УДК 37.062.2

Системно-деятельностный подход и модель профориентационной работы

Кириллова Ирина Михайловна – аспирант Ленинградского государственный университет имени А.С. Пушкина.

Аннотация: Проблема организации профориентационной работы рассматривается в контексте современной государственной политики в сфере образования. Обсуждается необходимость системного подхода к проектированию систем профориентации. Представлена авторская модель профориентационной работы с учащимися общеобразовательной школы в условиях интеграции с системой дополнительного образования детей, разработанная на основе методологии системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение школьников, профориентация, системно-деятельностный подход.

Профориентация обучающихся – одна из приоритетных государственных задач, закрепленная в национальном проекте «Образование». Важность ее связана не только с необходимостью успешной самореализации подрастающего поколения, но и с потенциальным вкладом молодежи в экономическое страны. Эффективная система профориентационной работы на всех ступенях общего образования должна обеспечить возможность выпускникам 9-х классов сделать осознанный выбор в пользу продолжения обучения в 10 классе или в учреждении среднего профессионального образования, а также помочь обучающимся определиться с дальнейшей профессией или направлением подготовки в вузе. Значимость проблемы подготовки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению отмечается в ряде федеральных документов [1].

При этом существующие на сегодняшний день в общем образовании подходы к работе по организации профессиональной ориентации не позволяют решить поставленные задачи. Российские школьники проявляют недостаточную осведомленность о современном мире профессий и системе среднего и высшего профессионального образования, низкий уровень мотивации к выбору, зависимость от мнения окружающих, непонимание важности выбора карьерной траектории. Причины этой недостаточности — загруженность педагогов, отсутствие инновационных методов и моделей профориентации, разрыв в менталитете между молодежью и старшим поколением, дефицит оперативной информации о реалиях рынка труда и многое другое.

В настоящее время идет внедрение обновленного ФГОС, который включает в себя значительно больше возможностей, чем «рамочная регламентация» образовательного процесса. Результативное применение ФГОС предполагает разнообразные формы активности образовательных организаций, ориентацию на приоритеты развития региональной экономики, партнерские отношения между образовательными организациями разного уровня, сетевое взаимодействие педагогического сообщества и др. При этом методологический базис разработки основной образовательной программы остается неизменным – это системно-деятельностный подход.

Ряд федеральных проектов, таких как «Проектория», «Билет в будущее», «Успех каждого ребенка», «Современная школа» предоставляют детям возможность профессиональных проб – сетевого участия в практико-ориентированных мероприятиях, формирующих представление о профессии. (99) Однако, в целом можно сказать, что российская система образования только начинает создавать систему профориентации и проблем пока больше, чем достижений. В связи с этим опыт отдельных образовательных организаций по созданию моделей профориентационной работы может представлять определенный интерес.

Изучение уровня профессионального самоопределения школьников МОУ «Сосновский центр образования» Приозерского района Ленинградской области, проведенное в мае 2021 г. (124 учащихся 9-11 классов), показало, что:

  • более 80% выпускников 9 классов не определились не только с будущей профессией, но даже со сферой деятельности;
  • более 50% поступивших в 10 класс выбрали профиль обучения по совету родственников или друзей;
  • 16% десятиклассников сменили профиль обучения в 10-11 классе;
  • 10% обучающихся 10-11 классов перевелись в учреждения среднего профессионального образования;
  • 27% выпускников 11 класса все еще не определились с будущей сферой своей профессиональной деятельности.

Таким образом, выявлено, что профилизация обучения на ступени среднего образования не решает проблемы профессионального самоопределения школьников, поскольку профильное обучение направлено на упорядочивание уже сделанного подростком индивидуального профессионального выбора. В связи с этим была разработана модель организации профориентационной работы, начиная с 5 класса.

В основу модели заложен системно-деятельностный подход, реализованный в концепции Профориентационного минимума (таблица 1):

Таблица 1. Системные компоненты модели профориентационной работы

Блоки

Цель деятельности

Содержание деятельности

Формы организации деятельности

Мотивационный

Проблематизация темы профессионального будущего

Развитие внутренней мотивации

Дискуссии, индивидуальные беседы

Информационный

Формирование карьерной грамотности

Знакомство с миром профессий

Экскурсии, встречи, профориентационные уроки

Практический

Осознание роли теоретических знаний

Обучение практическому применению знаний

Участие в профессиональных пробах, проектах, исследованиях

Консультативный

Самоопределение

Исследование своей личности

Диагностика и консультирование

 

Мотивационный и информационный блоки профориентации в 2021-2022 учебном году были достаточно успешно реализованы в 5-9 классах в объеме не менее 6 часов благодаря цифровизации, в частности, в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование" ("Билет в будущее", онлайн-уроки "ПроеКТОриЯ" и др.).

Консультирование и диагностика, обучающихся осуществлялись в традиционной форме как во фронтальном режиме (на классных часах и профориентационных уроках) с использованием онлайн-диагностик с немедленной интерпретацией результатов, так и в индивидуальной работе со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.

Наиболее сложным для реализации в образовательном учреждении (особенно в сельской образовательной организации, расположенной далеко от городов), представляется практический блок профориентационной работы, поскольку требует значительного ресурсного обеспечения (оборудование, кадры, программы обучения, территория, время в учебном плане и т. п.). Для реализации практического блока с помощью сетевого взаимодействия с партнерами в основную образовательную программу были внесены содержательные модули (таблица 2.).

Таблица 2. Содержательные модули практического блока модели профориентационной работы/

Модули

Компоненты

Инженерно-технологический

Химико-биологический

Социально-экономический

Военно-технический

Урочная деятельность (предметы учебного плана на углубленном уровне)

физика, математика, информатика

10-11 кл

Химия, биология

10-11 кл

Обществознание,

математика,

экономика и управление

10-11 кл

 

Урочная деятельность (дополнительные учебные предметы и модули)

Черчение 7-9 кл.

3Д моделирование 8-9 кл

Технология 9 кл

Занимательная зоология 7 кл.

Финансовая грамотность 5 кл

ОБЖ 5-6 кл.

Дополнительное образование

Робототехника

Судомоделизм

Лаборатория юного эколога 7-8 кл

Журналистика

Школьный музей

Школьный театр

Начальная военная подготовка

Бальные танцы

Краткосрочные очно-дистанционные программы медиацентра «Интеллект»

Сетевые партнеры

СПб ГМТУ

Медицинский колледж г. Приозерск,

 ГКУЗ ЦРБ

СПб ГМТУ

В/ч  49719

Громово - авиабаза ВВС

Формы организации

Инженерные классы 10-11

Профильные группы 10-11

Педагогические классы 10-11

Кадетские классы

5-9

Военно-патриотический клуб «Полет»

Спортивный клуб

Методическая поддержка

Образовательная программа СОО для инженерных классов

Программы профориентационной работы по направлениям

Общеразвивающие дополнительные программы

Программа военно-патриотического воспитания

Предложенная модель профориентационной работы была апробирована в 2021-2022 учебном году. Проведенное по итогам учебного года исследование уровня профессионального самоопределения выпускников 9 классов выявило следующие предварительные итоги реализации модели профориентационной работы:

более 40% выпускников 9 классов четко определили свое отношение к инженерно-технической сфере деятельности;

доля десятиклассников, выбирающих профиль обучения по совету родственников или друзей, снизилась до 42%;

86% выпускников 11 класса заявили, что определились с будущей сферой своей профессиональной деятельности;

96% опрошенных участников образовательного процесса отметили положительную динамику в развитии профориентационной работы в ОУ.

Таким образом, использование модели организации профориентационной работы, основанная на системном использовании деятельностного подхода, модульной организации урочной и внеурочной деятельности, привлечении ресурсов дополнительного образования, цифровизации и сетевого партнерства, позволяет повысить уровень сформированности профессионального самоопределения школьников.

Список литературы

  1. Амбарова П.А., Немировский М.В.. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе
  2. В условиях изменяющегося мира профессий *образование: вызовы нового времени с. 188-199
  3. Ангеловская С. К. Инновационные подходы к организации профориентационной деятельности профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. - 2017. - № 2 (14). - С. 71–74
  4. Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками. // Научно-методический электронный журнал «Профессиональная ориентация». – 2017. –№1. - с. 15-22.
  5. Болдина М. А., Деева Е. В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. - Т. 22. - Вып. 1 (165). - С. 7–17.
  6. Ермаков Д. С. Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников: историко-педагогические аспекты, современный взгляд // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №3 (27). - С. 75–80.
  7. Панов А.И. Профориентация обучающихся. Сборник материалов.– Томск, ТОИПКРО, 2017.
  8. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 320 с.
  9. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Закревская О. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 6 (42). – С. 192–202
  10. Чистякова С. Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина, Е. Н. Землянская и др. М.: Ин-т общего среднего образования РАО, 1997. 80 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: