УДК 37

Использование игр в обучении итальянскому языку

Гейм Екатерина Александровна – старший преподаватель кафедры Романо-германских языков и межкультурной коммуникации Челябинского государственного университета.

Аннотация: Применение разнообразных методов в обучении позволяют преподавателю реализовывать поставленные цели, а студентам - участвовать в качественном, содержательном и увлекательном процессе. Игра стимулирует у обучающихся интерес, повышает их мотивацию. В статье рассматривается игра как один из способов обучения студентов университета итальянскому языку, цели, которые преследует преподаватель, применяя игры на практических занятиях. Приводятся также примеры игр, используемых с целью усвоения и закрепления языкового материала в ходе обучения, описываются достоинства применения игровых методов, благодаря которым материал усваивается легко.

Ключевые слова: игра, процесс обучения, игровые методы, обучение иностранным языкам, усвоение и закрепление материала.

Многие ученые, занимающиеся вопросами, связанными с методикой обучения иностранным языкам, обращают внимание на эффективность использования игрового метода. Например, Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Он трактует игру как «деятельность, возникающую на определенном этапе как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых». [3, с.22]

По словам И.В. Нигматуллиной, «игровая стратегия одна из самых сложных и самых творческих образовательных технологий, а потому и самых увлекательных в плане применения и усвоения материала». [2, с.12]

Обучающийся во время игры практически забывает, что он учится. Для него это деятельность, которая отвлекает от строго языкового содержания, поскольку внимание сосредоточено непосредственно на цели игры и ее динамике. Создается благоприятный рабочий климат, в котором отсутствуют такие факторы как нервное напряжение и беспокойство, ведь очень часто именно они препятствуют процессу обучения, пониманию, усвоению материала.

Поскольку обучение в игровой форме является процессом достаточно гибким, оно может быть использовано на любом уровне знания языка, нужно лишь подобрать подходящий метод. Игровая методика обучения иностранным языкам действует согласно принципам коммуникативно-функционального подхода, поскольку во время игры активизируется коммуникативная функция языка: на первый план выходят именно коммуникативные потребности обучающегося, а также социолингвистический контекст. [4]

Студент, обучение которого происходит с применением различных игр, не чувствует напряжения, запоминание и усвоение информации происходит в спокойной обстановке. Кроме того, происходит развитие социальных способностей обучающегося: способность работать в группе, взаимодействовать с другими участниками группы и другие. Как отмечает Мария Ассунта Ломбардо, «Эффективное взаимодействие с другими членами учебной группы… способствует процессу социализации и позволяет студенту учиться также и у одногруппников». («La forte interazione con gli altri membri del gruppo classe … favorisce il processo di socializzazione e permette allo studente di imparare dai compagni»). [4]

Преимущества использования игровых методов очевидны и в обучении иностранным языкам. Сосредотачиваясь на увлекательном процессе, студент использует язык только как инструмент для того, чтобы достичь своей цели и дойти до конца игры. Отстранение от языковой составляющей заставляет «забыть» о том, что в основе этого процесса лежит овладение иностранным языком. Изучая язык посредством игры, студенты приобретают прочные знания, умения и навыки.

Игры помогают преодолеть смущение, робость, побуждая даже самых застенчивых студентов к участию в заданиях, которые предлагаются преподавателем. Подача или закрепление материала в игровой форме вызывают интерес и желание обучаться, ведь такой способ подачи основан на любопытстве, связан с приятными эмоциями и способствует возникновению мотивация к изучению языка. Даже самые сложные грамматические темы могут стать интересными и усвоиться легче благодаря игровым методам.

Обучающие игры могут помочь преподавателю представить новую тему (грамматическую, лексическую), закрепить уже имеющиеся знания; преподаватель может использовать игровые методы также в качестве небольшой разрядки во время занятия или в качестве своеобразной награды за хорошо выполненную работу.

Применение в образовательном процессе игр способствует:

  • наиболее эффективному усвоению знаний по изучаемым дисциплинам;
  • умению грамотно излагать свои мысли;
  • активизации познавательной и мыслительной деятельности;
  • развитию коммуникабельности, взаимопомощи;
  • умению работать в команде;
  • расширению кругозора и творческой смекалки. [2, с.31-32]

В процессе обучения итальянскому языку на начальном уровне игра помогает усвоить грамматический материал. Подходят разнообразные задания, которые не только помогают отработать грамматические правила, но и способствуют развитию навыков работы в команде. Например, спряжение неправильных глаголов 1,2,3 группы в настоящем/прошедшем/будущем времени. Преподаватель делит группу на две команды, готовит и раздает 8-10 карточек с фразами, в которых пропущены глаголы, на отдельных карточках написаны сами глаголы, которые должны быть вставлены (на начальном этапе можно поставить глаголы в нужную форму, чтобы решение было однозначным, затем усложнять задание, оставляя глаголы в инфинитиве) Например: “Ciao, Roberto! Come _______ ?”, “Ragazzi, che cosa ______ stasera?”, “Gli studenti _______: Grazie!” и т.д., соответственно на карточках с глаголами видим va, fate, dicono и т.д. Побеждает команда, которая справилась первая и при этом не допустила ошибок (если есть ошибки, то необходимо исправить их, если команда справилась первой, но с ошибками, назначить «штраф» в виде вопросов от команды противника) Еще одна игра, которая нравится студентам, состоит в объяснении своих действий без слов, показывая жестами и мимикой, чем ты занимаешься в данный момент. Таким способом отрабатывается время Presente progressivo. Можно разделить студентов на две команды, представители которых будут выходить и показывать, что они делают. Для этого заранее подготавливаются карточки, на которых написаны действия, которые нужно объяснить. Вторая команда должна угадать действие и правильно выразить его на итальянском языке, используя грамматическую конструкцию stare+gerundio в вопросительной форме, например: Stai dipingendo? State guardando un film dorrore? и т.д. Соответственно в ответе используются утвердительные или отрицательные фразы: Sì, sto dipingendo. No, non stiamo guardando un film dorrore.

Одним из упражнений, которое нацелено на подбор антонимов к прилагательным и наречиям, которые затем можно активизировать, вставляя в предложение, является следующее. Необходимо подготовить 20 пронумерованных карточек, на которых написаны прилагательные/наречия (например, simpatico, antico, vicino, lungo, veloce и т.д. и 20 карточек с номерами от 1 до 20; разделить студентов на 2 группы. Первая команда вытягивает для второй карточку с номером, соответствующим номеру карточки с прилагательным/наречием, к которому вторая команда в ограниченное время подбирает антоним. Затем роли команд меняются. Когда все антонимы подобраны, студентам предлагается на время дополнить парами прилагательных/наречий предложения, выбрав из получившихся в ходе игры. (Например: “La casa di Mario è ______, la casa di Giulia invece è ______ .” “La sorella di Piero è ______, la sua cugina è _____ .” La farmacia è ______, il supermercato è ______ .”)

На наш взгляд, игры помогают эффективно усваивать и закреплять материал, особенно интересны соревновательные моменты между командами, когда студенты осознают свою значимость для нахождения правильного решения. Кстати, определить, какая команда имеет право первого хода, можно в игровой форме, используя, например, считалочку. Также каждая команда может написать на листочке существительное; первой начнет команда, чье слово начинается с буквы, более близкой к началу алфавита.

Необходимо отметить, что каждый студент должен быть вовлечен в игровой процесс, в совместную деятельность, которая сближает членов группы, способствует улучшению отношений, прежде всего активизирует коммуникативную функцию и делает процесс обучения увлекательным.

Список литературы

  1. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку/ А.В.Конышева – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 304с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=572874.
  2. Нигматуллина И.В. Игра как метод интерактивного бучения: учебное пособие для преподавателей/Финансовый университет при Правительстве РФ. – Москва: Прометей, 2018. – 62с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=494913.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры Д.Б. Эльконин – М.: Гуман.центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Maria Assunta Lombardo La didattica ludica nell’insegnamento linguistico [Электронный ресурс] https://www.itals.it/articolo/la-didattica-ludica-nell%E2%80%99insegnamento-linguistico.
  5. Michele Daloiso La metodologia ludica per l'insegnamento dell'italiano a giovani adulti: dai fondamenti teorici all'esperienza in classe [Электронныйресурс] https://www.itals.it/la-metodologia-ludica-linsegnamento-dellitaliano-giovani-adulti-dai-fondamenti-teorici-allesperienza.

Интересная статья? Поделись ей с другими: