УДК 37

Использование виртуальной реальности в обучении иностранным языкам

Козлитина Татьяна Валерьевна – студентка магистратуры факультета Иностранных языков Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Научный руководитель Мусаелян Елена Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Иностранных языков Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: По мере дальнейшего развития технологий преподаватели все чаще используют виртуальную реальность при обучении языку, предоставляя новые возможности для иммерсивного и интерактивного обучения. В этой статье рассматриваются ключевые преимущества и недостатки использования виртуальной реальности в обучении. Также в статье будут рассмотрены исследования эффективности использования виртуальной реальности в языковом образовании.

Ключевые слова: виртуальная реальность, мультимедийные технологии, обучение, виртуальная реальность, иностранный язык.

Большинство исследователей считает, что наиболее эффективны способом изучения иностранного языка является метод погружения в языковую среду. К сожалению, такой метод является довольно дорогостоящим и доступен далеко не всем. Но в связи с интеграцией технологий виртуальной реальности в обучения в области языкового образования произошли существенные изменения. Виртуальная реальность создает иммерсивную среду обучения, дает возможность имитировать сценарии реального мира, позволяя изучающим язык получать аутентичный опыт. Обучающиеся могут применять языковые навыки на практике, от торговых площадок до бесед с носителями языка, что, несомненно, способствует изучению языка.

Ученые А.В. Дементьева, И.А. Откупщикова, К.Н. Реськов отмечали, что «отличительной чертой виртуальной реальности является создание нового окружающего пространства без использования в качестве основы для внедряемых в это пространство объектов элементов окружающей действительности в реальном времени» [Дементьева, Откупщикова, Реськов, 2018:112].

Говоря о преимуществах виртуальной реальности, в первую очередь стоит упомянуть ее иммерсивности. Виртуальная реальность имитирует реальные жизненные ситуации, позволяя обучающимся практиковать языковые навыки в контексте. Виртуальные стимуляторы могут создавать повседневные ситуации или диалоги с использованием культурных контекстов. Помимо этого, интерактивный характер интерактивный характер виртуальной реальности способствует активному участию учеников, делая их активными субъектами обучения. Еще одной отличительной чертой виртуальной реальности является ее способность адаптироваться под индивидуальный стиль обучения каждого ученика, позволяя ему изучать язык в соответствии со своим темпом.

Несмотря на все преимущества использования виртуальной реальности в обучении языкам, у нее также есть несколько недостатков. В первую очередь стоит сказать о стоимости оборудования и программного обеспечения. В настоящее время внедрение виртуальной реальности в образовании является довольно дорогостоящим, что пока ограничивает его широкую интеграцию. Также не стоит забывать о возможных технических проблемах связанных с программным обеспечением или оборудованием. Все это может нарушать процесс обучения и снижать его эффективность. Ну и конечно, виртуальная реальность не может заменить реальное общение с преподавателями и сверстниками. Часто погружение в виртуальную реальность может привести к чувству изоляции у обучающихся.

В недавних исследованиях использовались приложения виртуальной реальности на основе сферического видео (SVVR), которые используют 360-градусные видео или фотографии для представления виртуальной среды, которую можно просматривать с помощью дисплея, установленного на голове. Например, Чиен, Хван и Джонг [Chien, S. Y., Hwang, G. J., & Jong, M. S. Y. 2020] продемонстрировали, что использование система SVVR для обучения английскому языку с использованием подхода взаимной оценки может улучшить успеваемость, мотивацию и критическое мышление. Это исследование показало, что виртуальная реальность положительно влияет на изучение иностранного языка, вовлеченность и общий уровень владения языком. А такие исследователи как, Сересо, Кальдерон и Ромеро [Cerezo, R., Calderón, V., & Romero, C. 2019] приняли язык VR-assist обучение, помогающее детям дошкольного возраста практиковаться в произношении базовой английской лексики. Они адаптировали голографическую игру, в которой дети разговаривали с виртуальным учителем по имени Артурито. Результаты показали, что изучение языка с помощью виртуальной реальности значительно повлияло на мотивацию детей и улучшило их успеваемость по сравнению с традиционными методами.

В заключение следует отметить, что интеграция виртуальной реальности в преподавание иностранных языков открывает многообещающие возможности для инноваций и совершенствования языкового образования. Поскольку технологии продолжают развиваться, преподаватели должны использовать потенциал виртуальной реальности для создания увлекательного и эффективного опыта изучения языка для студентов. Также хотелось бы отметить, что визуальные средства обучения – это не только современный подход для стимулирования к обучению, но также весьма эффективный метод для повышения уровня мотивации учеников.

Список литературы

  1. Дементьева А.В., Откупщикова И.А., Реськов К.Н. Дополненная реальность в учебном процессе // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2018. № 7 (42).С.112.
  2. Cerezo, R., Calderón, V., & Romero, C. (2019). A holographic mobile-based application for practicing pronunciation of basic English vocabulary for Spanish speaking children. J. Hum. Comput. Stud., 124, P. 13-25.
  3. Chien, S. Y., Hwang, G. J., & Jong, M. S. Y. (2020). Effects of peer assessment within the context of spherical video-based virtual reality on EFL students’ English-Speaking performance and learning perceptions.Computers & Education, P.146, 103751.

Интересная статья? Поделись ей с другими: