УДК 711.58

Подходы к проектированию детских садов

Канат Дина Амановна – магистрант Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (Республика Казахстан, Астана).

Научный руководитель Чекаева Рахима Усмановна – кандидат архитектуры, профессор Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (Республика Казахстан, Астана).

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к проектированию дошкольных учреждений по всему миру, учитывающий психологию детского восприятия. Были определены основные принципы создания среды, мотивирующей детей к учебе, развивающей их умственные, творческие и физические способности. Здания дошкольных учреждений рассматриваются как средство мировосприятия и социальной адаптации детей. Ребенок воспринимает мир через зрительные, тактильные и другие ощущения. Все факторы меняющегося мира должны быть отражены в архитектурном стиле здания. В статье определены принципы проектирования дошкольных учреждений на основе многочисленных исследований архитекторов и психологов: предлагается создать проекты для детей, которые будут функционировать как “гигантское пространство для игр” с открытой планировкой, а также удобные для детей уголки. Необходимо обеспечить визуальное разнообразие форм, использовать игровые элементы как часть фасада, превратить пешеходную дорожку в игровую площадку, а также использовать экологический подход в дизайне.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательная среда, архитектурный дизайн, образно-метафорический подход в проектировании, развивающая среда для детей, модульное здание, традиционная система, визуальное восприятие.

Введение

Изменения в архитектуре отражают изменения в том, как мы видим и понимаем развитие детей. В настоящее время дизайн дошкольных учреждений направлен на создание среды, которая развивает умственные, физические и творческие способности ребенка, который воспринимает мир через визуальные, тактильные и другие ощущения, и все факторы меняющегося мира должны быть отражены в архитектурном стиле здания. В этой статье определяются и изучаются основные принципы и различные подходы создания такой развивающей среды, которые использовались в мировом опыте на протяжении многих лет. Для Казахстана эти принципы являются инновационными и должны повсеместно применяться на практике при создании проектов для детей.

Результаты и обсуждение

1. Исторический анализ

Архитектура детских садов менялась в течение десятилетий, отражая меняющиеся представления о том, как лучше всего обеспечивать благоприятную среду для развития детей. Вот несколько примеров:

  • С начала XX века детские сады были организованы как маленькие школы, в которых дети проводили большую часть времени за партами и слушали лекции учителей. Однако в 1920-х годах появилась концепция "детского сада движения", предлагавшая, чтобы дети проводили больше времени на свежем воздухе и занимались физической активностью. В результате здания детских садов начали строиться с учетом этой концепции, и в их организации были предусмотрены большие площадки и спортивные площадки.
  • В 1960-х годах была проведена серия исследований, показывающих, что дети лучше развиваются в более домашней обстановке. В ответ на это здания детских садов начали строиться в форме дома или квартиры, с более мягкими и приятными интерьерами.
  • В 1980-х годах была введена концепция "открытого пространства", которая предлагала убрать стены между комнатами, чтобы создать больше открытой общей зоны. Эта концепция также привела к тому, что в детских садах начали использовать более яркие цвета и более разнообразные материалы.
  • В последнее время был сделан упор на устойчивую архитектуру и экологически чистые материалы. Многие новые детские сады имеют солнечные панели, грязезащитные системы и другие средства энергосбережения, а также используют более экологически чистые материалы для строительства и отделки.

Это лишь несколько примеров того, как менялась архитектура детских садов со временем. В целом, изменения в архитектуре отражают изменения в том, как мы видим и понимаем развитие детей[1].

2. Современные подходы к проектированию детских садов

Первый подход - образно-метафорический. Образно-метафорический подход в проектировании детских учреждений и среды для длительного пребывания детей является самым эффективным методом, так как формируется на психологическом эффекте переноса знаний, закономерностей и правил об явлении или предмете на новую в случае фрагментарного совпадения с или образом по нескольким признакам. Вместо типовых проектов архитекторы начали проектировать индивидуальные игровые детские площадки, ясли-сады, центры дошкольного образования. Характерной чертой современных зданий стало использование простой метафоры, композиция площадок понятна для детей, и вызывает интерес. Ассоциациями данных объектов в большинстве служат животные, птицы, образ космических станций и совокупность разных простых метафор(рис.1). Большую роль в проектировании этого направления является использование цветов, архитекторы больше внимания обращают на яркость, притягательность объекта, сочетая акцентные тона [2].

1

Рисунок 1. Детский сад в Германии.

Второй подход - органический. Наглядный пример, зеленый детский сад расположенный во Вьетнаме (рис.2). Участившиеся засухи, наводнения и засоление почвы ставят под угрозу поставки продовольствия, стремительная урбанизация лишает вьетнамских детей зеленых насаждений и игровых площадок, а значит, и связи с природой. Фермерский детский сад - это вызов для решения этих проблем. Здание, расположенное рядом с большой обувной фабрикой и рассчитанное на 500 детей работников фабрики, задумано как сплошная зеленая крыша, обеспечивающая детям доступ к продуктам питания и сельскому хозяйству, а также обширную игровую площадку до самого неба. Кроме того, всесторонне применяются архитектурные и механические методы энергосбережения, включая, но не ограничиваясь ими: зеленую крышу в качестве изоляции, зеленый фасад в качестве затенения и солнечное водяное отопление. Эти устройства имеют наглядный дизайн и играют важную роль в устойчивом образовании детей. Заводские сточные воды перерабатываются для орошения зеленых насаждений и смыва в туалетах [3].

2

Рисунок 2. Детский сад в Вьетнаме.

Поздний модерн. Третий подход включает в себя структуры позднего модерна. По мнению архитекторов, развивающих этот подход, здание - это всего лишь каркас, нейтральная оболочка без какого-либо повествовательного содержания, и элементы, имеющие отношение к детям, должны быть размещены внутри этого каркаса (рис.3).

3

Рисунок 3. Детский сад в Украине.

Четвертый подход - модульный. Одним из первых экземпляров был детский сад "Датский лес", спроектированный Хелле Грангаард для датской компании. Разработан для путешествий по стране, чтобы предоставить детям развлечения и впечатления на свежем воздухе. Модульные конструкции обладают рядом преимуществ, обеспечивая быстрое и легкое строительство, которое часто обходится дешевле, чем строительство традиционного здания. Однако термин "сборный" или "модульный" часто воспринимается как дешевый и лишенный воображения. Однако это начинает меняться. Преимущества быстровозводимых зданий (стоимость и конструкция) в настоящее время, как считается, перевешивают отрицательные стороны. Архитекторы сейчас предлагают несколько прекрасно продуманных модульных вариантов. И это распространяется также на архитектуру образования и ухода за детьми раннего возраста(рис.4).

4

Рисунок 4. Примеры сборных детских садов.

Пятый подход - философский. Согласно исследованию Джудит Сивер "Философия образовательного подхода”, дизайн интерьера должен быть напрямую связан с образовательной программой, которая включает структурированные занятия (запланированные занятия) и неструктурированные занятия (позволяющие ребенку выбирать занятия). Имея это в виду, основной тенденцией при проектировании современных дошкольных учреждений должна стать планировка помещений “открытой структуры” и отказ от традиционной системы коридоров. В больших пространствах создаются зоны как для тихого отдыха, так и для активных игр с помощью подвижных перегородок, разных уровней пола, разных напольных покрытий и другими способами. Дети, следуя своим внутренним импульсам, сами выбирают, чем они хотят заниматься. Таким образом, образуется проточное пространство без “незанятых” мест (рис.5).

5

Рисунок 5. Примеры интерьера детских садов.

В 1994 году было проведено еще одно исследование-эксперимент: внутри стандартной классной комнаты была создана еще одна "классная комната" меньшего размера в виде коробчатой конструкции. Находясь в комнате меньшего размера, дети тратили гораздо больше времени на определенное занятие, чем в стандартном классе. Был сделан вывод, что в структуре здания архитекторам следует предусмотреть больше приватных, уменьшенных по масштабу помещений для детей. Психологи пришли к выводу, что архитекторы должны учитывать визуальные горизонты ребенка: окна на уровне глаз ребенка, горизонтальные элементы, соответствующие высоте двери [6].

Шестой подход - разнообразие форм. В 2000 году Анита Руи Олдс в своем исследовании обнаружила, что окружающая среда оказывает положительное влияние на развитие младенцев и должна иметь контрасты, созданные архитектором. Внутри-снаружи, высокое-низкое, светлое-темное, заполненное пустотой пространство, последовательность-тайна, контраст между порядком и хаосом, простые и абстрактные формы – все эти контрасты создают разнообразие форм помещения, цветов, освещения. Различные помещения в здании формируются из-за неправильной формы здания, которая может быть как обтекаемой, так и остроугольной (рис.6) [5]

6

Рисунок 6. Детский сад непроизвольной формы в Китае.

Следующий подход к проектированию современных дошкольных учреждений - это восприятие формы здания как гигантского пространства для игр. В настоящее время архитекторы могут предложить множество идей для детских игровых мероприятий. Игривые элементы могут быть частью фасада. Идея превратить фасад здания в игровой элемент повлияло отсутствие в здании оборудования для игр. Фасад состоит из поворотных ярких досок, и дети могут изменить внешний вид детского сада и комнаты освещение само по себе, а также изучение различных цветов и фактуры материалов. Прогулочные дорожки в здании можно превратить в игровые элементы – в атриумах есть батуты и коридоры, проходы организованы как тренажерный зал для скалолазания, лестницы дублированы горками (рис.7) [6].

7

Рисунок 7. Примеры использования фасада для игр.

Заключение

Таким образом, на основе вышеупомянутых исследований был сделан вывод, что среда, которую архитектор создает для детей, должна воспитывать и развивать. Создавая комфортную среду для детей дошкольного возраста, архитектор должен следовать принципам:

  • планировка помещения с открытой структурой;
  • разрешение активного передвижения в каждой комнате;
  • позволяет детям исследовать, развивать сенсорный опыт (использование
  • поверхностей с различной текстурой);
  • создание приватных пространств для отдыха, тихих игр и частных уроков;
  • обеспечение визуального разнообразия форм и пространств, создание контрастов;
  • связь с внешней средой, природным окружением;
  • создание настроения пространства с помощью архитектуры, в соответствии с его функцией.

В последнее время в Казахстане архитекторы также начали искать новые, отличные от типичных дизайнерские подходы к организации детских образовательных учреждений. Были проведены исследования влияния социальных потребностей и психологии детского восприятия на архитектуру здания и организацию внутреннего пространства. В основном эти исследования направлены на поиск новых принципов проектирования школьных зданий. Что касается дошкольных учреждений, то этот вопрос менее изучен. Это исследование может дать хороший старт для нового шага в развитии о современных детских садах в Казахстана [7].

Список литературы

  1. Виноградова Е.А. Дошкольное образование: состояние и основные проблемы развития: автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.06 / Е.А. Виноградова. Екатеринбург: УРГУ, 2001. 18с.
  2. К.Н. Чебурашкин. Образно-метафорический подход как ключ к проектно-художественным решениям развивающей среды детских дошкольных учреждений. Вестник РГХПУ . 2018. 4 -1. 179.
  3. https://archiprofi.ru/journal/detail/zelenyy-sad-vo-vetname/
  4. Блохина Н. Б. Детские дошкольные учреждения / Н. Б. Блохина, Л. Т. Вихрова, Г. М. Давыдова. М.: Стройиздат, 1974. - 192 е.
  5. А.Р. Олдс. Руководство по дизайну ухода за детьми. 1-е издание
  6. Абдерезак Д. Архитектура детских яслей-садов в современных условиях АНДР (на примере городов восточного Алжира): дис. канд. архитектуры: 18.00.02 / Д. Абдерезак. – Харьков, 1984. – 184 с.
  7. Корнилова А.А.,Байжолова А.Д.,Формирование архитектурной среды дошкольных учреждений и центров развития.Вестник Казахской головной архитектурно-строительной академии. 2018. 35 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: