УДК 37.013.2

Изучение упражнений для формирования  и развивития речевых навыков на уроках иностранного языка

Исхакова Ксения Валерьевна – студент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению применения технологии условно-речевых упражнений в профессиональной подготовке будущих преподавателей иностранных языков. В ней анализируются теоретические аспекты данной методики, оцениваются преимущества ее использования в педагогической практике, представлены результаты практического опыта применения условно-речевых упражнений и их анализ. Особое внимание уделено перспективам применения данной технологии в профессиональной подготовке преподавателей иностранных языков, включая онлайн-обучение и включение в учебные программы. Данные результаты имеют ценность для педагогов, научных работников и разработчиков учебных программ в сфере изучения иностранных языков.

Ключевые слова: условно-речевые упражнения, методика, педагогическая деятельность, эффективность, исследование, анализ, профессиональная подготовка учителя иностранных языков.

Упражнения, в которых студенты практикуют использование определенных языковых конструкций и лексики в условиях, имитирующих реальные ситуации общения, например, диалоги, ролевые игры называются условно-речевыми упражнениями.

Важным преимуществом данных упражнений является возможность развития навыков критического мышления у студентов. Участвуя в условно-речевых упражнениях, они вынуждены анализировать ситуацию, принимать решения и отстаивать свою точку зрения. Это способствует их развитию как активных и самостоятельных участников коммуникации на иностранном языке.

Например, на начальном уровне студенты могут использовать условные предложения для описания своих увлечений или планов на будущее. На продвинутом уровне условно-речевые упражнения могут применяться при обсуждении сложных ситуаций, предлагая студентам различные варианты решения проблемы.

«Для того чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, нужно

чтобы в основе ее порождения и стимулирования лежал мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении» [4, с.78].

Главная идея данной цитаты заключается в том, что для того чтобы коммуникация была настоящей и эффективной, необходимо, чтобы у говорящего был мотив участвовать в общении. Это означает, что человек должен иметь реальную потребность или желание общаться с другими людьми на иностранном языке.

В контексте методики условно-речевых упражнений это означает, что студенты должны видеть практическую пользу от изучения иностранного языка и применения его в реальных ситуациях общения. Они должны понимать, что умение говорить на иностранном языке может помочь им в решении конкретных задач или достижении определенных целей.

Для этого в методике используется ситуационный подход, который позволяет студентам практиковать устную речь в реалистических ситуациях, которые они могут встретить в реальной жизни. Это может быть, например, ситуация поездки за границу, встречи с иностранными коллегами или общение с носителями языка.

Важным аспектом данной методики является также обратная связь и обсуждение результатов, которые помогают студентам осознать свои успехи и ошибки, а также вносить коррективы в свою речевую практику.

Таким образом, основные принципы методики условно-речевых упражнений помогают студентам развить практические навыки общения на иностранном языке и повысить мотивацию к изучению языка.

Также следует отметить, что условно-речевые упражнения могут быть адаптированы для различных возрастных групп и могут быть применены в разных контекстах. Они могут использоваться как в классной комнате, так и во внеурочной деятельности, что значительно расширяет возможности их использования в образовательном процессе.

В целом, применение условно-речевых упражнений имеет большой потенциал в сфере обучения иностранным языкам. Они способствуют развитию коммуникативных навыков и критического мышления у студентов, а также делают процесс обучения более интересным и эффективным.

Методика условно-речевых упражнений может успешно внедряться в онлайн-образование иностранных языков. Виртуальные классы и видеоконференции предоставляют возможность для практики учащихся в области взаимодействия.

Онлайн-обучение может использовать различные технологические инструменты, включая чаты, форумы, аудио- и видеозаписи, интерактивные задания и игры для осуществления условно-речевых упражнений. Это придает занятиям большую интерактивность и заинтересованность учащихся, а также обеспечивает обратную связь и поддержку со стороны преподавателей.

Для интеграции методики условно-речевых упражнений в учебные программы для будущих преподавателей иностранных языков следует:

  1. Организовать соответствующие курсы и тренинги, чтобы студенты ознакомились с методикой и научились ее применять на практике.
  2. Обеспечить доступ к необходимому оборудованию и программному обеспечению для проведения уроков с использованием методики.
  3. Провести специализированную подготовку преподавателей, включая обучение основным принципам, методам и техникам, связанным с условно-речевыми упражнениями.
  4. Уделить достаточно времени для практики таких упражнений на занятиях, учитывая возможную необходимость в дополнительном времени на подготовку и проведение упражнений.

Интеграция методики условно-речевых упражнений в учебные программы для будущих преподавателей иностранных языков поможет подготовить специалистов, способных эффективно применять инновационные методы обучения и помогать своим студентам в развитии коммуникативных навыков на иностранном языке.

Далее необходимо провести более подробные исследования в области применения методики условно-речевых упражнений в профессиональной подготовке будущих преподавателей иностранных языков. Важно выяснить эффективность этой методики на разных этапах обучения и оценить ее применимость для различных возрастных групп студентов.

Также следует рассмотреть возможности применения данной методики в других областях обучения, не связанных исключительно с подготовкой будущих преподавателей иностранных языков.

Важно также уделить внимание разработке новых программных средств и инструментов, которые будут способствовать более эффективному и удобному проведению условно-речевых упражнений как для преподавателей, так и для студентов.

В целом, дальнейшее исследование применения методики условно-речевых упражнений может существенно повысить эффективность обучения иностранным языкам и способствовать разработке новых инновационных методов обучения.

Список литературы

  1. Андреенко Т.Н., Трунова Е.Г. Работа с неологизмами в рамках профессиональной подготовки учителя иностранных языков // Журнал: «Психология образования в поликультурном пространстве». Учредители: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. ISSN: 2073-8439,
  2. Комлева Е.В., Герасимова К.Ю., Мирошникова Д.В. Особенности педагогического дискурса (из опыта преподавания английского языка) // Журнал «Педагогическое образование» включен в список ВАК с 31.01.2022г., Elibrary.ru, eISSN: 2712-9950, 2022.
  3. Пассов, Е. И., Кузовлева, Н. Е. Урок иностранного языка/ – М.:Феникс, Глосса-Пресс, 2010. – 640 с. – (Настольная книга преподавателя иностранного языка).
  4. Павлова Л.В., Пулеха И.Р. Формирование лингводидактических умений будущего учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки в ВУЗЕ». – ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, 2022.
  5. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английского языка на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: