УДК 372.881.111.1

Отличительные особенности обучения английскому языку детей младшего школьного возраста в основном и дополнительном образовании

Садовская Анна Александровна – магистрант Московской международной академии.

Пестова Мария Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент Московской международной академии.

Аннотация: Цель статьи состоит в том, чтобы рассмотреть пять основных критериев отличия обучения английскому языку в общем и дополнительном образовании, а именно законодательные, организационные, методические, психологические отличия, а также отличия в планируемых результатах обучения. В статье исследуются особенности проведения уроков по английскому языку в начальной школе, приемы обучения младших школьников и материалы для обучения. Статья также содержит анализ методики, приемов и стратегий обучения в дополнительном образовании и их влияния на эффективность освоения английского языка детьми 7-10 лет. Материалы статьи могут использоваться в качестве источника сведений о специфике обучения английскому языку детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, преимуществах и недостатках данного вида обучения.

Ключевые слова: английский язык, основное образование, дополнительное образование, младший школьный возраст, методы обучения английскому языку, изучение английского в дополнительном образовании.

Обучение английскому языку детей младшего школьного возраста в начальном общем и дополнительном образовании является актуальной темой в современном образовательном процессе. В современном развивающемся мире знание английского языка и способности к межкультурной коммуникации не теряют своей актуальности с точки зрения личностного и профессионального развития, поскольку английский является одним из наиболее распространенных мировых языков. Преимуществом обучения английскому языку в начальной школе является раннее формирование базовых языковых навыков и умений. Дети в возрасте 7-10 лет проявляют способности к эффективному и быстрому усвоению языковых навыков, поскольку данный период связан с окончанием развития коры головного мозга, формированием второй сигнальной системы, улучшением когнитивных способностей, развитием наглядно-образного мышления, постепенной стабилизацией процессов возбуждения и торможения нервной системы [1, с. 30; 2, с. 10]. Соответственно, в данный период можно начинать развитие навыков иноязычной коммуникативной компетенции, чтобы в дальнейшем учащиеся могли свободно общаться на иностранном языке с учетом социокультурных, социолингвистических, стратегических и дискурсивных особенностей коммуникации.

Изучение английского языка детьми младшего школьного возраста имеет отличительные особенности, которые необходимо учитывать при разработке методов обучения. В начальной школе дети, как правило, только начинают изучать иностранный язык. Этап начального образования крайне важен, так как в этот период формируются базовые языковые навыки, а именно фонетические навыки, лексические навыки (навыки словообразования, словосочетания и словоупотребления), некоторые грамматические навыки (изучение простых грамматических конструкций и синтаксических принципов построения простых предложений).

Рассматривая отличия начального общего и дополнительного образования с точки зрения обучения английскому языку детей младшего школьного возраста, прежде всего, следует выделить основные подходы к изучению иностранного языка, которые реализуются в различных образовательных организациях по всей стране. Такими подходами являются:

  1. профессионально-ориентированный подход, направленный на освоение иностранного языка в процессе решения конкретных профессиональных задач, при этом отбор материалов для обучения и сам учебный процесс строятся с учетом профессиональной отрасли и целей учащегося [7, с. 274];
  2. личностно-ориентированный подход, в основу которого положены 1) индивидуальный подход к обучению (учет психологических и когнитивных особенностей ученика, его личных целей и интересов); 2) развитие личностного и творческого потенциала ученика; 3) совершенствование навыков саморефлексии и самообучения учащегося [4, с. 36];
  3. коммуникатиный подход, основанный на развитии иноязычной коммуникативной компетенции [6, с. 2181] как совокупности лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической и дискурсивной компетенций;
  4. системно-деятельностный подход, нацеленный на повышение самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формирование проблемно-развивающего обучения, при котором ученик не просто усваивает готовую информацию, а самостоятельно ищет необходимые материалы, что способствует лучшему закреплению знаний [3, с. 26].

В начальном общем образовании, как правило, реализуется коммуникативный подход к обучению, который иногда сочетается с элементами системно-деятельностного подхода. В учреждениях дополнительного образования чаще всего наблюдается обучение английскому языку с помощью коммуникативного подхода в сочетании с индивидуально-личностным подходом. Общее и дополнительное образование обладают социализирующим, педагогическим, культурным, методическим и обучающим потенциалом. При этом каждый из них, будучи самостоятельным образовательным направлением, обладает собственным содержанием, формой, методами обучения и базируется на конкретных целях, требованиях к образовательным программам и имеет определенное содержание программ с заранее установленными результатами их освоения. Соответственно, отличия обучения английскому языку в начальном образовании и в учреждениях дополнительного образования были проанализированы по пяти основным направлениям:

  1. законодательные отличия;
  2. организационные и нормативные отличия;
  3. методические отличия;
  4. психологические отличия;
  5. отличия в поставленных результатах обучения.

С точки зрения законодательных норм начальное общее образование, в том числе и программы по освоению иностранного языка, базируется на нормах ФГОС и учебном плане, при этом сам процесс обучения является бесплатным и обязательным для всех граждан России. Кроме того, как указано в Федеральном законе об образовании от 29.12.2012, целью общего образования (в том числе и начального) является формирование и социализация личности для ее последующей успешной реализации в обществе, усвоение основных социокультурных норм и базовых знаний и умений, присущих конкретной дисциплине [8].

Дополнительное образование, в свою очередь, может быть платным или бесплатным. Цели дополнительного образования не являются строго определенными и в большей степени связаны с процессами саморазвития, творческой деятельностью или улучшением конкретных навыков. Учебные программы не всегда учитывают нормы ФГОС (как правило, программы являются авторскими, т. е. разрабатываются коллективом преподавателей учреждения дополнительного образования) и не являются обязательными для изучения всеми детьми страны. При этом выбор программы чаще обусловлен интересами детей и их потребностями в обучении. В дополнительном образовании также часто реализуется принцип свободы деятельности учащегося, под которым понимается возможность корректировки учебного процесса на основе мотивации и скорости обучения ученика. Как следствие, дополнительное образование позволяет сделать обучение более индивидуальным, в нем на первый план выходят интересы ученика, удовлетворение личных потребностей в обучении и саморазвитии.

В общем образовании изучение языка проходит три этапа: начальный, основной и средний, в соответствии с возрастом учеников. Изучение английского языка в дополнительном образовании также ведется поэтапно с учетом знаний и умений учащихся. Однако особенностью дополнительного образования является тот факт, что выбор программы не всегда связан исключительно с возрастом учащегося, поскольку ученики одного возраста могут выбирать между программами различной сложности в зависимости от уже имеющихся знаний и навыков.

С точки зрения организационной специфики уроки в рамках общего образования являются стандартными с продолжительностью в 40-45 минут. Преподаватель ведет урок по разработанной программе чаще всего в вопросно-ответной форме (т. е. преподаватель ставит задачу, объясняет материал, задает вопросы, на которые отвечают учащиеся, и предлагает соответствующие упражнения для закрепления, при этом не все ученики одновременно вовлекаются в деятельность). Цели и результаты уроков строго регламентированы, и в конце каждого урока должен достигаться заранее установленный результат. Временные рамки изучения тем также строго фиксированные (возврат к уже пройденным темам не предполагается). В результате подобные условия не предполагают реализацию индивидуально-личностного подхода к обучению, даже если преподаватель обладает огромным опытом.

Дополнительное образование отличается длительностью занятий (от часа до 2,5 часов) и количеством обучающихся (обычно группы не превышают 12 человек). В результате ученикам уделяется больше внимания со стороны преподавателей. В случае трудностей с пониманием темы учреждения дополнительного образования, как правило, предлагают возможности для ее повторного освоения в индивидуальном темпе. Занятия в учреждениях дополнительного образования проводятся в менее формальной обстановке, целью часто является развитие навыков командной работы и межличностных отношений между учениками, совершенствование ораторских, творческих и лидерских способностей. В дополнительном образовании преподаватель может менять ход занятия в зависимости от интереса учеников, проблем с усвоением материала. С одной стороны, благодаря такому подходу все учащиеся точно усвоят необходимый материал, но, с другой стороны, отсутствие четкого распределения времени может привести к снижению скорости разбора новых материалов, что негативно повлияет на мотивацию успевающих учеников. Возможным решением проблемы является предложение дополнительных заданий повышенной сложности сильным ученикам (что положительно повлияет на развитие коммуникативной компетенции и познавательного интереса к языку), в то время как отстающие ученики могут продолжать работу с непонятной темой.

Методы и приемы обучения английскому языку в общей школе и дополнительном образовании также несколько отличаются. Если в общей школе преобладают традиционные приемы обучения языку (например, чтение текста, ответы на вопросы к нему, составление пересказа в форме монолога и пр.) и периодически вводятся игровые и интерактивные приемы обучения (например, кроссворды, песни, стихи, рифмовки, просмотр аутентичных видео и пр.), то в дополнительном образовании чаще реализуются именно игровая методика и активные методы обучения (подвижные игры, ролевые и деловые игры, викторины, театральные постановки и пр.), а при демонстрации языковых явлений акцент делается на современных технологиях (например, новые слова демонстрируются с помощью цифровых изображений, а их звучание с помощью аудиозаписей от носителей языка). Игровая деятельность положительно влияет на развитие ребенка, поскольку помимо развития лингвистических навыков, она способствует совершенствованию творческих навыков, навыков командной и парной работы и, как следствие, навыков межличностного общения, снижая уровень языковой тревожности при общении на неродном языке, создавая положительный психологический фон и благоприятную атмосферу на занятиях.

Анализ образовательной программы, уроков и УМК Spotlight 1-4 и Starlight 1-4, часто используемых в начальной школе, позволил сделать выводы, что на уроках английского языка дети изучают алфавит и фонетическую систему, базовую лексику, простые грамматические формы, т. е. получают основополагающие представления о системе английского языка, от формирования которых во многом зависит его дальнейшее усвоение. В целом на уроках английского языка в начальной школе:

  1. продвигается коммуникативный подход к обучению;
  2. в УМК содержится большое число ярких иллюстраций и игровых упражнений, которые позволяют привлекать внимание детей и делать обучение более развлекательным, однако, количество такого контента снижается с повышением уровня обучения, т. е. с ростом сложности изучаемых языковых единиц задания становятся более традиционными;
  3. в УМК для 1 и 2 классов обучение осуществляется через развитие навыков говорения и аудирования, с 3 класса начинают чаще встречаться упражнения на чтение и письмо;
  4. в УМК часто встречаются упражнения на аудирование, а значит, ученики слышат аутентичную речь и погружаются в иноязычную среду, что положительно влияет на развитие коммуникативной компетенции;
  5. в УМК представлены задания, совершенствующие лингвокультурную компетенцию учеников, что крайне важно для развития представлений о другой стране и роста навыков межкультурной коммуникации.

Фонетические навыки в общеобразовательной школе чаще всего развиваются на базе аудирования и когнитивных мнемических стратегий (подражание речи преподавателя, повторение вслух, повторение про себя, повторение материалов через временные промежутки для закрепления и лучшего усвоения). Другие когнитивные мнемические стратегии основываются на техниках ассоциативного запоминания (например, с помощью карточек, изображений, ассоциативного ряда), позволяющих детям изучать новые слова и лучше запоминать новый лексический материал, и техниках контекстного употребления единиц, часто применяемых для изучения грамматических норм. Аналогичным целям служат социоаффективные стратегии, такие как групповые обсуждения, песни, стихи и прочая активная деятельность по изучению английского языка. Данные стратегии обучения, используемые в начальной школе, направлены, прежде всего, на эффективное усвоение языковых единиц, а также на формирование познавательного интереса к изучению английского языка и повышение мотивации к обучению.

С другой стороны, дополнительные материалы и цифровые технологии нечасто используются на занятиях в начальной школе (чаще всего из-за недостатка времени или проблем с материально-технической оснащенностью класса), что влияет на возможности привлечения дополнительных материалов для расширения знаний учеников, проведение интерактивных занятий, развитие навыков работы с современными технологиями и совершенствование навыков электронной коммуникации на иностранном языке.

Анализ программ нескольких центров дополнительного образования для детей младшего школьного возраста позволил сделать следующие выводы:

  1. образовательные программы центров дополнительного образования часто пересекаются с общеобразовательной программой (ведется изучение схожих или таких же тем, что может негативно повлиять на возможности расширения знаний учащихся). С другой стороны, многие вопросы прорабатываются детальнее, а материалы лучше закрепляются в памяти учеников. Кроме того, дополнительные аутентичные материалы, используемые в языковых центрах, способствуют усвоению новых языковых единиц и, соответственно, положительно влияют на совершенствование лингвистической компетенции;
  2. языковые центры продвигают коммуникативный подход к обучению. В первую очередь, программы направлены на развитие навыков говорения и аудирования, преодоление языкового барьера, при этом навыкам письменной речи и чтения уделяется меньше внимания. Подобный акцент на развитии устной речи положительно влияет на преодоление коммуникативного барьера учениками. С другой стороны, меньшее количество упражнений на письмо может привести к недостаточному развитию навыков письменной речи. Тем не менее, данный недостаток может минимизироваться за счет уроков в начальной школе, на которых учащиеся выполняют различные упражнения на чтение и письмо, в итоге, создается сбалансированность обучения;
  3. в некоторых центрах также реализуется индивидуально-личностный подход к обучению (есть возможности проведения индивидуальных занятий), при этом общая программа может корректироваться с учетом интересов и потребностей конкретного ученика, что является преимуществом по сравнению с изучением языка в общем образовании;
  4. в центрах активно применяются игровые приемы обучения, что повышает творческие навыки и познавательный интерес учеников, а также положительно влияет на их навыки межличностной коммуникации, способности к самовыражению и снижает уровень языковой тревожности;
  5. в центрах часто используются аутентичные аудио и видеоматериалы, а также технологии интерактивного обучения, что способствует погружению учащихся в иноязычную среду, делает занятия нестандартными, влияя на уровень мотивации учеников.

Таким образом, с точки зрения изучения английского языка детьми младшего школьного возраста начальное образование можно рассматривать как способ получения базовых знаний об

  1. уровнях языка (фонетическом, морфологическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом уровнях, при этом стилистический уровень, как правило, не изучается на стадии начального образования);
  2. лингвокультурных особенностях иноязычного общества (формулах речевого этикета и социокультурных принципах общения); а также как возможность развития всех видов речевой деятельности (письма, чтения, говорения и аудирования). Дополнительное образование позволяет изучать язык более углубленно и тщательно отрабатывать конкретные темы или речевые умения (например, аудирование или говорение) с учетом интересов ученика.

Список литературы

  1. Бегиева Б. М., Кабжихов А. А. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. С. 29-32.
  2. Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Психология младшего школьника // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2018. 109 с.
  3. Кузьмичева А. С., Мотузенко Н. И., Приходченко Е. И. Деятельностный подход в обучении // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. С. 22-26.
  4. Куличенко Ю. Н., Медведева Л. В. Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Artium magister. 2018. № 1. С. 35-39.
  5. Рябкова Е. С. Современные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Научно-образовательный журнал StudNet. 2022. № 4. С. 2177-2187.
  6. Сергеева Н. Н. Профессионально-ориентированные задания как средство обучения иностранному языку профессиональной сферы // Язык и культура. 2023. № 61. С. 272-288.
  7. Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: