УДК 37

Вариативность тематического содержания и его применение в проектной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе

Михайловская Ксения Владимировна – старший преподаватель кафедры Иностранных языков Государственного университета просвещения

Аннотация: В статье рассматривается тематическое содержание рабочих программ по иностранному языку на неязыковых факультетах и предлагаются варианты, дополнения и расширение тематического спектра с целью применения его в проектной деятельности студентов. В рабочих программах соответственно ФГОС по иностранному языку представлен перечень компетенций с указанием этапов формирования таковых в процессе освоения образовательной программы. Поскольку основной целью курса является формирование межкультурной коммуникативной профессионально ориентированной компетенции, для осуществления круга профессиональных обязанностей, важным моментом в процессе обучения является говорение на иностранном языке, усовершенствовать которое может проектная деятельность. В статье приводятся конкретные темы, их эквиваленты и возможный материал для осуществления эффективной проектной деятельности учащимися. Возможность тематического выбора и самостоятельного принятия решений, отбор материала, нужного для реализации презентаций, способствует личностному развитию и росту, мотивирует будущих профессионалов к коммуникации на иностранном языке и общению в деловой сфере. В работе рассматриваются примеры выбора темы и выполнение по ним проектов, способствующие продуктивному развитию навыков устной речи. Представленный спектр тем для проектной деятельности входит в блок социокультурного содержания на первом году обучения бакалавров неязыковых специальностей разных факультетов.

Ключевые слова: вариативность, мотивирующий фактор, компетенции, проектная деятельность, государственные образовательные стандарты.

Введение

Е.С. Давиденко, Н.Л. Байдикова, отмечают принцип сознательности обучения, являющийся одним из основных дидактических принципов, который стимулирует студентов к самостоятельной работе, творческому подходу, вызывает необходимость у студентов в самовоспитании и самообразовании. [1, 124-125].

Когнитивные и метакогнитивные компетенции развиваются с помощью применения технологии проблемного обучения, за которыми стоит не разъяснение преподавателем правил выполнения заданий, а самостоятельное познание темы и открытия.

Среди интерактивных форм обучения разработка проектов считается одной из форм самостоятельной работы, стимулирующая и развивающая когнитивные и матакогнитивные компетенции, способствующая улучшению коммуникации, усвоению нового материала, личностного роста, приобретению профессиональных навыков.

Демонстрация презентации на иностранном языке, является формой отчетности по созданию проекта на иностранном языке в неязыковом вузе по социокультурной и профессиональной тематике. Если же, на первом году обучения тематика занятий состоит из главным образом социокультурного материала, то уже на втором году характер занятия варьируется в зависимости от профессиональной направленности будущих выпускников.

Тематическое планирование в соответствии с государственными образовательными стандартами предусматривает следующие темы для изучения в рамках социокультурной тематики:

Таблица 1.

Тема 1 Цели, задачи

дисциплины

«Иностранный

язык».

Европейский

языковой

портфель.

 

Тема 2

Человек и

общество. Внешность и

характер.

Национальные

особенности

костюма,

кухни.

 

Тема 3 Семейные

ценности в современном

мире. Семья в жизни

человека. Типы семьи в

современном обществе.

Семьи с одним родителем,

развод. Приёмные семьи.

 

Тема 4  География и

краткая история

страны изучаемого

языка. Ландшафт,

столица и крупные

города, климат. Основные

исторические события.

 

Тема 5

 Жизнь в городе.

Ритм городской жизни –

проблемы и

преимущества.

 

Тема 6

Искусство

в

России

и

стране

изучаемого

языка

.Разнообразие

жанров

искусства

живопись,

архитектура, музеи мира.

 

Тема 7

Презентация:

структура

и

форма

представления.

Презентационные навыки,

речевые

клише,

требования

к

мультимедийным

презентациям.

 

Тема 8 Система

образования в стране

изучаемого языка и

России. Начальное и

общее образование.

Обязательное

образование. Учебный

год. Школьные предметы.

Платное и бесплатное

образование.

 

 

Тема 9

 

Мир профессий и

карьера. Разнообразие

профессий в современном

мире. Поиск работы,

собеседование.

Тема

Тема 10

Информационные

технологии в жизни

молодежи. Ресурсы для

изучения иностранного

языка. Преимущества

интернет технологий в

области образования.

Анализ ресурсов для

изучения иностранного

языка.

 

 

Тема 11

Проблемы

экологии. Глобализация.

Экологический кризис.

 

Тема 12

 Спорт и

здоровый образ жизни.

Виды спорта. Правила

здорового питания,

распорядок дня.

Традиционные виды

спорта в России и за

рубежом.

 

Тема 13

 Путешествия и

транспорт. Активный и

пассивный отдых.

Бронирование отеля,

билетов. Виды

транспорта. Транспорт в

Лондоне. Безопасность

путешествия.

 

[3, 7]

В качестве примера рассмотрим тему 3 (см. таблицу). Вариативные эквиваленты темы 3 – «Семейные ценности в современном мире».

Итак, это стандартная тема для прохождения, в дополнение дается учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся со следующим содержанием: Взаимоотношения в семье. Семейные обязанности. Планирование семейной жизни. Типы семьи, семьи с одним родителем.

Вариативность тематического содержания, предложенная преподавателем, может послужить мотивацией студентов к выполнению задания с целью раскрытия своего творческого потенциала, что в конечном счете, способствует тесному сотрудничеству и взаимодействию студентов, их тесному партнерству и работе в команде.

Безусловно владение устноречевой компетенцией проявляется по разному у каждого студента в отдельности и в зависимости от навыков и умений полученных еще на базовом уровне в школе и может колебаться внутри одной группы от уровня А1 до уровня В2 , например, учащийся владеет грамматикой но совершенно не владеет навыками устной речи, или не владеет грамматикой, но прекрасно выражает свои мысли, или  делает ошибки. Основная задача - освоить устную компетенцию, обучить навыкам общения на иностранном языке, в том числе в профессиональных целях по профессиональной тематике.

Поэтому  для преподавание иностранного языка в вузе в особенности на первом году обучения ставится цель заинтересовать будущих профессионалов, дать возможность проявить себя – дать возможность выбора тематического содержания для самореализации, развития и самораскрытия.

Проектная деятельность стала неотъемлемой частью учебного процесса, подготовка презентаций по теме «Семейные ценности в современном мире» с предложенным преподавателем вариативными вариантами может послужить хорошей мотивацией студентов.

Вариативные темы для проектной деятельности представлены в таблице 2:

Таблица 2.

Тема в РПД

Вариативность темы

Материал проектной деятельности (презентации)

Семейные

ценности в современном

мире.

Семья в жизни

человека.

Типы семьи в

современном обществе.

Семьи с одним родителем,

развод.

 Приёмные семьи.

 

Семейные традиции в России.

Семейные ценности и культура общения членов семьи.

Глава семьи, или кто должен обеспечивать семью.

Распределение семейных обязанностей.

Должны ли старшие дети заботиться о младших.

Многодетные семьи на примере моей семьи.

Особенности воспитания детей в семье с одним родителем.

Какой я представляю свою будущую семью.

Пример идеальной семьи, секреты взаимоотношений.

Возраст и предпосылки к созданию семьи.

 

 

 

 

Описание известных мировых семей в том числе политиков, актеров, музыкантов.

Герои литературных произведений, герои мультипликационных и художественных фильмов и сериалов.

Фотографии и видео по теме из личного архива или из сети интернет.

Картинки по теме, эмоджи, скриншоты, рисунки.

Цитаты известных людей, пословицы, крылатые фразы, философские высказывания великих людей.

Ссылки на источники: сайты, ссылки, печатные источники.

 

 

В таблице 2 были представлены темы, которые вызвали повышенный интерес студентов,  в освещении которых они проявили большую инициативу и заинтересованность, что в дальнейшем послужило темой продуктивной проектной деятельности. 

Из ярких примеров студенческих работ по данной теме можно выделить следующие: Многодетные семьи на примере семьи Рамзана Ахматовича Кадырова, российского государственного, политического деятеля, главы Чечни.

Пример идеальной семьи, секреты взаимоотношений, на примере героев известного российского сериала «Сваты», чьи взаимоотношения и семейные традиции не оставляют равнодушными студентов, являясь примером теплых, дружественных взаимоотношений и являются примером для подражания.

Следующие три темы: «Глава семьи или кто должен обеспечивать семью»;

«Распределение семейных обязанностей» и «Должны ли старшие дети заботиться о младших» – были рассмотрены студентами в проектах на примере своих семей и знакомых семей, опираясь на свой собственный опыт.

Практика показывает, что обеспечение студентов достаточным количеством тематического разнообразия и возможностью выбора контента презентации мотивирует учащихся на выполнение заданий, расширяет кругозор и когнитивное мышление, развивает логику, способствует командной работе. 

Заключение

 В рабочих программах ФГОС указывается, что задачи курса по иностранному языку состоят в овладении студентами основными компетенциями – когнитивной, компенсаторной, межкультурной общей и прагматической. Представленные компетенции тесны связаны  с развитием творческого потенциала личности, который может быть реализован с помощью проектной деятельности, в частности презентации. Поэтому задачей преподавателя является обеспечение студентов необходимым количеством материала, заданиями для реализации их творческого потенциала, способным обогатить социокультурными знаниями и проявить себя.

Тематической вариативностью, которая может послужить темой проектной деятельности, способной замотивировать студентов, вызвать желание выполнить собственный проект и поделиться с одногруппниками.

Использование информационно-коммуникативных технологий, считается одним из важных умений современного профессионала, поэтому применение их на занятии по иностранному языку является неотъемлемой частью образовательного процесса, что в результате приводит к продуктивной работе в команде, способствует совершенствованию и развитию навыков устной коммуникации, творчески реализовывает будущих профессионалов.

Список литературы

  1. Давиденко Е. С., Байдикова Н. Л. Формирование у студентов универсальных компетенцийв процессе обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. Вып. 830 М.: МГЛУ, 2019. С. 116-118
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшегообразования (3++). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 (дата обращения 10.09.2023).
  3. Рабочая программа дисциплины иностранный язык (английский) направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, ГУП , автор-составитель Баженова А.П. // Мытищи, 2020 С. 35.

Интересная статья? Поделись ей с другими: