УДК 37

Организация продуктивной деятельности младших школьников в обучении математике

Гареева Римма Мазгутовна – студент факультета Начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета.

Зубова Светлана Павловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета.

Аннотация: В статье анализируется организация продуктивной деятельности младших школьников в обучении математике. Рассматриваются особенности младшего школьного возраста, благоприятствующие развитию творческих способностей. Выявляются сущность и специфика репродуктивного и продуктивного методов обучения и факторы, обуславливающие эффективность продуктивной деятельности в процессе обучения. Приводятся задания, способствующие развитию продуктивной деятельности младших школьников на уроках математики.

Ключевые слова: младшие школьники, образовательный процесс, математика, продуктивная деятельность, творческое мышление.

Современная образовательная система задаёт новые социальные ориентиры и предъявляет требования к формированию творческой личности, которая способна гибко реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни и трудовой деятельности, оставаясь максимально востребованной в выбранной профессии [1]. Для воспитания такой личности учителю с первых классов необходимо развивать в детях стремление к активной творческой деятельности и максимально продуктивному применению имеющихся возможностей и способностей, в том числе нестандартному. В частности, актуальным является развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики.

Целью работы является изучение организации продуктивной деятельности младших школьников в обучении математике. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

С психологической точки зрения младший школьный возраст оптимален для развития творческих способностей, что связано с высокой любознательностью, тягой к познанию и относительной свободой мышления у детей в этот период [2]. В начальных классах, при формировании способов учебной работы, учителю особенно важно развивать творческие способности учащихся путём совершенствования наблюдательности, внимания, памяти, умений проводить анализ, сравнение и устанавливать закономерности. Указанные навыки наиболее полно реализуются при обучении математике, которая обычно является самой трудной и малодоступной дисциплиной для младших школьников.

В познавательной деятельности детей младшего школьного возраста доминирует правое полушарие мозга, которое преимущественно отвечает за образное, визуальное и интуитивное мышление, играющее ведущую роль в процессах восприятия, понимания и творчества [3]. Вследствие этого учащимся начальной школы непросто понимать абстрактные смыслы и предметы, что затрудняет преподавание математики в этот период. Для преодоления этих трудностей учителям необходимо использовать необычные наглядные материалы, задания и упражнения творческого характера, позволяющие детям развивать необходимые навыки нестандартным путём.

Продуктивный метод обучения применяется в процессе творческой деятельности для приобретения обучающимися новых знаний, поэтому направлен на развитие навыков планирования и решения задач, которые требуют рассуждения, анализа и умозаключения [4]. Вторым обязательным компонентом образовательного процесса является репродуктивная деятельность, нацеленная на усвоение и воспроизведение учениками знаний, умений и навыков. Репродуктивный метод связан с многократным повторением ранее изученного материала, позволяющим школьникам научиться воспроизводить, систематизировать и анализировать полученную информацию.

При применении продуктивных методов обучения в процессе творческой деятельности обучающиеся приобретают предметные знания и универсальные учебные действия [5]. Данная группа методов носит личностно-ориентированную направленность, имеет практико-ориентированный творческий характер и способствуют созданию ситуаций успеха. Решение учебной задачи в рамках продуктивной деятельности становится для школьника «открытием», что обусловлено следующими факторами:

  • проблематизация материала, которая формирует проблемную ситуацию, способствует возникновению учебно-познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности;
  • значительная доля самостоятельной предметной и мыслительной деятельности и отсутствие прямого давления со стороны преподавателя, придающие учащемуся уверенность в собственных силах;
  • конкретизация приёмов, нацеленных на достижение поставленной цели, способствующая развитию планировочных умений при выработке стратегии решения учебных задач;
  • постоянное обращение к субъектному теоретическому и практическому опыту школьника, позволяющее обучаться в рамках субъект-субъектного подхода;
  • вариативность методических приёмов, способствующая преодолению ситуаций скуки и застоя;
  • рефлексивность деятельности, способствующая развитию навыков анализа и синтеза, умения самостоятельно корректировать собственную деятельность.

Эффективность продуктивной детальности младших школьников напрямую зависит от их мотивации к самостоятельному приобретению знаний [6]. Для повышения мотивации учащихся к продуктивной деятельности могут использоваться практико-ориентированные задания, ключевой целью которых является формирование у детей умений и навыков практической работы, а также понимания возможностей и ситуаций их использования.

Реализация продуктивной деятельности требует от учащихся навыков саморегуляции и самоконтроля, достаточно высокого уровня самосознания, самодисциплины и ответственности [7]. Самостоятельная работа школьников является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на занятиях. Она часто вызывает трудности у младших школьников, поскольку требует умственного и эмоционального напряжения, порождая множество неожиданных вопросов, сомнений и переживаний.

Для методически грамотной организации продуктивной деятельности учащихся, способствующей развитию их самостоятельности, учителю математики требуется проанализировать содержание занятия, определить репродуктивные и творческие задания и продумать формы организации самостоятельной работы. В частности, для развития творческой активности школьников на уроках математики могут использоваться игровые ситуации, дающие учащимся стимулы и мотивацию и побуждающие их к активной деятельности [8]. Можно выделить следующие типы заданий и упражнений, способствующих развитию продуктивной деятельности младших школьников на уроках математики:

  1. Дидактические игры. Предполагают постановку перед учениками дидактической цели в форме игровой задачи, при этом учебный материал используется в качестве средства её решения [9]. Игра рационально дополняет традиционные формы и методы обучения, поскольку позволяет эффективнее достигать цели и задач урока, мобилизует умственные усилия школьников и снимает их психологическое утомление, способствует развитию навыков самодисциплины и организаторских способностей, формирует радостную и эмоционально расслабленную обстановку на уроке. В игре обучающиеся сопоставляют, сравнивают, проводят доступный им анализ и синтез, развивают память, внимание, сообразительность, речь и силу воли.
  2. Дивергентные задачи. В отличие от традиционно применяемых в учебной практике конвергентных задач, имеющих определённое условие, строгий алгоритм решения и единственный верный ответ, дивергентные задачи имеют много вариантов правильных ответов и несколько различных вариантов решения [10]. Дивергентные задачи направлены на развитие продуктивной деятельности учащихся, поскольку многовариантность их решений и ответов формирует благоприятные условия для реализации творческого потенциала, позволяя детям проявлять и тренировать в ходе работы оригинальность, беглость и гибкость мышления.
  3. Визуальная семантика. Для облегчения понимания предмета младшим школьникам необходимо предлагать систему знаков-индексов, которые позволяют визуально представлять математический объект адекватно его объективному содержанию [11]. Визуализация математического объекта при формировании понятийного образа – один из эффективных инструментов продуктивного метода обучения, способствующий развитию понятийного и абстрактного мышления.

Таким образом, повысить эффективность организации процесса познания на уроках математики можно при помощи использования репродуктивной деятельности учеников как второстепенного фактора их продуктивной деятельности. Репродуктивный метод пополняет знания школьников, способствует развитию навыков и умений освоения мыслительных операций, связанных с абстрагированием, анализом и синтезом. Однако в процессе обучения математике доминирующим должен выступать продуктивный метод, который способствует формированию у младших школьников мотивации к учебной деятельности, ценностного отношения к обучению, самостоятельности, ответственности, умений анализировать и рефлексировать, что в совокупности с репродуктивной деятельностью значительно повышает качество и скорость усвоения изучаемого материала.

Список литературы

  1. Зайцева С.А., Колесова О.В., Тивикова С.К. Формирование творческого мышления младших школьников в процессе решения нестандартных арифметических задач // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-1. – С. 298-300.
  2. Аскарова Д.К. Творческие задания на уроках математики в начальных классах и предъявляемые к ним требования // Молодой учёный. – 2019. – № 9 (247). – С. 181-183.
  3. Ботвинёва Н.Ю., Лопарева В.В. Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики посредством использования творческих заданий // E-Scio. – 2022. – № 4 (67). – С. 6-11.
  4. Пичугина Г.А. Продуктивный и репродуктивный методы обучения в организации современного образования // Балканское научное обозрение. – 2020. – Т. 4, № 4 (10). – С. 16-19. – DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0404.0004
  5. Котлярова Т.С., Федотовская М.Н., Савина Н.В. Продуктивные технологии как способ формирования универсальных учебных действий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 4 (38). – С. 86-91. – DOI: 10.17238/issn1998-5320.2019.38.86
  6. Неясова И.А., Чегрина А.В., Серикова Л.А. Педагогические условия формирования продуктивного опыта младших школьников в дополнительном образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-3. – С. 110-113.
  7. Раджабова З.Б., Магомедова Д.О. Методика организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики // Вестник Социально-педагогического института. – 2022. – № 1 (41). – С. 56-62.
  8. Ганцева Е.А. Некоторые методы и условия развития творческой активности младших школьников на уроках математики // Ceteris Paribus. – 2022. – № 2. – С. 60-62.
  9. Горовая В.В. Роль дидактической игры на математике в младших классах // E-Scio. – 2021. – № 11 (62). – С. 29-34.
  10. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М., Нурмагомедов Д.М. Дивергентные задачи в начальном курсе математики // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-4. – С. 74-78.
  11. Шадрина И.В. Методика преподавания начального курса математики: учебник и практикум для вузов / И.В. Шадрина. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 279 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: