  9. Предложение о Всероссийском конкурсе молодежного творчества "Всероссийский молодежный фестиваль патриотической песни "Я люблю тебя, Россия!". URL: https://youthlib.mirea.ru/ru/reader/352 . (дата обращения: 10.10.23).
  10. Уильям Дж., Астор, Милитаризм и образование в Америке, Радикальный учитель, 2020, стр. 21-28.

Интересная статья? Поделись ей с другими: