УДК 37.013.41

Основные направления развития социально-коммуникативного поведения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Рожина Анна Александровна – аспирант Белгородского государственного национального исследовательского университета

Аннотация: Дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи нуждаются в развитии социально-коммуникативного поведения. Развитие социально-коммуникативного поведения для детей с речевыми нарушениями предполагает активизацию речи и расширение представлений о правилах поведения, развитие эмоционального предвидения социальной ситуации и ее результатов, повышение произвольности собственной деятельности. Развитие всех составляющих социально-коммуникативного поведения способствует повышению мотивации к общению, эмпатии к окружающим, регуляции собственной деятельности.

Ключевые слова: социально-коммуникативное поведение, общее недоразвитие речи, социальная ситуация, правила поведения, произвольность, регуляция.

Социально-коммуникативное поведение – одна из важнейших форм существования человека [1, с. 21]. Социализация ребенка младшего школьного возраста происходит благодаря вовлечению его в социум. И тогда, детям крайне важно научиться взаимодействовать с другими людьми, иметь возможность адекватно оценивать жизненные ситуации, реагировать на них должным образом. Ведь, только саморазвивающаяся и саморегулирующаяся личность способна преломлять внешние воздействия, посылаемые жизненными обстоятельствами, ставить собственные цели и достигать их.

Включенность ребенка младшего школьного возраста в основные формы деятельности способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности. Управление социально-коммуникативным поведением ребенка зависит от собственной осознанности, а также знаний норм и правил поведения в социуме. Дети данного возраста уже способны анализировать жизненные ситуации, происходящие в собственном окружении.

Однако детям с общим недоразвитием речи должна быть оказана помощь в формировании регуляции за собственным поведением. Так как, развитие социально-коммуникативного поведения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи позволяет предупреждать и корригировать трудности при общении с другими людьми. Кроме того, адекватное отношение к окружающим положительно влияет на результативность коррекционной работы с ребенком, имеющим речевые нарушения.

Основными направлениями развития социально-коммуникативного поведения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи являются: активизация речи и расширение представлений о правилах поведения, развитие эмоционального предвидения социальной ситуации и ее результатов, повышение произвольности собственной деятельности.

Расширение представлений о правилах поведения включает в себя использование в быту основных правил приветствия, знакомства, высказывание комплиментов и просьб, проявление благодарности, выступление перед большим количеством людей и т.д.

Дети с общим недоразвитием речи должны научиться подбирать слова, подходящие к конкретной речевой ситуации, стараться соблюдать правильную последовательность слов в собственных высказываниях. Кроме того, большую роль, в доведении до собеседника необходимой информации, играет темп и тембр речи повествующего. Ребенок младшего школьного возраста с речевыми нарушениями должен научиться пользоваться широким интонационным спектром, дополнять свой рассказ мимикой, жестами, разнообразными позами.

Для обучения детей правилам поведения, возможно применение выразительного чтения рассказов, пересказа прочитанных произведений. Также, коррекционная работа должна вестись над правильной диалоговой речью обучающихся. Детям младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи необходимо уметь построить правильный диалог и со сверстниками, и со взрослыми.

Эмоциональное предвидение ситуации и ее результатов включает умение ребенка ориентироваться в любой речевой ситуации, предвидеть любые исходы ситуаций. Дети младшего школьного возраста должны уметь правильно использовать собственные эмоции в конкретной ситуации. Кроме того, младшие школьники должны понимать эмоции собеседника, реагировать на них адекватно, не способствуя развитию конфликтных ситуаций.

Эмоции играют существенную роль в социально-коммуникативном поведении каждого человека. Они участвуют в регуляции познавательных процессов, отвечают за речевую и мыслительную деятельность человека     [3, с. 139].

Для развития эмоциональной составляющей у детей с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях находят применение различные игры, которые учат пониманию эмоциональных переживаний собеседника, развитие эмпатии в определенной речевой ситуации. На занятиях применяются схемы, для узнавания эмоционального состояния, дети могут изобразить его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Также, действенным средством, в развитии эмоциональной составляющей, является способность выражения собственных эмоций на бумаге. Кроме того, детей учат быть в центре внимания, спокойно и свободно рассказывать о какой-либо ситуации. Развитие позитивного самовосприятия, чувства принадлежности к группе, опыта позитивного взаимодействия - положительно влияют на развитие социально-коммуникативного поведения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи [2, c.24].

Повышение произвольности собственной деятельности, у детей с речевыми нарушениями, способствует сдерживанию негативных эмоций, подчинению собственного поведения в определенных социальных ситуациях. Формирование произвольности социально-коммуникативного поведения происходит благодаря участию взрослых. Взрослый человек способен научить ребенка управлять своим поведением и своими действиями.

Развитие произвольности осуществляется педагогическими методами. Широкое применение получили игры с правилами, игры, направленные на развитие образно-пространственной ориентировки, упражнения для повышения уверенности в себе.

Таким образом, с развитием всех сторон социально-коммуникативного поведения, повышается интерес самого ребенка к речевому общению, отмечается мотивация к взаимодействию с окружающими. При целенаправленном коррекционном воздействии, дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, способны планировать и программировать собственные действия, переживать эмоциональное состояние собеседника и показывать собственные переживания, подчинять свое поведение правилам, принятым в социуме.

Список литературы

  1. Митрюшин С.А. Понятие «Социальное поведение» в социологической науке // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2008. – № 14. – С. 21-24.
  2. Рудакова Н.А. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. – Екатеринбург, 2019. – 83 с.
  3. Чуйкина Е.В. Сущность понятия "социально-эмоциональное развитие личности": педагогический аспект // KANT. – 2017. – № 4 (25). – С. 136-140.

Интересная статья? Поделись ей с другими: