УДК 37. 016:51

Использование групповой работы при обучении математике учащихся основной школы

Оболдина Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физико-математического и информационно-технологического образования Шадринского государственного педагогического университета.

Сапчук Сергей Игоревич – магистрант Института информационных технологий, точных и естественных наук Шадринского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье раскрывается сущность организации работы в группах через характеристику принципов технологии групповой работы, выделены особенности использования этой технологии в обучении математике. Уточнены действия учителя, направленные на формирование умений у учащихся ставить цель совместной деятельности и планировать работу (решение учебной задачи) в группе.

Ключевые слова: технология групповой деятельности, групповая работа, процесс обучения математике, основная школа.

В настоящее время в ходе реализации новых образовательных школьных стандартов активное использование групповой работы в учебном процессе не вызывает сомнений. Более того, совместная деятельность между учителем и учениками и между самими учащимися в процессе формирования знаний и умений является условием и средством формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Групповая форма организации УД — это такая форма обучения, при которой дети непосредственно взаимодействуют друг с другом. Учитель специально организует их сотрудничество, уделяя внимание каждому ребёнку.

По определению В.В. Котова, групповая работа представляет собой «способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи в составе группы» [2].

По мнению П.И. Пидкасистого, при групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптироваться к производственному, жизненному ритму [4].

Психологи утверждают, что если нет прямого общения между детьми во время уроков, то каждый ребёнок становится более беспомощным, незащищённым, несамостоятельным, а потому гораздо более зависимым от учителя, склонным во всем подражать ему, не искать собственной точки зрения, а, следовательно, не способным принимать самостоятельные решения, совершать поступки. Это ведёт к полной несамостоятельности и пассивности ученика. При объединении детей в группы создаётся почва, на которой вырастает самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равноправных, равных себе.

Как показали педагоги, психологи и методисты (Х. Лийметс, В.В. Рубцов, Р.А. Утеева, М.Ю. Чередов, Г.А. Цукерман и др.), учебное сотрудничество на уроке обеспечивает:

  • интеллектуальное и нравственное развитие;
  • успешное усвоение учебного материала всеми учениками;
  • формирование самостоятельности, коммуникабельности, желания помочь другим.

В основе технологии групповой работы или технологии группового способа обучения (эти термины мы рассматриваем как синонимы) лежит работа в группах.

В соответствии с установками ФГОС современная система общего образования должна обеспечивать образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его интересами, склонностями и способностями, создавать условия для его личностного развития, творчества и самореализации [1].

Образовательные потребности учащихся возможно реализовать в рамках классно-урочной системы обучения с помощью одной из моделей технологии групповой деятельности — групповой работы на уроке. Г. К. Селевко отмечает, что «главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы» [6].

Использование групповой формы обучения требует основательной подготовки. Учителю необходимо хорошо продумать организацию работы: деление на группы, время для выполнения заданий, инструктаж, учебные материалы, способы помощи и методы контроля.

Рассмотрим использование групповой работы при обучении теме «Тригонометрические уравнения» (9 класс).

При изучении данной темы полезна организация парной работы для взаимопроверки домашнего задания. Так на комбинированных уроках, включающих изучение нового вида уравнения, задавались домашние задания по решению уравнений предшествующих видов. Параллельно с проверкой домашнего задания у нескольких учеников на доске остальными учащимися осуществляется парная взаимопроверка.

Кооперативно-групповая работа (разные группы учеников выполняют отдельные части общего задания) при обучении данной теме может быть организована по изучению обратных тригонометрических функций. Данный материал вынесен на углубленное изучение. Тем не менее для математического кругозора учащихся и развития навыков самостоятельной работы полезно организовать групповую работу по информационному проекту: Изучение и представление информации по определенной обратной тригонометрической функции. На отдельном уроке группы докладывают о своей работе. Итогом урока становится общая схема по обратным тригонометрическим функциям и их свойствам.

Индивидуально-групповая работа фактически реализуется внутри групп по работе над докладами по обратным тригонометрическим функциям путем распределения учебной работы:

  • поиск и обработка материала по свойствам обратной тригонометрической функции;
  • подбор и решение заданий на решение тригонометрических уравнений с использованием тригонометрической функции;
  • поиск исторического материала;
  • оформление электронной презентации.

Дифференцированно-групповая работа полезна в практической части урока повторения, когда можно и нужно дифференцировать задания по уровню сложности и количеству.

Групповая форма обучения показывает хорошие результаты, как в учебном, так и в развивающем и воспитательном плане.

Во-первых, при использовании групповой работы можно заметить повышение познавательного интереса к учебе, и как следствие значительное улучшение качества обучения.

Во-вторых, групповая работа направлена на развитие коммуникативных универсальных учебных действий, которые способствуют формированию социальной компетентности учащихся, включающей умение выслушивать мнения других, вступать в конструктивный диалог, участвовать в обсуждении, осуществлять продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми [3].

Согласимся с мнением Л. Г. Пузеп, Ю. А. Терещенко, что «групповая работа на уроке способствует: углублению понимания учебного материала; развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся; изменению характера взаимоотношений между детьми (исчезает безразличие, появляется доброжелательность; возрастанию самокритичности, самоконтроля; формированию более объективной оценки учеником своих возможностей; приобретению качеств, необходимых для жизни в обществе: откровенности, такта, умения строить свое поведение с учетом позиции других людей; формированию УУД» [5].

Реализованная посредством групповой формы обучения проектная деятельность позволяет решать педагогические задачи, имеющие метапредметный характер: формирование основ системного мышления, развитие творческих способностей, воспитание целеустремленности и организованности, формирование информационной культуры.

Все перечисленные положительные моменты очень важны для старшеклассников. У старших школьников отмечается избирательный интерес к познанию, связанный в основном с их профессиональными намерениями. Важно, чтобы столь фундаментальная наука, как математика оставалась в сфере познавательных интересов каждого школьника. Также получает поддержку стремление стать полноценным членом общества за счет формирования положительных нравственных качеств и навыков делового сотрудничества.

В заключение необходимо ещё раз подчеркнуть, что введение групповой работы — это не одномоментный акт. Готовить детей к такой работе надо постепенно, соблюдая раскрытые выше принципы. В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что успешность школьника в учении и дальнейшей жизни во многом зависит от его коммуникативной грамотности, умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Список литературы

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 17 мая 2012 года (с изм. от 12.08.2022) № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // URL : https://shkola46belgorod-r31.gosweb.gosuslugi.ru (дата доступа 12.11.2023).
  2. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. - Рязань, 1977. – 100 с.
  3. Наумова А. Ф., Фрундин В.. Н. Формирование коммуникативных УУД в усло­виях реализации индивидуально-дифференцированного подхода ри изучении триго­нометрических уравнений // Актуальные проблемы теории и практики обучения мате­матике, информатике и физике в современном образовательном пространстве / отв. ред. В.Н.Фрундин. - Курск : Курский государственный университет, 2018. - С. 166- 170.
  4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей // Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва: Педагогическое общество России, 1998. – 619 с.
  5. Пузеп Л. Г., Терещенко Ю. А. Формы учебного сотрудничества в школе при реализации ФГОС // Образование и наука. – 2016. - № 9 (138). – С. 26-42.
  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное посо­бие. - М. : Феникс, 2008. – 256 с.
  7. Семенова В. В., Фоминых И. А. К вопросу о применении технологии групповой деятельности при обучении математике в старшей школе // Физико-математическое и естественнонаучное образования: наука и школа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей высшей и средней школы. - Йошкар-Ола. Издательство: Марийский государственный университет , 2021. – С. 333-337.

Интересная статья? Поделись ей с другими: