УДК 37

Развитие внимания детей младшего школьного возраста в процессе обучения

Лыгденова Валентина Базаровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики начального и дошкольного образования Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Цыренова Лариса Баировна – студент по направлению “Психолого-педагогическое образование” Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о содержании работы по развитию внимания детей младшего школьного возраста в процессе обучения; условия, при которых возможно развитие внимания детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Ключевые слова: внимание, развитие внимания, младший школьный возраст, развитие внимания младших школьников, условия развития внимания, процесс обучения.

В современном мире, где информация доступна в любой момент времени благодаря наличию различных цифровых устройств, чрезвычайно важно уметь эффективно управлять своим вниманием. Дети, в особенности в младшем школьном возрасте, сталкиваются со множеством проблем, пытаясь сосредоточиться на учебных задачах как в классе, так и во время учебы дома. Трудности, связанные со вниманием, могут препятствовать пониманию учебного материала, влиять на успешное выполнение учебных заданий и способствовать повышению уровня стресса. Следовательно, исследование условий, способствующих развитию внимания, имеет важное значение для педагогов и родителей, стремящихся обеспечить детям оптимальную среду обучения.

Существует несколько ключевых теоретических концепций, максимально полно раскрывающих особенности развития внимания в младшем школьном возрасте. Например, теория когнитивного развития Пиаже постулирует о том, что внимание формируется по мере того, как дети проходят различные стадии развития – уровень развития внимания повышается вместе с когнитивными способностями младших школьников [8, с. 94]. Социокультурная теория Выготского, с другой стороны, подчеркивает роль социальных взаимодействий и культурного контекста в формировании внимания: на внимание детей влияет их взаимодействие с учителями, сверстниками и средой обучения [4, с. 102].

Другие исследования в этой области затрагивают эмпирические аспекты развития внимания. Например, Г.М. Марютина, Т.А. Мешкова и Н.В. Гавриш показали, что продолжительность концентрации внимания имеет тенденцию увеличиваться с возрастом в период начальной школы, что позволяет детям сохранять концентрацию на задачах в течение более длительных периодов времени [7, с. 74].

По своей сути внимание определяет, каким стимулам или какой информации отдается предпочтение, позволяя учащемуся сосредоточиться на конкретных аспектах рассматриваемого предмета. Внимание действует как фильтр, который отсеивает отвлекающие факторы и ненужные данные, позволяя эффективно распределять свои когнитивные ресурсы.

В сфере обучения внимание играет важную роль в приобретении знаний и навыков. Когда учащиеся внимательны, они с большей вероятностью усвоят учебный материал, поймут его и перенесут эти знания в долговременную память. Именно благодаря устойчивому вниманию учащиеся могут быть вовлечены во время уроков, читать учебники или активно участвовать в дискуссиях в классе. Более того, внимание служит мостом между восприятием и познанием, поскольку оно помогает связать новую информацию с существующими знаниями, тем самым способствуя пониманию и формированию мысленных схем.

Эффективное обучение требует способности поддерживать и переключать внимание по мере необходимости для понимания и сохранения образовательного содержания. Значение внимания в процессе обучения дополнительно подчеркивается его ролью в решении проблем и критическом мышлении. Когда учащиеся внимательны, они могут анализировать сложные проблемы, оценивать различные варианты и принимать обоснованные решения [5, с. 7].

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста в процессе обучения зависит от ряда важнейших условий. Во-первых, первостепенное значение имеет создание благоприятной среды обучения: классы должны быть хорошо организованы, свободны от чрезмерных отвлекающих факторов и способствовать вовлечению учащихся. Свободное от беспорядка, визуально стимулирующее пространство может побудить учащихся сосредоточиться на учебном материале, сводя к минимуму внешние помехи [2, с. 73].

Важнейшим условием развития внимания является также использование стимулирующих и соответствующих возрасту учебных материалов. Учебные ресурсы, которые визуально привлекательны, практичны и соответствуют учебной программе, могут заинтересовать детей и удержать их внимание длительное время. Использование реальных примеров из жизни может помочь связать абстрактные концепции с осязаемым опытом, делая обучение более понятным и увлекательным [3, с. 62].

Е.В. Столинская рассматривает использование методов активного обучения как наиболее эффективную стратегию для улучшения навыков внимания у детей. Эти методы направлены на активное участие в изучении учебного материала, например, посредством практических экспериментов, групповых обсуждений или действий по решению проблем. Вовлекая учащихся непосредственно в процесс обучения, учителя могут заинтересовать, поддерживать уровень и концентрацию внимания, поскольку в таком случае дети с меньшей вероятностью останутся просто пассивными получателями информации [10, с. 6].

И.В. Дубровина считает, для развития внимания важно разумное использование технологий. Образовательные приложения и интерактивное программное обеспечение можно использовать, чтобы сделать обучение более увлекательным и интерактивным. Такие инструменты могут обеспечить немедленную обратную связь, индивидуальный опыт обучения и игровые элементы, которые привлекают внимание детей. Однако важно соблюдать баланс и избегать чрезмерного использования технологий, чтобы предотвратить потенциальное негативное воздействие на внимание и другие психические процессы [9, с. 58].

Создание в классе атмосферы, поощряющей активное участие и сотрудничество со сверстниками, может улучшить навыки внимания, - отмечают И.С. Беганцова и А.С. Карюхина [2, с. 75]. Групповые занятия и обсуждения способствуют социальному взаимодействию и чувству совместного обучения, что делает уроки более увлекательными. Младшие школьники с большей вероятностью сохранят высокий уровень концентрации внимания, если будут активно участвовать в образовательном процессе и иметь возможность учиться у своих сверстников.

Таким образом, развитие внимания детей младшего школьного возраста в процессе обучения проходит наиболее эффективно при соблюдении следующих условий: свободная от отвлекающих факторов обстановка, использование стимулирующих и соответствующих возрасту учебных материалов, использование методов активного обучения, разумное использование технологий, создание в классе атмосферы, поощряющей активное участие и сотрудничество со сверстниками.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.: Лениздат, 2021. - 251 с.
  2. Беганцова И.С., Карюхина А.С. Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2018. - №1. - С.72-76.
  3. Бочкарева Т.И. Внимание младшего школьника. М.: Аркти, 2021. - 153 с.
  4. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию. М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 256 с.
  5. Евстигнеева В.Г. Развитие внимания младших школьников средствами мультимедиа технологий // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 6, 2019. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitievnimaniya-mladshih-shkolnikov-sredstvami-multimedia-tehnologiy (дата обращения: 05.11.2023).
  6. Золотая И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 1, 2021. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/primeneniedidakticheskih-igr-na-urokah-matematiki-dlya-razvitiya-vnimaniya (дата обращения: 05.11.2023).
  7. Маpютина Г.М., Мешкова Т.А., Гавpиш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 2021. - №4. – С. 67-78.
  8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже. - Москва: ИЛ, 2018. - 416 c.
  9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр "Академия", 2020. - 160 с.
  10. Столинская Е.В. Развитие концентрации внимания у младших школьников // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 7, 2018. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitiekontsentratsii-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 05.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: