УДК 37
Вариативность тематического содержания и его применение в проектной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе
Михайловская Ксения Владимировна – старший преподаватель кафедры Иностранных языков Государственного университета просвещения
Аннотация: В статье рассматривается тематическое содержание рабочих программ по иностранному языку на неязыковых факультетах и предлагаются варианты, дополнения и расширение тематического спектра с целью применения его в проектной деятельности студентов. В рабочих программах соответственно ФГОС по иностранному языку представлен перечень компетенций с указанием этапов формирования таковых в процессе освоения образовательной программы. Поскольку основной целью курса является формирование межкультурной коммуникативной профессионально ориентированной компетенции, для осуществления круга профессиональных обязанностей, важным моментом в процессе обучения является говорение на иностранном языке, усовершенствовать которое может проектная деятельность. В статье приводятся конкретные темы, их эквиваленты и возможный материал для осуществления эффективной проектной деятельности учащимися. Возможность тематического выбора и самостоятельного принятия решений, отбор материала, нужного для реализации презентаций, способствует личностному развитию и росту, мотивирует будущих профессионалов к коммуникации на иностранном языке и общению в деловой сфере. В работе рассматриваются примеры выбора темы и выполнение по ним проектов, способствующие продуктивному развитию навыков устной речи. Представленный спектр тем для проектной деятельности входит в блок социокультурного содержания на первом году обучения бакалавров неязыковых специальностей разных факультетов.
Ключевые слова: вариативность, мотивирующий фактор, компетенции, проектная деятельность, государственные образовательные стандарты.
Введение
Е.С. Давиденко, Н.Л. Байдикова, отмечают принцип сознательности обучения, являющийся одним из основных дидактических принципов, который стимулирует студентов к самостоятельной работе, творческому подходу, вызывает необходимость у студентов в самовоспитании и самообразовании. [1, 124-125].
Когнитивные и метакогнитивные компетенции развиваются с помощью применения технологии проблемного обучения, за которыми стоит не разъяснение преподавателем правил выполнения заданий, а самостоятельное познание темы и открытия.
Среди интерактивных форм обучения разработка проектов считается одной из форм самостоятельной работы, стимулирующая и развивающая когнитивные и матакогнитивные компетенции, способствующая улучшению коммуникации, усвоению нового материала, личностного роста, приобретению профессиональных навыков.
Демонстрация презентации на иностранном языке, является формой отчетности по созданию проекта на иностранном языке в неязыковом вузе по социокультурной и профессиональной тематике. Если же, на первом году обучения тематика занятий состоит из главным образом социокультурного материала, то уже на втором году характер занятия варьируется в зависимости от профессиональной направленности будущих выпускников.
Тематическое планирование в соответствии с государственными образовательными стандартами предусматривает следующие темы для изучения в рамках социокультурной тематики:
Таблица 1.
Тема 1 Цели, задачи дисциплины «Иностранный язык». Европейский языковой портфель.
|
Тема 2 Человек и общество. Внешность и характер. Национальные особенности костюма, кухни.
|
Тема 3 Семейные ценности в современном мире. Семья в жизни человека. Типы семьи в современном обществе. Семьи с одним родителем, развод. Приёмные семьи.
|
Тема 4 География и краткая история страны изучаемого языка. Ландшафт, столица и крупные города, климат. Основные исторические события.
|
Тема 5 Жизнь в городе. Ритм городской жизни – проблемы и преимущества.
|
Тема 6 Искусство в России и стране изучаемого языка .Разнообразие жанров искусства – живопись, архитектура, музеи мира.
|
Тема 7 Презентация: структура и форма представления. Презентационные навыки, речевые клише, требования к мультимедийным презентациям.
|
Тема 8 Система образования в стране изучаемого языка и России. Начальное и общее образование. Обязательное образование. Учебный год. Школьные предметы. Платное и бесплатное образование.
|
Тема 9
Мир профессий и карьера. Разнообразие профессий в современном мире. Поиск работы, собеседование. Тема |
Тема 10 Информационные технологии в жизни молодежи. Ресурсы для изучения иностранного языка. Преимущества интернет технологий в области образования. Анализ ресурсов для изучения иностранного языка.
|
Тема 11 Проблемы экологии. Глобализация. Экологический кризис.
|
Тема 12 Спорт и здоровый образ жизни. Виды спорта. Правила здорового питания, распорядок дня. Традиционные виды спорта в России и за рубежом.
|
Тема 13 Путешествия и транспорт. Активный и пассивный отдых. Бронирование отеля, билетов. Виды транспорта. Транспорт в Лондоне. Безопасность путешествия.
|
[3, 7]
В качестве примера рассмотрим тему 3 (см. таблицу). Вариативные эквиваленты темы 3 – «Семейные ценности в современном мире».
Итак, это стандартная тема для прохождения, в дополнение дается учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся со следующим содержанием: Взаимоотношения в семье. Семейные обязанности. Планирование семейной жизни. Типы семьи, семьи с одним родителем.
Вариативность тематического содержания, предложенная преподавателем, может послужить мотивацией студентов к выполнению задания с целью раскрытия своего творческого потенциала, что в конечном счете, способствует тесному сотрудничеству и взаимодействию студентов, их тесному партнерству и работе в команде.
Безусловно владение устноречевой компетенцией проявляется по разному у каждого студента в отдельности и в зависимости от навыков и умений полученных еще на базовом уровне в школе и может колебаться внутри одной группы от уровня А1 до уровня В2 , например, учащийся владеет грамматикой но совершенно не владеет навыками устной речи, или не владеет грамматикой, но прекрасно выражает свои мысли, или делает ошибки. Основная задача - освоить устную компетенцию, обучить навыкам общения на иностранном языке, в том числе в профессиональных целях по профессиональной тематике.
Поэтому для преподавание иностранного языка в вузе в особенности на первом году обучения ставится цель заинтересовать будущих профессионалов, дать возможность проявить себя – дать возможность выбора тематического содержания для самореализации, развития и самораскрытия.
Проектная деятельность стала неотъемлемой частью учебного процесса, подготовка презентаций по теме «Семейные ценности в современном мире» с предложенным преподавателем вариативными вариантами может послужить хорошей мотивацией студентов.
Вариативные темы для проектной деятельности представлены в таблице 2:
Таблица 2.
Тема в РПД |
Вариативность темы |
Материал проектной деятельности (презентации) |
Семейные ценности в современном мире. Семья в жизни человека. Типы семьи в современном обществе. Семьи с одним родителем, развод. Приёмные семьи.
|
Семейные традиции в России. Семейные ценности и культура общения членов семьи. Глава семьи, или кто должен обеспечивать семью. Распределение семейных обязанностей. Должны ли старшие дети заботиться о младших. Многодетные семьи на примере моей семьи. Особенности воспитания детей в семье с одним родителем. Какой я представляю свою будущую семью. Пример идеальной семьи, секреты взаимоотношений. Возраст и предпосылки к созданию семьи.
|
Описание известных мировых семей в том числе политиков, актеров, музыкантов. Герои литературных произведений, герои мультипликационных и художественных фильмов и сериалов. Фотографии и видео по теме из личного архива или из сети интернет. Картинки по теме, эмоджи, скриншоты, рисунки. Цитаты известных людей, пословицы, крылатые фразы, философские высказывания великих людей. Ссылки на источники: сайты, ссылки, печатные источники.
|
В таблице 2 были представлены темы, которые вызвали повышенный интерес студентов, в освещении которых они проявили большую инициативу и заинтересованность, что в дальнейшем послужило темой продуктивной проектной деятельности.
Из ярких примеров студенческих работ по данной теме можно выделить следующие: Многодетные семьи на примере семьи Рамзана Ахматовича Кадырова, российского государственного, политического деятеля, главы Чечни.
Пример идеальной семьи, секреты взаимоотношений, на примере героев известного российского сериала «Сваты», чьи взаимоотношения и семейные традиции не оставляют равнодушными студентов, являясь примером теплых, дружественных взаимоотношений и являются примером для подражания.
Следующие три темы: «Глава семьи или кто должен обеспечивать семью»;
«Распределение семейных обязанностей» и «Должны ли старшие дети заботиться о младших» – были рассмотрены студентами в проектах на примере своих семей и знакомых семей, опираясь на свой собственный опыт.
Практика показывает, что обеспечение студентов достаточным количеством тематического разнообразия и возможностью выбора контента презентации мотивирует учащихся на выполнение заданий, расширяет кругозор и когнитивное мышление, развивает логику, способствует командной работе.
Заключение
В рабочих программах ФГОС указывается, что задачи курса по иностранному языку состоят в овладении студентами основными компетенциями – когнитивной, компенсаторной, межкультурной общей и прагматической. Представленные компетенции тесны связаны с развитием творческого потенциала личности, который может быть реализован с помощью проектной деятельности, в частности презентации. Поэтому задачей преподавателя является обеспечение студентов необходимым количеством материала, заданиями для реализации их творческого потенциала, способным обогатить социокультурными знаниями и проявить себя.
Тематической вариативностью, которая может послужить темой проектной деятельности, способной замотивировать студентов, вызвать желание выполнить собственный проект и поделиться с одногруппниками.
Использование информационно-коммуникативных технологий, считается одним из важных умений современного профессионала, поэтому применение их на занятии по иностранному языку является неотъемлемой частью образовательного процесса, что в результате приводит к продуктивной работе в команде, способствует совершенствованию и развитию навыков устной коммуникации, творчески реализовывает будущих профессионалов.
Список литературы
- Давиденко Е. С., Байдикова Н. Л. Формирование у студентов универсальных компетенцийв процессе обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. Вып. 830 М.: МГЛУ, 2019. С. 116-118
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшегообразования (3++). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 (дата обращения 10.09.2023).
- Рабочая программа дисциплины иностранный язык (английский) направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, ГУП , автор-составитель Баженова А.П. // Мытищи, 2020 С. 35.