УДК 001.89:378.33:616-01

Формирование научно-исследовательской компетентности обучающихся путем участия в грантовых проектах

Рыбалкина Дина Хабибуллаевна – кандидат медицинских наук, ассоциированный профессор кафедры Внутренних болезней Медицинского университета Караганды (Республика Казахстан).

Овцынов Павел Владиславович – интерн факультета Общей медицины Медицинского университета Караганды (Республика Казахстан).

Научный руководитель Ибраева Лязат Катаевна – доктор медицинских наук, профессор кафедры Внутренних болезней Медицинского университета Караганды (Республика Казахстан).

Аннотация: Включение обучающихся медицинских вузов (интернов и резидентов) в научно-исследовательскую работу кафедры внутренних болезней с формированием грантового проекта, подачей проекта на финансирование, участия во временных научных коллективах по выполнению исследования формирует научно-исследовательскую компетентность будущего врача.

Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность, грантовые проекты, обучающиеся медицинских вузов, молодые ученые.

Введение

Исследования - это чрезвычайно важный навык для врачей, который помогает продвигать достижения науки и обеспечивать оптимальное медицинское обслуживание пациентов. Большинство студентов из 26 стран мира считают, что исследования являются важным компонентом медицинской подготовки (87,7%), хотя многие сообщали об отсутствии поддержки исследований со стороны своего учреждения (47,5%) [1].

При обсуждении международного опыта, относительно возможностей, проблем и преимуществ студенческих исследований, выявлено, что научная работа обучающихся в бакалавриате оценивалась так же, как исследования аспирантов, поэтому нельзя недооценивать эффективность студентов в исследовательской деятельности научных лабораторий и кафедр [2]. Хотя студенты-исследователи не несут в полном объеме ответственности за публикации научных данных, они играют важную роль в продуктивности лабораторий, посредством участия в исследовании испытуемых, презентаций тезисов на конференциях, составлении проектов тем научных исследований.

Студенты, безусловно, получают выгоду из научно-исследовательского опыта, не обязательно продолжая исследования в будущем, но приобретая необходимые в работе навыки и налаживая связи, которые помогут им в дальнейшем профессиональном росте. Внедрение опыта студенческих исследований в учебные программы дисциплин также доказывает, что это углубляет понимание студентами содержание тем, улучшает их навыки решения проблем и способствует сохранению знаний по специальности.

Опыт научно-исследовательской деятельности требует значительных усилий со стороны профессорско-преподавательского состава учебных подразделений, административной и финансовой поддержки. Чтобы оправдать затраты на создание исследовательской траектории обучаемых необходимо пилотирование исследовательских проектов и публикации данных, полученные в ходе работы [3].

Материалы и методы

Для создания мотивации к научно-исследовательской деятельности обучающихся (интернов и резидентов) руководителями образовательных программ резидентуры кафедры внутренних болезней Медицинского университета Караганды была введена практика подачи заявлений на участие в конкурсе на грантовое финансирование научных проектов с обучающимися. Показателями успеха при написании грантовой заявки являлось одобрение финансирования проекта, при участии в работе научного коллектива: завершение проекта, достижение и распространение целей гранта, публикационная активность, продолжение научно-исследовательской деятельности в перспективе, профессиональное развитие грантополучателей.

Результаты и обсуждение

В первом поданном научном проекте на грантовое финансирование был сделан акцент на междисциплинарное участие: из 16 участников исследовательской группы 37,5% были резидентами пульмонологами, нефрологами и ревматологами. Обучающиеся участвовали в формировании всех разделов грантового заявления: обоснование научной новизны и значимости проекта, методологии исследования и подготовки документов для экспертизы Локальной этической комиссией, планировании запрашиваемого финансирования с поиском ценовых предложений по оборудованию, реактивам и расходным материалам. Поданная заявка на грантовый проект набрала необходимые баллы в конкурсе и в настоящее время выполняется работа по набору материала для анализа.

По данным литературы, чтобы быть эффективными, программы развития исследовательских кадров должны признавать культуру междисциплинарности. Клинические трансляционные исследования основаны на командной работе и требуют эффективного сотрудничества и коммуникации между многими дисциплинами, с участием различных заинтересованных сторон. После участия в междисциплинарных проектах две трети наставников обычно планируют продолжать сотрудничество в дальнейшем [4].

Создаваемые альянсы из обучающихся бакалавриата, резидентуры и докторантуры с иерархической моделью руководства также способствуют эффективной деятельности в исследовательской группе с навыками тьюторства. Была выявлена значимая корреляция между участием в исследованиях и средним баллом в образовательной деятельности участников (GPA – Grade point average) с более высоким уровнем. Общая удовлетворенность обучаемых научно-исследовательской деятельностью, выявленная при анонимном добровольном опросе, по шкале от 1 до 5 баллов (5 – очень высокая удовлетворенность), составила 4,23 балла.Резиденты 2 года обучения, участвовавшие в написании грантового проекта, выбрали в дальнейшем траекторию обучения в докторантуре по темам, смежным с исследовательскими направлениями в гранте.

В тройку доминирующих стимулов для исследовательской деятельности в бакалавриате среди студентов-медиков Саудовской Аравии вошли «поступление в ординатуру» (44,8%), «интерес к исследованиям» (28,7%) и «финансовая отдача» (10,8%). В тройку доминирующих барьеров вошли «недостаток времени» (29,2%), «отсутствие наставничества» (16,8%) и «отсутствие интереса к исследованиям» (14,7%) [5].

Надо отметить, что участвовать в исследованиях во время обучения в бакалавриате, интернатуре и резидентуре не всегда легко. Проблемы, на которые указывают обучающиеся во время участия в научно-исследовательском проекте, были связаны с управлением временем. В гендерном аспекте в исследовательской деятельности среди обучающихся на кафедре превалировали лица женского пола, этнических различий выявлено не было.

Британские коллеги указали на существующие среди студентов-медиков гендерное, этническое и социально-экономическое неравенство в продуктивности исследований. У девушек были более низкие шансы публикации (ОШ: 0,53, 95% ДИ: 0,33–0,85) и в среднем у них было меньше публикаций в роли первого автора, чем у юношей (ОШ: 0,57, 95% ДИ: 0,37–0,89). По сравнению со студентами европеоидами студенты смешанной этнической принадлежности имели больше шансов публикации (ОШ: 3,06, 95% ДИ: 1,67–5,59), постерных докладов (ОШ: 2,12, 95% ДИ: 1,37–3,26) и в среднем имели большее количество публикаций (ОШ: 1,87, 95% ДИ: 1,02–3,43). В среднем обучающиеся, посещавшие частные медицинские школы Великобритании, имели более высокий уровень публикаций от первого автора по сравнению с государственными школами (ОШ: 1,97, 95% ДИ: 1,23–3,15) [6].

В текущем учебном году от кафедры на грантовое финансирование Министерства образования и науки было подано несколько проектов с участием обучающихся интернатуры, резидентуры и докторантуры. По мнению научных руководителей обучающиеся при этом получают необходимые навыки в научно-исследовательской компетентности.

По мнению научных руководителей медицинских школ Австралии высококвалифицированные руководители значительно чаще, чем начинающие руководители хотели, чтобы обучающимся было выделено специальное время для проектной деятельности (p<0,01). Начинающие руководителибольше сообщали о проблемах со сбором данных (p<0,05), совместное руководство научным проектом одобрялось опытными руководителями, но чаще отвергалось начинающими руководителями [7].

В резидентуре Медицинского университета Караганды научно-исследовательская деятельность с публикациями в журналах международных баз данных и участием в конференциях является обязательной компонентой образовательного процесса, а при поступлении в резидентуру в конкурсном отборе учитывается наличие результатов научно-исследовательской деятельности в интернатуре и бакалавриате.

При опросе студентов медицинских школ из США 50% студентов указали, что ведение и завершение исследовательского проекта не должно быть обязательным для получения диплома, 18% ответили, что это должно быть обязательным требованием, 32% затруднялись с ответом, часть студентов при выполнении исследовательской работы не принимает необходимости публиковаться в журналах с высоким рейтингом [8-9].

Выводы

За прошедшие годы во всех областях медицины наблюдался значительный прогресс, добиться этого удалось благодаря широкому кругу учёных, в том числе учёным-медикам, поэтому необходимо поддерживать проявление исследовательских интересов обучающихся, приветствовать их участие в научных проектах и планировать продолжение их карьеры в научной деятельности.

Список литературы

  1. NavarroS.M., StewartK., TessierK.M. etal. MedicalStudents' PerceptionsofClinicalandResearch Training: An International Needs Assessment of 26 Countries // Int J Transl Med Res Public Health. 2023. №7(2). e454. doi: 10.21106/ijtmrph.454.
  2. Altman-Singles A.R., Phillips D.A. et al. An examination of undergraduate research in the field of biomechanics across multiple US-based institutions // J Biomech. 2023. № 159. e 111776. doi: 10.1016/j.jbiomech.2023.111776.
  3. Wolfe A.L., Steed P.R. Generating Publishable Data from Course-Based Undergraduate Research Experiences in Chemistry //J Chem Educ. 2023. № 100(9). P. 3419-3424. doi: 10.1021/acs.jchemed.3c00354.
  4. McCormack W.T., Levites Strekalova Y.A. CTS teams: a new model for translational team training and team science intervention // J Clin Transl Sci. 202/ №5(1). e183. doi: 10.1017/cts.2021.854.
  5. Alhabib R.K., Alhusseini N., Aboalsamh A.G. et al. Motivators and barriers to research participation among medical students in Saudi Arabia // PLoS One. 2023. №18(4). e0284990. doi: 10.1371/journal.pone.0284990.
  6. Osunronbi T., Adeboye W., Faluyi D. et al; REMED-U. K. collaborators. Predictors of self-reported research productivity amongst medical students in the United Kingdom: a national cross-sectional survey // BMC Med Educ. 2023. №23(1). e 412. doi: 10.1186/s12909-023-04412-z.
  7. Hart J., Hakim J., Kaur R. et al. Research supervisors' views of barriers and enablers for research projects undertaken by medical students; a mixed methods evaluation of a post-graduate medical degree research project program // BMC Med Educ. 2022. № 22(1). e 370. doi: 10.1186/s12909-022-03429-0.
  8. Frishman W.H. Student research projects and theses: should they be a requirement for medical school graduation? // Heart Dis. 2001. № 3(3). P. 140-144. doi: 10.1097/00132580-200105000-00002.
  9. Glehan A., Ramsey T., Kumaresan T., Setzen S., Gildener-Leapman N. Medical student otolaryngology research: Involvement, perceptions, motivations // Am J Otolaryngol. 2023. № 44(6). e 103977. doi: 10.1016/j.amjoto.2023.103977.

Интересная статья? Поделись ей с другими: