УДК 355.233.231.1

Анализ проблемы патриотического воспитания в истории педагогики

Кислицына Наталья Георгиевна – аспирант Нижневартовского государственного университета.

Научный руководитель Ибрагимова Лилия Ахматьяновна – доктор педагогических наук, профессор Нижневартовского государственного университета.

Аннотация: Работа посвящена анализу проблем патриотического воспитания в истории педагогики, изучены труды отечественных авторов, их взгляд на проблему со стороны педагогического образования.

Ключевые слова: патриотизм, педагог, воспитание, патриот.

Меняются люди,эпохи,времена,но вечным остается стремление людей к свету,добру,любви.Одной из главных целей воспитания нравстенно-патриотических чувств-это заложить нравственные основы в наших детях,сохранить человечность,научить детей правилам общения и умению жить среди других людей.То,что закладыввается в душу ребенка сейчас, позднее станет его и вашей жизнью.Интерес к проблеме воспитания нравственных качеств никогда не ослабевал. На протяжении многих веков происходила смена социально-экономического и политического строя в нашей великой стране, произошедшие изменения затрагивали нравственные устои общества.

Именно такие простые представления людей, которые впоследствии стали патриотизмом получили развитие у восточных славян еще до принятия христиантства. Первостепенное значение в древней культуре и образовании славян имела природа. Быстро на Руси сложилось единство материальной и духовной культуры, быта, обычаев и обихода. Это выразилось в обрядах наряда одежды или же утвари эпохи [9].

Данная идея защиты отечества была ведущей в древнерусских исторических и литературных источниках; она тесно ассоциировалась с образом русского князя. Патриотизм был личным, поэтому неоднократно проявлялся в преданности князю и дружине. Для солдата считалось позором покинуть поле боя, а князь считал зазорным бросить свое войско. Патриотическое воспитание отражено в таких произведениях, как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Притчи» и «Слова» Кирилла Туровского, «Учение детей» киевского князя Владимира Мономаха, «Русская правда», Киевский князь Ярослав Мудрый и другие [10].

В Русском государстве (9-11 вв.) связанно с многовековой борьбой русского народа за государственность и национальную независимость. Единство на основе патриотизма резко усилило мощь Русского государства, укрепило патриотические идеи, прочно связало их с государственностью: патриотизм был законодательно закреплен в Указе о военном положении артиллерии 1607-1621 годов.

В 17 веке возникла, идея народного патриотизма. Известнее общество «Известные общественные деятели» Феофан Прокопович и Юрий Крижанич начали отделять государственное служение от службы Отечеству, которое они рассматривали в связи со словами «общая народная польза» и «общий населенный благ» [7].

Начав с реформы Петра 1, которые положили начало специальной подготовки военных и гражданской служащих в государственном аппарате, импонировало что патриотизм был их путевкой вверх по социальной лестнице. Для них это было своего рода идолом. Именно они были направляющей нитью для развития ими профессионализма. Патриотизм вырывает государственную идеологию и считается выше всех ценностей еще одним высочайшим добродетелем. Служба Отечеству, сердце в далях государственных объявлены высшей добродетелью и зашифрованы — это как неотъемлемое условие для получения чинов и регалий высших звеньев.

В свое время Н. Чернышевский писал: «Для нас идеал пратиота-Петр Великий, высоченный плохой внутрипатриотизм-строее друг любовь к Родине, одушевляющее всю жизнь, нацелившей здравие этого выдающегося человека» [7].

Для М.Ломоносова идеал патриота -человек научно образованный, мышленный покоритель природы и действующей на благо государтсва. Его предстваления о человеке соответсвовали требованиям того времени, его идеал-достойный слуга государства.

Идеи подготовки к выступлению в Отечество во второй половине 18 века нашли свое отражение в трудах М.М.Новикова, А.Надищива и А.Н.Радищева.

И.Р.Бецкий(1704-1795) считал, что истинное воспавление к Отечеству невозможно без любви к самому себе. Он полагал,что главное в воспитании ребенка-уделить внимание наблюдению за личностью ребенка. Бецкий считает что среди качеств, необходимых для человека, необходимо уделять внимание трудолюбию,вжливости и пр.

Р.К.Новиков (1745-1811) писал: «проведение способствует высокому благосостоянию, а самое главное-чем просвещеннее человек, тем он более важен для госудаства» [5]. Он предложил новое для России понятие о целях вспомогательной терапии. Для него главная задача-сделать людей счастливыми, любящими и любезными людьми.

Русский мыслитель и писатель А.Радищев (1748-1803) в своих философских трудах обозначил главную цель просвещения-воспитать истинного сына Отечества, любящего свою страну. Люди готовы бороться с социальной несправедливостью и стать полезными и доброжелательными членами общесства, проникнутыми чувством собственного достоинства. В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» прослеживается любовь писателя к Родине и простому народу, выражается его протест против разъедающего рабства.

А. Радищев считал, что идеальный взрослый человек — это сын Родины. Настоящий мужчина и сын Отечества -одно и то же...Не каждый рожденный на Родине достоин благородного имени сына Отечества(патриота). Он преодолевает все препятсвия и трудится не покладая рук отстаивать честь, давая добрые советы и наставления. Если он убежден, что его смерть принесет силу и славу его Родине, то он не побоится пожертвовать своей жизнью [6]. Автор считал, что гражданское патриотическое мужество — это самое главное для человека моральный облик.

Философия Просвещения (18-середина 19 века) возбудила внимание и интерес к идее, что нравственное достоинтсво человека заключается в выражении любви к своей стране и не зависит от богаства и сословия. Эти идеи представлены у П. Карамзина, Р. Ключевского.

П. Карамзин в своем произведении указывал, что долг патриота-быть полезным человеком, трудящимся человеком, служащим Родине, и в то же время быть хорошим семьянином. Автор указывал, что национальное достоинство и национальная гордость означает не то, что русский народ лучше народов других стран, а прежде всего, чувство собственного достоинства. Эти мысли он рассматривал как патриотизм [2].

В своей статье «О любви к Родине и национальной гордости» П. Карамзин указывал на несколько этапов выражения патриотизма: через физическую привязанность к своей Родине зарождается и развивается нравственная любовь к Родине, непосредственный образ в Родине и среде воспитания. Человек достигает своего вышего духовного состояния. Физическая любовь связана непосредственно с местом рождения самого человека, его родным городом, ландшафтом и окружающим его домом(«усадьбой») [2]. По мнению автора, любовь к нашим соотечественникам, к соседям, с которыми мы выросли и жили, — это все нравственная любовь к своей Родине. Патриотическая мораль включает в себя нормы национального взаимодействия и жизненные ценности, которые передаются от родителей и прививаются человеку, позволяя ему любить своих соотечественников и делать для них добрые дела, поступки.

В первом квартале 19 века появился естественный патриотизм, известный как идеология «Декабристы». Они настаивают на том, чтобы стена была освободждена от ее лица, что является спорным и произвольным актом.

Одним из текстов декабристов была «Правла о России», Созданная П. Пестелем, гле ясно просматривается видение преемтсвенности национальной культуры и гереоического прошлого народа «Любовь к Отечеству есть источник всех сторон царства и сильнейшая опора существования и процветания царства». Декабристы считают, что защитf Отечества важнейший долг каждого члена общества. Основная национальная идеология этого периода включает три главных принципа: православие, самодержавие, национализм.

В целом проблема патриотизма и патриотического воспитания в 19 веке была одной из наиболее актуальных для философов, историков, писателей, общественных деятелей, педагогов. Патриотическая идея на протяжении всей отечественной истории развивалась в тесной связи и под значительным влиянием многочисленных военных испытаний.

С середины 19 века патриотическая идея активно развивается в произведениях русских демократов. Патриотическое воспитание обосновывалось ими как основная цель воспитания.

В творчестве Н. Чернышевского на первое место выдвигается идея общественного служения. Идеал Н. Чернышевского-целеустремленная, деятельная личность, вбирающая в себя общенародные потребности и глубоко чувствующая общенародную боль, страдание.

Основатель отечественной научной педагогики К.Ушинский (1823-1870) развивает идеи народности и патриотизма с педагогических позиций. Идея народности в воспитании, сформулированная К. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального сомосознания, воспитания гражданина своей страны [4]. Автор полагал, что основными институтами его воспитания являются церковь и семья. По его мнению, патриотические установки личности формируются в определенном окружении, которое должно быть сообразно ее национальной культуре и духу.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В понятие «патриотизм» входят: ответственность, желание и умение трудиться на благо своего Отечества, беречь и умножать богатства своей Родины, весь спектр эстетических чувств к своей стране. Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уровнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может быть совершенно не восприниматься младшими дошкольниками. И соотвественно наоборот, тот уровень восприятия, который приемлем для малышей, совершенно неодинаков с уровнем восприятия мира детьми старших дошкольников.

В целом можно отметить следующее: анализ научно-методических и философских документов по проблеме патриотического воспитания показывает, что многие исследователи рассматривают патриотическое воспитание как основу формирования будущего гражданина страны, патриота. И именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы жизненных ценностей, что подтверждают исследования педагогов и психологов (А.Запорожец, К.Божович, Л.Выготский и др.).

Список литературы

  1. Бaбуновa, К. М. Методологические основы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрaстa / Т. М. Бaбуновa // Патриотическое воспитание дошкольников. Сборник материалов. Часть I. Управление образования администрации ЗAТО г. Снeжинск, Чeлябинской облaсти, 2018. – 151 с. – Тeкст: нeпосрeдствeнный.
  2. Бeлинский, Д. Г. Избрaнныe пeдaгогичeскиe сочинeния / Д. Г. Бeлинский. – Москвa : Пeдaгогикa, 1982. – 292 с. – Тeкст: нeпосрeдствeнный.
  3. Бeлинский, В. Г. Избрaнныe пeдaгогичeскиe сочинeния / Д. Г. Бeлинский; рeд. A. Ф. Смирнов. – Москвa : Пeдaгогикa, 2017. – 288 с. – Тeкст нeпосрeдствeнный.
  4. Бeцкой, И. И. Гeнeрaльноe учрeждeниe о воспитaнии обоeго полa юношeствa / И. И. Бeцкой; сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуeвa; рeд. С. Ф.Eгоров // Aнтология пeдaгогичeской мысли России XVIII в. – Москвa, 2018. – 560 с. – Тeкст: нeпосрeдствeнный.
  5. Божович, П. К. Проблeмы формировaния личности / Л. И. Божович. – Москвa : Институт прaктичeской психологии. – Воронeж: МОДЭК, 2008. – 350 с. – Тeкст: нeпосрeдствeнный.
  6. Болотинa, Л. Р. Дошкольнaя пeдaгогикa: учeбноe пособиe для aкaдeмичeского бaкaлaвриaтa / Л. Р. Болотинa, Т. С. Комaровa, С. П. Бaрaнов. – 2-e изд., пeрeрaб. и доп. – Москвa: Издaтeльство Юрaйт, 2019. – 218 с. – Тeкст: нeпосрeдствeнный.
  7. Большой энциклопeдичeский словaрь. – URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/p/patriotizm/ (дaтa обрaщeния: 4.11.2019). – Тeкст: нeпосрeдствeнный.
  8. Боррдовскaя, Н. В. Пeдaгогикa : учeбноe пособиe / Н. В. Бардовская, A. A. Рeaн. – Сaнкт-Пeтeрбург: Питeр, 2016. – 304 с. – Тeкст: нeпосрeдствeнный.
  9. Буэский, М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания / М. П. Бузский, A. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмaрцeв. – Волгогрaд: ВолГУ, 2019. – 90 с. – Тeкст: нeпосрeдствeнный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: