УДК 373.24

Система и условия подготовки педагогов дошкольного образования в Казахстане

Жиенбаева Сайра Нагашыбаевна – доктор педагогических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)

Исаева Жибек Кайруллиновна – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института раннего развития детей Министерства просвещения (г. Астана, Республика Казахстан)

Адамова Манара Елекеновна – магистр педагогических наук, директор Института раннего развития детей Министерства просвещения (г. Астана, Республика Казахстан)

Аннотация: В статье рассматривается современная концепция подготовки педагогов дошкольного образования в Казахстане, а также общая система и условия образовательной политики Казахстана в системе дошкольного воспитания и обучения, направленной на обеспечение доступности и создание равных стартовых возможностей для получения качественного образования детьми из разных социальных групп и слоев населения. Также говорится об основных показателях успешности системы образования в вопросе подготовки педагогических кадров для организаций дошкольного образования.  Акцентируется внимание на особенностях развития компетентностей будущих педагогов дошкольного образования. Статья выполнена на основе проекта научного и (или) научно-технического грантового финансирования AP19677736 «Научно-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста» на 2023–2025  годы.

Ключевые слова: современная концепция подготовки педагогов, подготовка педагогов дошкольного образования, образовательная политика, дошкольное воспитание и обучение.

Образовательная политика Казахстана в дошкольном образовании обеспечивает доступность получения качественного образования детьми дошкольного возраста. При этом Казахстан ориентируется на задачи Целей устойчивого развития ООН [1], где отмечается необходимость привития молодежи востребованных навыков для их успешности в будущем, а правовые рамки в этой сфере определены Законом РК «Об образовании» [2].

Изменения, которые происходят в дошкольном образовании, выдвигают требования к профессионализму педагога [3]. Воспитатель должен владеть не только методикой дошкольного обучения и воспитания, знаниями особенностей развития дошкольника, но и современными методиками для работы с родителями в целях объединения усилий семьи и дошкольной организации, налаживать эффективное взаимодействие с ними по вопросам развития ребенка, учитывать интересы детей и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. 

В 2021 г. в Казахстане принята Модель развития дошкольного воспитания и обучения [4], которая:

  • является стратегическим документом;
  • определяет комплексные меры с участием высших и средне-специальных учебных заведений в вопросах подготовки педагогических кадров для сферы дошкольного обучения;
  • предполагает изменение подходов к вопросам развития, воспитания и обучения детей;
  • предполагает методическое сопровождение процессов дошкольных организаций;
  • регулирует вопросы оценки качества дошкольного образования;
  • определяет роль воспитателя;
  • обеспечивает условия работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • стимулирует взаимодействие с родительским сообществом.

Согласно внесенным изменениям в стандарт дошкольного образования [5], целью дошкольного воспитания и обучения является гармоничное и целостное развитие ребенка, осуществляющееся через формирование навыков у дошкольников, их развитие, осуществляемое путем интегрированных занятий в течение дня в детском саду; гибкость учебной программы за счет избежания привязки к почасовой нагрузке; направленность воспитателя дошкольной организации на достижение планируемых результатов [5].

Одним из основных показателей успешности системы образования является подготовка педагогических кадров, поэтому в рамках реализации Модели [4] при вузах и колледжах, готовящих педагогов дошкольного образования, создаются ресурсные центры, лаборатории детского развития для того, чтобы обеспечить единство теоретических и практических составляющих в подготовке кадров. По итоговым работам по исследованию качества дошкольного образования, проводимого в рамках реализации модели развития с 2021 года, определяются Центры компетенций среди дошкольных организаций в качестве «точек роста» для распространения лучшего опыта и наращивания сильных управленцев и педагогов на их основе. В процессе подготовки будущих педагогов дошкольного образования необходимо внедрение технологий контекстного обучения и развитие предметной компетентности будущих воспитателей организаций дошкольных организаций. Что такое технологии контекстного обучения? Технологии контекстного обучения включают в себя систему дидактических форм, методов и средств, моделирующих предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста [6]. В то же время приобретение знаний и развитие компетенций лежат в основе этих видов деятельности. Основной задачей технологий контекстного обучения является обеспечение проактивного характера деятельности личности, способствующего формированию необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств педагога дошкольного образования.

Контекстуальные технологии образования позволяют создать условия для взаимопроникновения академической и будущей профессиональной деятельности как одного из способов достижения профессиональной компетентности. Целью указанных технологий является внедрение образовательного процесса в контекст будущей профессиональной деятельности посредством внедрения актуальных связей и соотношений в различные формы и методы обучения, предоставляемые высшими учебными заведениями, а также решение конкретных профессиональных задач, требующих формирования ряда специальных компетенций.

В рамках модернизации системы образования профессиональное развитие ППС высшей педагогической школы рассматривается в качестве первоочередного фактора в проведении реформ в системе образования в целом, и в системе подготовки кадров для дошкольного образования, в частности. Формирование предметного и социального содержаний профессиональной деятельности обеспечивает условия для трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность педагога дошкольного образования.

Уделяется внимание темпам модернизации системы повышения квалификации, готовности учителей к изменениям и профессионально-педагогической подготовке в вузах.   

Особая роль отведена созданию условий для начинающих и молодых педагогов. Принятый в 2019 году Закон «О статусе педагога» позволил реализовать комплекс системных мер по созданию благоприятных условий для педагогов и стимулирования их профессионального роста [6]. С 2020 года согласно новой системе аттестации педагоги дошкольного воспитания и обучения, технического и профессионального, дополнительного образования по результатам прохождения процедуры аттестации получают соответствующую доплату.

Потребность в педагогах дошкольного образования стремительно увеличивается на фоне демографического роста, строительства новых организаций дошкольного образования, в т.ч. за счет увеличения доли частных детских садов.  

Эффективна ли стратегия образовательных технологий в процессе формирования предметной компетентности будущих воспитателей дошкольного образования в воспитании детей? Какие виды технологий наиболее эффективны в профессиональной подготовке будущего учителя? Приведет ли внедрение новых методик в процесс профессиональной подготовки студентов специальности «Дошкольное образование» к повышению качественных показателей предметной компетентности будущих педагогов дошкольного образования? Задачи системы подготовки педагогических кадров дошкольного образования были существенно скорректированы в период внедрения обновленного содержания среднего образования [7].

Реформирование системы образования РК делают направление непрерывного профессионального развития педагогов дошкольных учреждений приоритетным, требуемое повышение квалификации требует постоянного мониторинга исследований его эффективности [8-9].  

Таким образом, система и условия подготовки педагогов дошкольного образования в Казахстане осуществляются путем принятия управленческих решений на всех уровнях образования на основании результатов образовательного мониторинга, ежегодного национального доклада о состоянии развития образования, международных сопоставительных исследований, государственного контроля, национальных и международных рейтингов, аккредитации организаций образования и образовательных программ. 

Список литературы

  1. Цели в области устойчивого развития ООН. – https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.
  2. Об образовании: Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III. – https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319.
  3. Жиенбаева С.Н., Исаева Ж.К., Адамова М.Е. Профессиональная этика воспитателя детского сада // Обществознание и социальная психология. – 2023. – № 3-2 (47). – С. 1245-1249. – https://drive.google.com/file/d/1B1HPqZ35EpXxwIdmPA0VyzHWkgcMBByO/view.
  4. Модель развития дошкольного воспитания и обучения: Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2021 года №137. – https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P2100000137.
  5. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения: приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года №348. – https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031.
  6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991. – 207 с.
  7. О статусе педагога: Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК. – https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000293.
  8. Исаева Ж.К., Жиенбаева С.Н., Адамова М.Е. Критерии оценки качества дошкольного воспитания и обучения // Сборник материалов форума «Научные основы модернизации системы образования и науки». – Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2023. – С. 165-171. – https://drive.google.com/file/d/1-Z2mP1cSp63I4cZ646ZXc_wEJn6Co2rI/view?usp=sharing.
  9. Жиенбаева С.Н., Исаева Ж.К., Адамова М.Е. Социально-эмоциональное дошкольное воспитание и интеллектуальное развитие ребенка // Обществознание и социальная психология. – 2023. – № 5 (49). – С. 806-810. – https://drive.google.com/file/d/1q4P6Kmg9Opx_xtCfjZ97lQ79A_rZ40nR/view?usp=share_link .
  10. Жиенбаева С.Н., Исаева Ж.К., Адамова М.Е., Смакова А.Д. К проблеме раннего выявления потенциально одаренных детей в дошкольном образовании // Научный аспект. – 2023. – № 8. – С. 426-431. - https://na-journal.ru/arhiv/6290-zhurnal-nauchnyj-aspekt-8-2023-tom4.

Интересная статья? Поделись ей с другими: