УДК 37

Особенности развития когнитивных функций детей младшего школьного возраста с дисграфией

Ситникова Алена Дмитриевна – преподаватель кафедры «Дефектология, русский язык и социальная работа» Ставропольского государственного медицинского университета

Колесникова Дарья Вячеславовна – студентка факультета Гуманитарного и медико-биологического образования» Ставропольского государственного медицинского университета

Джаванянц Светлана Арменовна – студентка факультета Гуманитарного и медико-биологического образования» Ставропольского государственного медицинского университета

Аннотация: Актуальность этой темы заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей, страдающих дисграфией. По данным исследований различных авторов дисграфия выявляется у 10-25 % учеников, обучающихся в начальной школе. Именно поэтому возникает необходимость проведения полноценной диагностики для выявления стойких специфических ошибок письма, а также определения механизмов возникновения нарушений, т.е. изучение сформированности функциональных компонентов процесса письма.

Ключевые слова: дисграфия, нарушение, расстройство, психика, обучение, метод, образование.

Дисграфия-это расстройство навыков письма, обусловленное недостаточной сформированностью высших психических функций. Ребенку трудно соотнести звуки устной речи с начертанием букв. Если говорить простым языком, то это когда ребенок путает буквы, заменяет одни на другие, в итоге получаются малопонятные слова. Но одно дело, когда ребенок просто не в состоянии усвоить правила русского языка, поэтому у него и встречаются самые разнообразные ошибки. Другое дело, когда у ребенка ошибки часто однотипные, например, стабильные замены буквы б на д или написание предлогов слитно со словами. Здесь мы наблюдаем пример проявления дисграфии. То есть, в данном случае одним заучиванием правил русского языка мы не обойдемся.

Данное нарушение не является виной ребенка и результатом низкого интеллекта. Причина его возникновения кроется в другом, обычно, в неврологических отклонениях. Единственная причина, напрямую не связанная с неврологическими отклонениями – это билингвизм. Ребенок путается в двух различных языковых системах и подменяет элементы. Такая дисграфия чаще всего бывает смешанной.

Дисграфия-это расстройство, которое может существенно влиять на когнитивные функции детей в младшем школьном возрасте. Оно связано с трудностями в овладении навыками письма. Дети, страдающие данным расстройствам испытывают трудности в написании текстов, что может повлиять на развитие когнитивных функций. Когнитивные функции включают процессы памяти, внимания, мышления, речи и творчества. У детей с дисграфией эти функции могут быть нарушены.

Особенности развития когнитивных функций компонента восприятия информации  у детей, страдающих дисграфией.

  1. Проблемы с распознаванием букв и слов: дети с дисграфией могут испытывать трудности при чтении и распознавании букв и слов. Они могут путать похожие буквы или иметь трудности с дешифровкой незнакомых слов.
  2. Затруднения с визуальным восприятием: у детей с дисграфией могут быть проблемы с обработкой и интерпретацией визуальной информации. Это может проявляться в трудностях с определением различных форм, размеров и направлений букв и слов.
  3. Недостаточная зрительная память: дети с дисграфией могут иметь ограниченную зрительную память, что затрудняет запоминание правильного написания букв и слов. Они могут с трудом вспоминать и воспроизводить правильную последовательность букв и звуков.
  4. Ограниченный слуховой анализ и синтез: дети с дисграфией могут иметь трудности с анализом и синтезом звуков и слов. Они могут испытывать трудности с распознаванием и фонемическим анализом звуков речи.
  5. Затруднения с моторикой письма: дети с дисграфией могут испытывать трудности с моторикой рук, что затрудняет точное и четкое написание. Они могут иметь проблемы с удержанием ручки, контролем движений и умением следовать по линиям.

Для диагностики дисграфии мы использовали следующие методики:

  1. Визуально-моторные тесты: включают в себя задания на копирование форм, рисунков, букв, цифр и прочего. Эти тесты могут помочь определить наличие проблем с координацией движений и точностью воспроизведения.
  2. Тесты на оценку звукового анализа и синтеза: проверка на способность различать и синтезировать звуки и звукосочетания.
  3. Наблюдение и анализ ошибок при письме: детальное исследование типичных ошибок и определение основных трудностей, с которыми сталкивается ребенок.
  4. Тесты на оценку скорости письма: проводятся для определения скорости выполнения заданий по письму. Такие тесты могут помочь установить наличие задержек в скорости написания.
  5. Тесты на орфографию: Ребенку предлагаются тесты, цель которых – оценить его навыки правописания. Тесты могут включать написание слов, предложений или текстов. Результаты сравниваются со стандартами для соответствующего возраста и класса.
  6. Тесты на графическую организацию и моторику: Ребенок предлагается выполнить задания, включающие рисование линий, копирование геометрических фигур или написание букв и слов. Это помогает оценить его графическую организацию, моторику и умение контролировать инструменты для письма.
  7. Оценка чтения: Дисграфия может оказывать влияние на навыки чтения ребенка, поэтому оценка его уровня чтения также важна при диагностировании дисграфии. Это может включать чтение вслух, понимание прочитанного или задания сопоставления слов.

В результате проведенной нами практической работы мы выявили следующее:

  • Затруднения в письменной речи: дети могут испытывать затруднения в правильном написании слов и строении предложений.
  • Замедленная скорость письма: дети могут писать медленнее, чем их сверстники без дисграфии.
  • Низкая самооценка: дети с дисграфией могут чувствовать себя некомпетентными и иметь низкую самооценку из-за трудностей в письме.
  • Снижение мотивации: негативный опыт с письмом может привести к потере интереса к учебе и снижению общей мотивации.

Таким образом, дисграфия может серьезно влиять на стойкие специфические ошибки письма у детей в младшем школьном возрасте. Определение особенностей развития когнитивных функций и разработка методов помощи и поддержки может значительно улучшить образовательные и социальные результаты этих детей, так  как это расстройство не определяет их возможности и потенциал.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2015. – 288с.
  2. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – Изд. 5-е. М.: В. Секачев, 2014. 132 с.
  3. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников М.: В. Секачев, 2014.
  4. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Развитие зрительно-вербальных функций у дошкольников. Рабочая тетрадь и Методическое руководство. – М.: В. Секачев, 2014. 42 и 24 с.
  5. Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А., Кричевец А.Н., Воронова М.Н., Егорова О.И. Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма // Вестник МГУ, 2008, № 3. – C. 63-73
  6. Хотылева Т.Ю. Педагогические условия преодоления трудностей в образовательной работе с дошкольниками 5-7 лет: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2006.
  7. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология, 2000. – № 1.
  8. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие и рабочая тетрадь. – М., 2004.
  9. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Развивающие игры для детей. – М., 1990.
  10. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения. – М., 1997.Начало формыКонец формы

Интересная статья? Поделись ей с другими: