УДК 372

Процессная модель формирования экологической культуры младших школьников в проектной деятельности

Нищик Анна Владимировна – студент факультета Подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Научный руководитель Волчегорская Евгения Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Аннотация: Статья посвящена развитию экологической культуры детей младшего школьного возраста. Одним из путей развития экологической культуры в начальном общем образовании является проектная деятельность. В статье рассматривается понятие экологической культуры, актуальность её развития и особенности формирования её основ в начальной школе. Настоящая статья содержит в себе процессную модель проектной деятельности, направленную на формирование экологической культуры младших школьников. В статье приведено описание структуры и содержания данной модели и рекомендации учителям начальных классов по её использованию в работе при реализации проектной деятельности.

Ключевые слова: экологическая культура, дети младшего школьного возраста, проектная деятельность, начальное общее образование.

Вопрос формирования экологической культуры младших школьников является актуальным на сегодняшний день. Человечество развивается, активно потребляет природные ресурсы в своей жизнедеятельности, во многих точках нашей планеты растёт плотность населения. Люди больше начинают обращать своё внимание на окружающую их экологию, чаще в обществе поднимаются экологические вопросы, всё более актуальным становится необходимость воспитания в будущем поколении экологической культуры.

С. А. Степанов определяет экологическую культуру личности, как интегративное качество и важнейшее личностное свойство, которое отражает теоретическую, практическую и психологическую готовность человека ответственно относиться к окружающей среде, способность человека использовать свои экологические умения и знания в практической деятельности; определяет особенности экологического поведения, сознания и деятельности человека во взаимодействии с природой [6].

И. Д. Зверев определяет экологическую культуру как наличие у человека определённых убеждений и знаний, стремление к деятельности, а также его практических действий, соответствующих требованиям бережно относиться к природе [3].

В работах Н.Л. Пашевич экологическая культура – это определённый запас убеждений, знаний, навыков научного экологического мировоззрения и осуществления практической экологической деятельности [5].

Согласно исследованию Е.А. Гриневой и Л.Х. Давлетшиной формирование экологической культуры в начальной школе не ограничивается простым усвоением определённой суммы знаний, а предполагает развитие экологического сознания и мышления. Необходимо учитывать, что ценностное отношение ребёнка представляет собой синтез эмоций и интеллекта, на основе которого и происходит его общение, взаимодействие с природными объектами. Ценностные установки и чувства по отношению к природе постепенно становятся регуляторами деятельности и поведения детей. При этом чувственная регуляция является ведущей. Индикатором ценностного отношения является деятельность и реальное поведение ребёнка [1].

У младших школьников отношение к природе в наибольшей степени выражается в познавательной сфере. И. Д. Зверев отмечает, что «младший школьник осознает способность освоения мира» (я могу познать мир) [2].

Нами была разработана процессная модель проектной деятельности, направленная на формирование экологической культуры младших школьников. Данная модель представлена на рисунке 1.

Наша модель основана именно на проектной деятельности, так как основной целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов [4].

1

Рисунок 1. Процессная модель формирования экологической культуры младших школьников в проектной деятельности.

В связи с тем, что отдельных учебных предметов, направленных на изучение экологических вопросов в начальной школе нет, то работа над различными проектами хорошо подходит для формирования экологической культуры младших школьников. Наиболее близким предметом является Окружающий мир, но экологические вопросы можно затрагивать и при изучении других различных предметов в результате всевозможных методов, в том числе и с помощью проектной деятельности.

В нашей работе, процессную модель мы понимаем как систему последовательных и взаимосвязанных компонентов, выполнение которых помогает решить методично поставленные задачи и добиться желаемого результата. В нашем случае модель состоит из пяти основных компонентов: целевой, мотивационный, технологический, процессный и результативный.

Целевой компонент включает в себя саму цель, необходимые задачи, выполнение которых приведёт к поставленной цели, и выбранные нами подходы. Подходы были выбраны с точки зрения развития именно экологической культуры младших школьников.

Мотивационный компонент включает в себя мотивы, определение которых помогает стремиться к достижению своей цели, и виды деятельности, где можно педагогу замотивировать учащихся на определённую работу.

Технологический компонент содержит в себе виды проектов по длительности, по количеству участников, работающих над проектом и продукты проектной деятельности. Технологический компонент зависит от темы выбранного проекта, от возраста учащихся, от запаса времени на реализацию проектной деятельности. Продукты проекта могут быть абсолютно разными, не только те, которые указаны в нашей процессной модели.

Процессный компонент состоит из основных этапов реализации проекта и кратких комментарий к ним. В данном компоненте ещё приведены содержания проектов по классам с примерами.

Результативный компонент включает в себя критерии результативности (экологическая инициативность, самостоятельность и ответственность) и уровни экологических знаний, экологического отношения и сознательности. По итогу диагностики можно определить уровень экологической культуры младших школьников с помощью различных методик исследования. Данный компонент содержит также рекомендации для педагога по планированию процесса становления экологической культуры учеников начальной школы.

Согласно нашей модели, мы предлагаем педагогам с целью становления экологической культуры младших школьников 1-х и 2-х классов посредством приобретения экологических знаний; школьникам 2-х и 3-х классов – развития экологического отношения; школьникам 3-х и 4-х классов – экологической сознательности школьниками на основе системно-деятельностного, поискового и развивающего походов, реализующихся при работе над проектами.

Педагогам необходимо замотивировать учащихся, чтобы ученики осознавали смысл предстоящей деятельности, стремились к изучению нового и выполнению своих целей. Необходимо, чтобы ученики ощущали самостоятельность и свободу выбора, стремились к успеху и к осознанию уверенности в правильности своих действий. Саму работу над проектами можно проводить в рамках учебно-познавательной деятельности при реализации учебных предметов (в этом случае проекты не будут именно на экологическую тему, но они могут, в том числе, затрагивать экологические вопросы) или в рамках внеурочной деятельности с реализацией проектов, направленных на экологическое воспитание.

Учащиеся могут работать над долгосрочными и краткосрочными проектами, как в группе или в паре, так и индивидуально. Всё зависит от темы и сложности проекта. Проектная деятельность обязательно должна приносить какой-либо продукт. Это могут быть: информирующие буклеты, выставки, коллекции, либо просто презентационная защита проекта и многое другое.

При реализации проектной деятельности педагогу следуют обратить внимание учащихся на четыре основных этапа: введение в проект, планирование, исследование и определение результатов. Содержание проектов по классам должно отличаться. Для первых классов проекты необходимо направить на получение экологических знаний. Вторые классы продолжают получать экологические знания и на фоне полученных (в рамках начальной школы) знаний можно начинать работать над проектами, связанными с развитием экологического отношения. Для третьего класса продолжаются проекты, направленные на правильное формирование экологического отношения, и добавляются темы, воспитывающие экологическую сознательность. В четвёртом классе, темы проектов уже не только несут в себе экологические знания, развивают экологическое отношение, но больше всего должны быть ориентированы на становление экологической сознательности. По своей сути, проекты в отдельных классах не должны быть строго разделены на проекты экологических знаний, экологического отношения и экологической сознательности, но необходимо выдвигать на первый план те аспекты формирования экологической культуры, которые необходимо развить в соответствующем возрасте учеников.

По итогу проектной деятельности, связанной с формированием экологической культуры, к завершению начальной школы дети должны проявлять экологическую инициативность, самостоятельность и ответственность, что является характерными чертами экологической сознательности. Благодаря методикам Ю.А. Полещук, С.Н. Глазачева и А.П. Сидельковского можно определить уровни экологических знаний, экологического отношения, экологической сознательности учащихся.

Список литературы

  1. Гринева Е. А., Давлетшина Л. Х. Экологическая культура младших школьников: Духовно-нравственный аспект / монография. Москва: Прометей, 2015. 158 с.
  2. Зверев И. Д. О приоритетах экологического образования / Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Москва, 1997.
  3. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников / Москва. ВЛАДОС. 2001. 267 с.
  4. Павлова И. М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий / диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01. Москва, 2007. 277 с.
  5. Пашевич Н. Л. Развитие экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования / автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск. 2009. 24 с.
  6. Степанов С. А. Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России / автореф. дис. докт. пед. наук. Москва.2011. 58 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: