УДК 372.881.111.1
Отличительные особенности обучения английскому языку детей младшего школьного возраста в основном и дополнительном образовании
Садовская Анна Александровна – магистрант Московской международной академии.
Пестова Мария Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент Московской международной академии.
Аннотация: Цель статьи состоит в том, чтобы рассмотреть пять основных критериев отличия обучения английскому языку в общем и дополнительном образовании, а именно законодательные, организационные, методические, психологические отличия, а также отличия в планируемых результатах обучения. В статье исследуются особенности проведения уроков по английскому языку в начальной школе, приемы обучения младших школьников и материалы для обучения. Статья также содержит анализ методики, приемов и стратегий обучения в дополнительном образовании и их влияния на эффективность освоения английского языка детьми 7-10 лет. Материалы статьи могут использоваться в качестве источника сведений о специфике обучения английскому языку детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, преимуществах и недостатках данного вида обучения.
Ключевые слова: английский язык, основное образование, дополнительное образование, младший школьный возраст, методы обучения английскому языку, изучение английского в дополнительном образовании.
Обучение английскому языку детей младшего школьного возраста в начальном общем и дополнительном образовании является актуальной темой в современном образовательном процессе. В современном развивающемся мире знание английского языка и способности к межкультурной коммуникации не теряют своей актуальности с точки зрения личностного и профессионального развития, поскольку английский является одним из наиболее распространенных мировых языков. Преимуществом обучения английскому языку в начальной школе является раннее формирование базовых языковых навыков и умений. Дети в возрасте 7-10 лет проявляют способности к эффективному и быстрому усвоению языковых навыков, поскольку данный период связан с окончанием развития коры головного мозга, формированием второй сигнальной системы, улучшением когнитивных способностей, развитием наглядно-образного мышления, постепенной стабилизацией процессов возбуждения и торможения нервной системы [1, с. 30; 2, с. 10]. Соответственно, в данный период можно начинать развитие навыков иноязычной коммуникативной компетенции, чтобы в дальнейшем учащиеся могли свободно общаться на иностранном языке с учетом социокультурных, социолингвистических, стратегических и дискурсивных особенностей коммуникации.
Изучение английского языка детьми младшего школьного возраста имеет отличительные особенности, которые необходимо учитывать при разработке методов обучения. В начальной школе дети, как правило, только начинают изучать иностранный язык. Этап начального образования крайне важен, так как в этот период формируются базовые языковые навыки, а именно фонетические навыки, лексические навыки (навыки словообразования, словосочетания и словоупотребления), некоторые грамматические навыки (изучение простых грамматических конструкций и синтаксических принципов построения простых предложений).
Рассматривая отличия начального общего и дополнительного образования с точки зрения обучения английскому языку детей младшего школьного возраста, прежде всего, следует выделить основные подходы к изучению иностранного языка, которые реализуются в различных образовательных организациях по всей стране. Такими подходами являются:
- профессионально-ориентированный подход, направленный на освоение иностранного языка в процессе решения конкретных профессиональных задач, при этом отбор материалов для обучения и сам учебный процесс строятся с учетом профессиональной отрасли и целей учащегося [7, с. 274];
- личностно-ориентированный подход, в основу которого положены 1) индивидуальный подход к обучению (учет психологических и когнитивных особенностей ученика, его личных целей и интересов); 2) развитие личностного и творческого потенциала ученика; 3) совершенствование навыков саморефлексии и самообучения учащегося [4, с. 36];
- коммуникатиный подход, основанный на развитии иноязычной коммуникативной компетенции [6, с. 2181] как совокупности лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической и дискурсивной компетенций;
- системно-деятельностный подход, нацеленный на повышение самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формирование проблемно-развивающего обучения, при котором ученик не просто усваивает готовую информацию, а самостоятельно ищет необходимые материалы, что способствует лучшему закреплению знаний [3, с. 26].
В начальном общем образовании, как правило, реализуется коммуникативный подход к обучению, который иногда сочетается с элементами системно-деятельностного подхода. В учреждениях дополнительного образования чаще всего наблюдается обучение английскому языку с помощью коммуникативного подхода в сочетании с индивидуально-личностным подходом. Общее и дополнительное образование обладают социализирующим, педагогическим, культурным, методическим и обучающим потенциалом. При этом каждый из них, будучи самостоятельным образовательным направлением, обладает собственным содержанием, формой, методами обучения и базируется на конкретных целях, требованиях к образовательным программам и имеет определенное содержание программ с заранее установленными результатами их освоения. Соответственно, отличия обучения английскому языку в начальном образовании и в учреждениях дополнительного образования были проанализированы по пяти основным направлениям:
- законодательные отличия;
- организационные и нормативные отличия;
- методические отличия;
- психологические отличия;
- отличия в поставленных результатах обучения.
С точки зрения законодательных норм начальное общее образование, в том числе и программы по освоению иностранного языка, базируется на нормах ФГОС и учебном плане, при этом сам процесс обучения является бесплатным и обязательным для всех граждан России. Кроме того, как указано в Федеральном законе об образовании от 29.12.2012, целью общего образования (в том числе и начального) является формирование и социализация личности для ее последующей успешной реализации в обществе, усвоение основных социокультурных норм и базовых знаний и умений, присущих конкретной дисциплине [8].
Дополнительное образование, в свою очередь, может быть платным или бесплатным. Цели дополнительного образования не являются строго определенными и в большей степени связаны с процессами саморазвития, творческой деятельностью или улучшением конкретных навыков. Учебные программы не всегда учитывают нормы ФГОС (как правило, программы являются авторскими, т. е. разрабатываются коллективом преподавателей учреждения дополнительного образования) и не являются обязательными для изучения всеми детьми страны. При этом выбор программы чаще обусловлен интересами детей и их потребностями в обучении. В дополнительном образовании также часто реализуется принцип свободы деятельности учащегося, под которым понимается возможность корректировки учебного процесса на основе мотивации и скорости обучения ученика. Как следствие, дополнительное образование позволяет сделать обучение более индивидуальным, в нем на первый план выходят интересы ученика, удовлетворение личных потребностей в обучении и саморазвитии.
В общем образовании изучение языка проходит три этапа: начальный, основной и средний, в соответствии с возрастом учеников. Изучение английского языка в дополнительном образовании также ведется поэтапно с учетом знаний и умений учащихся. Однако особенностью дополнительного образования является тот факт, что выбор программы не всегда связан исключительно с возрастом учащегося, поскольку ученики одного возраста могут выбирать между программами различной сложности в зависимости от уже имеющихся знаний и навыков.
С точки зрения организационной специфики уроки в рамках общего образования являются стандартными с продолжительностью в 40-45 минут. Преподаватель ведет урок по разработанной программе чаще всего в вопросно-ответной форме (т. е. преподаватель ставит задачу, объясняет материал, задает вопросы, на которые отвечают учащиеся, и предлагает соответствующие упражнения для закрепления, при этом не все ученики одновременно вовлекаются в деятельность). Цели и результаты уроков строго регламентированы, и в конце каждого урока должен достигаться заранее установленный результат. Временные рамки изучения тем также строго фиксированные (возврат к уже пройденным темам не предполагается). В результате подобные условия не предполагают реализацию индивидуально-личностного подхода к обучению, даже если преподаватель обладает огромным опытом.
Дополнительное образование отличается длительностью занятий (от часа до 2,5 часов) и количеством обучающихся (обычно группы не превышают 12 человек). В результате ученикам уделяется больше внимания со стороны преподавателей. В случае трудностей с пониманием темы учреждения дополнительного образования, как правило, предлагают возможности для ее повторного освоения в индивидуальном темпе. Занятия в учреждениях дополнительного образования проводятся в менее формальной обстановке, целью часто является развитие навыков командной работы и межличностных отношений между учениками, совершенствование ораторских, творческих и лидерских способностей. В дополнительном образовании преподаватель может менять ход занятия в зависимости от интереса учеников, проблем с усвоением материала. С одной стороны, благодаря такому подходу все учащиеся точно усвоят необходимый материал, но, с другой стороны, отсутствие четкого распределения времени может привести к снижению скорости разбора новых материалов, что негативно повлияет на мотивацию успевающих учеников. Возможным решением проблемы является предложение дополнительных заданий повышенной сложности сильным ученикам (что положительно повлияет на развитие коммуникативной компетенции и познавательного интереса к языку), в то время как отстающие ученики могут продолжать работу с непонятной темой.
Методы и приемы обучения английскому языку в общей школе и дополнительном образовании также несколько отличаются. Если в общей школе преобладают традиционные приемы обучения языку (например, чтение текста, ответы на вопросы к нему, составление пересказа в форме монолога и пр.) и периодически вводятся игровые и интерактивные приемы обучения (например, кроссворды, песни, стихи, рифмовки, просмотр аутентичных видео и пр.), то в дополнительном образовании чаще реализуются именно игровая методика и активные методы обучения (подвижные игры, ролевые и деловые игры, викторины, театральные постановки и пр.), а при демонстрации языковых явлений акцент делается на современных технологиях (например, новые слова демонстрируются с помощью цифровых изображений, а их звучание с помощью аудиозаписей от носителей языка). Игровая деятельность положительно влияет на развитие ребенка, поскольку помимо развития лингвистических навыков, она способствует совершенствованию творческих навыков, навыков командной и парной работы и, как следствие, навыков межличностного общения, снижая уровень языковой тревожности при общении на неродном языке, создавая положительный психологический фон и благоприятную атмосферу на занятиях.
Анализ образовательной программы, уроков и УМК Spotlight 1-4 и Starlight 1-4, часто используемых в начальной школе, позволил сделать выводы, что на уроках английского языка дети изучают алфавит и фонетическую систему, базовую лексику, простые грамматические формы, т. е. получают основополагающие представления о системе английского языка, от формирования которых во многом зависит его дальнейшее усвоение. В целом на уроках английского языка в начальной школе:
- продвигается коммуникативный подход к обучению;
- в УМК содержится большое число ярких иллюстраций и игровых упражнений, которые позволяют привлекать внимание детей и делать обучение более развлекательным, однако, количество такого контента снижается с повышением уровня обучения, т. е. с ростом сложности изучаемых языковых единиц задания становятся более традиционными;
- в УМК для 1 и 2 классов обучение осуществляется через развитие навыков говорения и аудирования, с 3 класса начинают чаще встречаться упражнения на чтение и письмо;
- в УМК часто встречаются упражнения на аудирование, а значит, ученики слышат аутентичную речь и погружаются в иноязычную среду, что положительно влияет на развитие коммуникативной компетенции;
- в УМК представлены задания, совершенствующие лингвокультурную компетенцию учеников, что крайне важно для развития представлений о другой стране и роста навыков межкультурной коммуникации.
Фонетические навыки в общеобразовательной школе чаще всего развиваются на базе аудирования и когнитивных мнемических стратегий (подражание речи преподавателя, повторение вслух, повторение про себя, повторение материалов через временные промежутки для закрепления и лучшего усвоения). Другие когнитивные мнемические стратегии основываются на техниках ассоциативного запоминания (например, с помощью карточек, изображений, ассоциативного ряда), позволяющих детям изучать новые слова и лучше запоминать новый лексический материал, и техниках контекстного употребления единиц, часто применяемых для изучения грамматических норм. Аналогичным целям служат социоаффективные стратегии, такие как групповые обсуждения, песни, стихи и прочая активная деятельность по изучению английского языка. Данные стратегии обучения, используемые в начальной школе, направлены, прежде всего, на эффективное усвоение языковых единиц, а также на формирование познавательного интереса к изучению английского языка и повышение мотивации к обучению.
С другой стороны, дополнительные материалы и цифровые технологии нечасто используются на занятиях в начальной школе (чаще всего из-за недостатка времени или проблем с материально-технической оснащенностью класса), что влияет на возможности привлечения дополнительных материалов для расширения знаний учеников, проведение интерактивных занятий, развитие навыков работы с современными технологиями и совершенствование навыков электронной коммуникации на иностранном языке.
Анализ программ нескольких центров дополнительного образования для детей младшего школьного возраста позволил сделать следующие выводы:
- образовательные программы центров дополнительного образования часто пересекаются с общеобразовательной программой (ведется изучение схожих или таких же тем, что может негативно повлиять на возможности расширения знаний учащихся). С другой стороны, многие вопросы прорабатываются детальнее, а материалы лучше закрепляются в памяти учеников. Кроме того, дополнительные аутентичные материалы, используемые в языковых центрах, способствуют усвоению новых языковых единиц и, соответственно, положительно влияют на совершенствование лингвистической компетенции;
- языковые центры продвигают коммуникативный подход к обучению. В первую очередь, программы направлены на развитие навыков говорения и аудирования, преодоление языкового барьера, при этом навыкам письменной речи и чтения уделяется меньше внимания. Подобный акцент на развитии устной речи положительно влияет на преодоление коммуникативного барьера учениками. С другой стороны, меньшее количество упражнений на письмо может привести к недостаточному развитию навыков письменной речи. Тем не менее, данный недостаток может минимизироваться за счет уроков в начальной школе, на которых учащиеся выполняют различные упражнения на чтение и письмо, в итоге, создается сбалансированность обучения;
- в некоторых центрах также реализуется индивидуально-личностный подход к обучению (есть возможности проведения индивидуальных занятий), при этом общая программа может корректироваться с учетом интересов и потребностей конкретного ученика, что является преимуществом по сравнению с изучением языка в общем образовании;
- в центрах активно применяются игровые приемы обучения, что повышает творческие навыки и познавательный интерес учеников, а также положительно влияет на их навыки межличностной коммуникации, способности к самовыражению и снижает уровень языковой тревожности;
- в центрах часто используются аутентичные аудио и видеоматериалы, а также технологии интерактивного обучения, что способствует погружению учащихся в иноязычную среду, делает занятия нестандартными, влияя на уровень мотивации учеников.
Таким образом, с точки зрения изучения английского языка детьми младшего школьного возраста начальное образование можно рассматривать как способ получения базовых знаний об
- уровнях языка (фонетическом, морфологическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом уровнях, при этом стилистический уровень, как правило, не изучается на стадии начального образования);
- лингвокультурных особенностях иноязычного общества (формулах речевого этикета и социокультурных принципах общения); а также как возможность развития всех видов речевой деятельности (письма, чтения, говорения и аудирования). Дополнительное образование позволяет изучать язык более углубленно и тщательно отрабатывать конкретные темы или речевые умения (например, аудирование или говорение) с учетом интересов ученика.
Список литературы
- Бегиева Б. М., Кабжихов А. А. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. С. 29-32.
- Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Психология младшего школьника // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2018. 109 с.
- Кузьмичева А. С., Мотузенко Н. И., Приходченко Е. И. Деятельностный подход в обучении // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. С. 22-26.
- Куличенко Ю. Н., Медведева Л. В. Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Artium magister. 2018. № 1. С. 35-39.
- Рябкова Е. С. Современные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Научно-образовательный журнал StudNet. 2022. № 4. С. 2177-2187.
- Сергеева Н. Н. Профессионально-ориентированные задания как средство обучения иностранному языку профессиональной сферы // Язык и культура. 2023. № 61. С. 272-288.
- Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.10.2023).