УДК 37

Изучение особенностей китайской традиционной культуры в онлайн ролевой игре «原神»

Ци Хунвэй – старший преподаватель кафедры Английского языка и перевода Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова.

Пестерева Анна Алексеевна – студент кафедры Английского языка и перевода Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова.

Аннотация: Данная статья посвящена изучению китайской культуры с использованием онлайн ролевой игры «原神» ((кит.) пиньинь: yuán shén, (англ.) Genshin Impact., (рус.) Геншин Импакт). В данной статьи рассматриваются лингвокультурные аспекты и игровой подход в процессе изучения второго иностранного языка - китайского, так как онлайн-игры оказываются мощным средством глобализации и интерактивного культурного обмена в современном мире. Онлайновая ролевая игра «原神» (Genshin Impact) сочетает в себе уникальную китайскую культуру и современную популярную культуру, становясь прекрасным средством межкультурной коммуникации и отличным стимулом для изучения китайской культуры и языка. Исследование позволяет лучше понять, как игры могут быть использованы в качестве средства межкультурного обмена, формирования позитивных стереотипов. Данная работа предлагает новый ракурс рассмотрения игр как мощного средства социокультурной и межкультурной коммуникации, позволяющего стимулировать обучающихся к более эффективному освоению языка и культуры страны второго языка.

Abstract: This article is devoted to the study of Chinese culture using the online role-playing game "原神" ((Chinese) pinyin: yuán shén, (English: Genshin Impact., (Russian: Геншин Импакт). This article deals with linguocultural aspects and game approach in the process of learning a second foreign language - Chinese, as online games prove to be a powerful means of globalization and interactive cultural exchange in the modern world. The online role-playing game "原神" (Genshin Impact) combines unique Chinese culture and modern popular culture, becoming an excellent means of intercultural communication and a great stimulus for learning Chinese culture and language. The study provides a better understanding of how games can be used as a means of intercultural exchange, positive stereotyping. This paper offers a new perspective on games as a powerful means of sociocultural and intercultural communication to stimulate learners to better master the language and culture of the second language country.

Ключевые слова: образ, онлайн ролевая игра, «原神» (Genshin Impact), китайская традиционная культура, лингвокультура, межкультурная коммуникация.

Keywords: image, online role-playing game, "原神" (Genshin Impact), Chinese traditional culture, linguoculture, cross-cultural communication.

1. Введение

При изучении иностранных языков, на начальном этапе, студенту, как правило, рекомендуется ознакомиться с историей и культурой страны изучаемого языка. Культура представляет собой неотъемлемый элемент для изучения китайского языка; овладев знаниями об особенностях китайской культуры, обучающийся может применить полученные знания при коммуникации с носителями данного языка и совершенствования навыков общения на китайском языке. Авторы данной статьи уверены, что в современном дискурсе - игры относятся к не только развлекательным, но и наиболее эффективным и важным способам изучения китайской культуры. Учитывая разнообразие и различие культур, студентам трудно понять особенности традиционной и современной китайской культуры. Авторы убеждены, что игры данного формата могут быть использованы для преподавания культуры более современным и увлекательным путем, который будет стимулировать интерес студентов, а также способствовать повышению их мотивации к изучению китайского языка, активному участию на занятиях и улучшению эффективности обучения.

Желание играть является врожденным для человека. По словам Хойзинги отметит, что «игра старше культуры. Желание играть является врожденным для человека. По словам Хёйзинга, игра старше культуры» [4]. «Игра неотделима от обучения: через игру человек познает окружающий мир и развивает социальные навыки. Несмотря на то, что Платон обратил внимание на эту связь и рассматривал игру как форму обучения навыкам, этот очевидный факт долгое время не мог преодолеть представление об игре как об антиподе обучения. Ф. Флобер и Ж. Пиаже представили научную основу для изучения взаимосвязи игры и обучения. Однако все эти философы и педагоги сосредоточили свое внимание на игре и ее роли в образовании. Только в ХХ веке, в период внедрения активных методов обучения, элемент игры в образовании взрослых привлек внимание ученых [1].

Таким образом, онлайн ролевая игра «原神» (Genshin Impact) игры может рассматриваться не только в качестве хорошего материала для студентов в процессе изучения языка и китайской культуры, но и хорошей основой для применения знаний.

Желание играть является врожденным для человека. По словам Хойзинги, игра старше культуры

В октябре 2022 года Министерство культуры и туризма Китая наградило компанию Hoyoverse, занимающейся разработкой игры «原神» (Genshin Impact), отметив большой вклад в продвижении китайской культуры в мире. В результате, студия стала единственным представителем игровой индустрии Китая.

В качестве метода исследования был приведен метод «case study». Исследование случая представляет собой метод качественного исследования, использующий разнообразные данные для систематического изучения отдельного человека, группы или социального явления [9, с.1-5.]. С целью получения максимально полной информации об исследованиях ученых, посвященных культурной трансмиссии этой игры, авторы данной работы собрали позиции ученых по поводу культурной распространённости данной игры «原神».

Развитие и распространение игры «原神» способствует инновационному пути развития, позволяющему зарубежным пользователям легко понять и принять прекрасную традиционную китайскую культуру, повышая при этом международную конкурентоспособность китайских оригинальных цифровых культурных продуктов [2, с. 91-99].

Одним из ее представителей является онлайн - игра "Геншин", интегрирующая элементы традиционной культуры и предлагающая разнообразные пути для открытия, использования и распространения выдающейся китайской традиционной культуры. Благодаря: использованию игры как метода, молодежи как основной массы, технологии как инновационной формы и творчества как оживляющего содержания, открываются совершенно новые возможности для современного распространения китайской традиционной культуры, особенно на международном уровне [5, с. 155-162].

Эффективность культурного экспорта в основном зависит от готовности целевой культуры к экспорту, игра «Геншин» заключается в том, чтобы придерживаться принципа сочетания современных технологий и традиционной китайской культуры, в процессе творчества преодолевать языковые, региональные различия и препятствия на пути распространения китайской культуры в мире, демонстрировать ценность китайской культуры [8, с.54-59].

2. Образ онлайн ролевой игры «原神»

2.1 Геокультурный образ

Ли Юэ (кит. 璃月 Líyuè, «Стеклянная луна») — одно из семи королевств Тейвата. Это страна поклоняющаяся Гео Архонту Мораксу (Рексу Ляпису) или же Властелину Камня [10].

Ли Юэ - портовый город, который расположен в восточной части Тейвата. На официальном сайте данный регион был упомянут следующим образом: “Ландшафт Ли Юэ формируют гордо возвышающиеся скалистые горы и каменные леса, обширные равнины и оживлённые побережья. Климат этих земель круглый год переливается пёстрыми цветами и красками. Помимо каменисто-скалистых чудес Ли Юэ, местные жители также наслаждаются щедрыми дарами архонта земли в виде драгоценных камней и минералов.» [12]

При создании локаций, разработчики честно признались, что множество мест они добавили в игре, вдохновляясь красотой пейзажей Китая. За основу озера Лухуа взяли заповедник Хуанлун. Прототипом Гавани Ли Юэ является маленький портовый городок, находящийся рядом с горами Чжанцзяцзе. Невероятно чудесные пейзажи так и в игре, так и в реальности завораживают своей красотой.

2.2 Традиционный культурный образ

«原神» популярен среди игр тем, что он устраивает множество тематических событий и квестов на протяжении всего года. Выполняя условия и задачи событий и квестов, игроки получают внутриигровую валюту для получения ивентовых персонажей - примогемы. Зачастую события имеют познавательный и развлекательный характер - они связаны с культурой определенного региона. Так, например, каждый год игроки получают подарки от разработчиков, а также тематические ивенты, посвященные Лунному Новому Году (Китайскому Новому Году).

В 2021 году с 10 февраля - по 28 февраля впервые произошло ежегодное событие, которое называется «Праздник морских фонарей». Фестиваль морских фонарей - это фестиваль, созданный по образцу китайского Фестиваля фонарей, известного также как «Фестиваль огней», когда люди выходят на улицы, чтобы вместе запускать фейерверки и речные фонари, любоваться всевозможными изысканными фонарями и размышлять над ответами на интересные загадки о фонарях. Проходя сюжетную линию «Праздник морских фонарей», игроки смогли погрузиться в разнообразные традиционные развлечения китайского праздника фонарей, ощутить теплую атмосферу этого радостного и мирного праздника, спокойствие страны и народа. В конце эпизода фраза «Пусть пламя передается дальше, а добродетели никогда не угасают» служит репликой, возвращающей мысли пользователей к самим людям, участвующим в различных мероприятиях, подчеркивая основную идею гуманизма и еще раз сублимируя суть китайской культуры, вызывая эмоциональный отклик у пользователей [7, с. 742-750].

На протяжении всего события, игроки выполняют разные задания от NPC: помогают в организации мероприятия, строят фонарики, выступают и пробуют разнообразные механики боя в театре. В процессе прохождения заданий, игроки узнают о новых интересных деталях, касающихся истории Китая. Они видят кат-сцены, соответствующие тематике события и получают желанную игровую валюту.

2.3 Лингвокультурный образ

Для игроков традиционные китайские культурные названия в игре также способствуют высокому уровню погружения в игру. Многие географические названия в Ли Юэ в иностранных версиях прямо называются на языке ханьюй пиньинь. При оформлении названия персонажа, сохраняя смысловую нагрузку имени, а также имея параллельную связь с личностью персонажа.

Каждый персонаж в игре обладает способностью использовать стихии, один из персонажей, называемый "Вырезать ясно", обладает способностью манипулировать "стихией грома", поэтому он также известен как "Тайминг Ни Быстрый Дождь". Один из персонажей, Какару, обладает способностью управлять стихией грома, поэтому его также называют "Тингни Быстрый Дождь" (霆霓快雨), что означает "Тингни" - "быстрый гром", а "Тингни Быстрый Дождь" - то, что небо проясняется сразу после короткой и резкой грозы. В нем перекликается со стихийными атрибутами персонажа и дополняет его грозовой характер [6, с. 111].

2.4 Образ китайской национальной музыкальной драмы

В начале 2022 года видеоклип оперного пения "Goddess Splitting the View", выпущенный группой «Genshin Impact» в официальной сети, ошеломил бесчисленное количество игроков, и на данный момент объем воспроизведения на станции превысил 30 миллионов.

Стиль «Genshin Impact», тесно связанный с китайской культурой, покорил зарубежных игроков, потому как в видеоклипе были ключевые символы достояния китайской культуры: красивое и нежное пение персонажей, тонкие элементы оперных костюмов, мужественные позы гражданских и военных – данные элементы поразили многих зарубежных игроков, не имевших представления о китайской опере, а также любопытство и стремление. На некоторое время "китайская опера", "китайская пекинская опера", "китайская музыка" и т.д. стали ключевыми словами, которые активно искали зарубежные фанаты игры. Это привело к тому, что контент, воспроизведённый в игре подтолкнул развитию интереса к китайской культуре за рубежом и к разжиганию "первого огня" 2022 года [11].

 "Первый огонь". В то же время это позволяет миру воспринять китайский культурный контекст и восхититься очарованием китайской театральной культуры [3, с.182-189].

3. Заключение

Благодаря изображению местностей согласно китайским канонам, а также и добавлению действительных достопримечательностей в качестве постоянных локаций, разработчики показывают нам красоту и разнообразие природы Китая. Игроки, впечатленные приятной графикой, подобной реальности, могут заинтересоваться исследованием действительных локаций, существующих не только в онлайн-игре, но и на картах. Это развивает туризм в Китае, помогает людям представлять богатство и красоту Поднебесной.

Таким образом, традиционная китайская культура, пропагандируемая в «原神», интегрируется в игру, выводит коннотацию традиционной китайской культуры, полностью демонстрирует специфику и уникальность китайской культуры, позволяет игрокам принять, понять и усвоить традиционную китайскую культуру в процессе интерактивного взаимодействия, чтобы традиционная китайская культура действительно вошла в чувства игроков как и в стране, так и за рубежом.

Список литературы

  1. Гилязова, О. С. Игры и геймификация в образовании: проблема их соотношения в феноменологическом ракурсе / О. С. Гилязова, А. Н. Замощанская // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2022. – Т. 13, № 1.
  2. Го Сюань, Сюй Синьи. Шансы и стратегии распространения китайских мобильных игр за рубежом // Future Communication, 2022, 29(05). 91-99. 郭璇,徐欣怡. 中国移动游戏“出海”的机遇和路径[J]. 未来传播,2022,29(05):91-99.
  3. Макарова, М. А. Отражение музыкальной культуры различных стран в едином художественном пространстве на примере компьютерной игры «Genshin Impact» / М. А. Макарова // Экранные искусства в ракурсе современной культуры : Материалы IV Всероссийской научной конференции, Ростов-на-Дону, 05 апреля 2023 года / Под редакцией А.А. Резванов [и др.]. – Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2023.
  4. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с.
  5. Ху Юй, Чжу Гэци. Онлайновые игры и современная коммуникация китайской традиционной культуры // Nanjing Social Science, 2022, (07). с. 155-162. 胡钰,朱戈奇. 网络游戏与中华优秀传统文化的当代传播[J]. 南京社会科学,2022,(07):155-162.].
  6. Чжан Янь, Ли Цзиньхао, Чжао Юйсян. Исследование режима инноваций и продвижения отечественных игр в контексте интеграции культуры и туризма: исследование на примере игры «Genshin Impact» // Library and Intelligence Knowledge, 2021, 38(05). с. 107-118. 张妍,李金昊,赵宇翔. 文旅融合背景下国产游戏创新与推广的模式探索:基于《原神》的案例分析[J]. 图书情报知识,2021,38(05):107-118.
  7. Чжоу Шихао, Ван Шии. Исследование новых способов культурного воздействия отечественных игр – на примере «Genshin Impact» // Frontiers of Social Science, 2023, 12(2). с. 742-750. 周世豪, 王诗怡. 国产游戏文化输出的新模式探索––以《原神》为例[J]. 社会科学前沿, 2023, 12(2): 742-750. 
  8. Чэнь Юй, Ли Чжаокунь. Исследование пути культурной реализации отечественных игр в аспекте культурного сознания – на примере "Первородного Бога" // Journal of Yuncheng College, 2022, 40(06). с. 54-59.陈雨,李照坤. 文化自信视域下国产游戏文化输出的路径探索––以《原神》为例[J]. 运城学院学报,2022,40(06):54-59.
  9. Wimmer R. D., Dominick J. R.. Mas s Media Research :An Intro- duction[M].California:WadsworthPublishingCompany,Inc., 1994:1-5.
  10. Ли Юй [Электронный ресурс]. – URL: https://genshin-impact.fandom.com/ru/wiki/Ли_Юэ.
  11. 中国戏曲打开出海新锦囊(华音环洋)URL: http://paper.people.com.cn/rmrbhwb/html/2022-03/28/content_25909633.htm (на китайском языке).
  12. Карта / Genshin Impact [Электронный ресурс]. – URL: https://genshin.hoyoverse.com/ru/map.

Интересная статья? Поделись ей с другими: