УДК 37.013

Классические представления и подходы к построению методологии и содержания образования

Будилов Григорий Михайлович – аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, руководитель юридического отдела компании «СоюзТрансСервис»

Научный руководитель Смирнов Виталий Имантович – кандидат юридических наук, доцент,  заведующий кафедрой Гражданского и корпоративного права Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Аннотация: Статья посвящена анализу сложившихся методологических основ образования и возможностей их применения в современных реалиях. Современная образовательная система переходит от парадигм индустриального общества на образовательную стандарты постиндустриального общества. Актуальность проблематики обусловлена необходимостью понимания классического представления о методологии образования для внедрения в нее современных подходов.

Ключевые слова: образование, методологические основы, формирование методологии, классические подходы к обучению.

Методология образования – это широкий и многогранный термин, охватывающий различные подходы и методы, используемые в образовательном процессе. Методология образования включает в себя теории обучения, педагогические стратегии, практики оценки знаний и умений учащихся, а также исследования в области образования.

Методология (от метод и логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь). Методология, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе [1, c. 532]

Методология долго рассматривалась наукой исключительно как учение о методах исследования, от латинских слов «метод» и «логос», однако данный подход имеет существенный недостаток в виде ограничения предмета анализом возможностей методов исследования. Все же такой подход к понятию объясним через исторический аспект. К. Маркс объяснял это так, что в классовом обществе, разделение труда  происходит на физический и умственный труд.

Основополагающими трудами в сфере методологии образования являются работы трех ученых: В.И. Загвязинского и М.А. Данилова , которые дают следующее определение: «Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества» [3, c. 158].

Системный подход к методологии науки отражает связь явлений и процессов окружающей объективной действительности. Это значит, что методология ориентирована на всестороннее изучение и организацию деятельности, учитывая все ее аспекты и взаимосвязи. Системный подход позволяет нам рассматривать деятельность в целом, а не в отдельных фрагментах, и понимать, какие факторы влияют на успешность нашей деятельности. Ученый-практик и исследователь подходит к явлениям как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Системный подход рассматривает объект как целостное многообразие элементов, которые образуют вместе различные связи и отношения между собой. Данный подход был сформулирован такими учеными как В. П. Беспалько, А. П. Беляева. Аналитический и функциональный подходы, базис которых составляла ассоциативистская механистическая концепция детерминизма и редукционизма.  был сменены системным.

Существует множество различных подходов к преподаванию, каждый из которых имеет свои особенности и методы. Выбор подхода зависит от целей образовательного процесса, потребностей учащихся и контекста обучения. В данном эссе мы рассмотрим несколько основных подходов к преподаванию.

Один из наиболее распространенных подходов к преподаванию - это традиционный или лекционный метод. При этом подходе преподаватель играет центральную роль, передавая информацию студентам через лекции или презентации. Этот подход может быть эффективным для передачи фактической информации, но часто не способствует активному участию студентов в процессе обучения.

Контрастно к этому, конструктивистский подход к преподаванию акцентирует внимание на активном вовлечении студентов в учебный процесс. Здесь преподаватель выступает в роли фасилитатора, поддерживая учащихся в создании собственного знания через исследования, проекты и дискуссии.

Еще одним важным подходом к преподаванию является дифференцированный подход, который учитывает индивидуальные потребности и уровень подготовки каждого учащегося. Преподаватели, использующие этот подход, стремятся адаптировать методы обучения и материалы к разным стилям обучения и темпам усвоения информации.

Существует несколько ключевых подходов к методологии образования, каждый из которых имеет свои уникальные принципы и методы. Например, конструктивистский подход к образованию подчеркивает важность активного участия учащихся в учебном процессе, ставя перед ними задачи поиска и создания знаний. В свою очередь, гуманистическая методология образования фокусируется на развитии личности учащегося, его эмоциональной и социальной сфере.

Современные методологии образования также активно внедряют технологии, адаптируются под индивидуальные потребности учащихся и стремятся создать стимулирующую и поддерживающую образовательную среду.

Важно отметить, что методология образования постоянно развивается и совершенствуется, отражая изменения в обществе, науке и технологиях. Успешная методология образования должна быть адаптивной, поддерживать разнообразие стилей обучения и способствовать развитию критического мышления, творческого подхода и самостоятельности учащихся.

В заключение, подходы к преподаванию разнообразны и постоянно дополняются. Важно понимать, что методология не является статичной и завершенной. Она постоянно развивается и совершенствуется вместе с изменениями в нашей деятельности и обществе в целом. Новые технологии, исследования и практики требуют от нас постоянного обновления и адаптации методологии для достижения лучших результатов. Современный этап педагогической науки характеризуется наличием различных подходов к изучению проблем образования. Задача ученого состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить соответствующий комплекс методов, позволяющий осуществлять сравнительно-исторический анализ проблемы, выявлять эволюцию изучения вопроса, получать разносторонние сведения о разных аспектах изучаемого объекта. Для правильного выбора методов исследования необходимо знать их общие и конкретные возможности. Применяемые методы должны обеспечивать решение проблемы, давать возможность анализировать ход образовательного процесса и его результаты. Эффективный преподаватель умеет комбинировать различные методы в зависимости от контекста и потребностей учащихся, создавая стимулирующую и поддерживающую образовательную среду [7, c. 256]. Также стоит отметить важность использования технологий в образовании. Современные методы преподавания включают в себя различные онлайн-ресурсы, интерактивные учебные платформы и мультимедийные инструменты, которые могут сделать обучение более увлекательным и доступным. Комбинируя их с классическими методами и подходами к обучению можно добиться наиболее эффективного учебного процесса.

Список литературы

  1. Советский энциклопедический словарь. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1984.
  2. Карякин Ю. В. Учебный процесс в вузе. - Томск: Дельтаплан, 2006.
  3. Загвязинский В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Новиков А. М. Методология образования / А. М. Новиков. – 2-е изд. – М.: «Эгвес», 2006
  5. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. – М.: ЭГВЕС, 2009.
  6. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара / Ю.Г. Татур. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  7. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Интересная статья? Поделись ей с другими: