УДК 78

Развитие образного мышления у ученика посредством исполнения арий из мюзиклов

Суворова Ольга Васильевна – студентка Краснодарского государственного института культуры

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о раскрытии художественной стороны песни и, как следствие, раскрытие творческого потенциала ученика благодаря одному из самых молодых, ярких и интересных жанров современности – мюзиклу, т.к. этот жанр несёт в себе не только развлекательную часть, но и драматургическую.

Ключевые слова: мюзикл, образ, художественный образ, тема и идея произведения.

Мюзикл – это «нелёгкий лёгкий жанр» как однажды сказал российский режиссёр театра и кино, актёр Алексей Франдетти. Мюзикл является самым эффектным театральным жанром. Он развенчивает мифы о том, что музыкальный театр – это всегда про зрелищность, маскарад, буйство красок, костюмов, а также счастливый финал. Безусловно, все эти черты мюзикл может включать в себя и включает, но в современном мире и в современных постановках совсем необязательна эта вычурность. Музыкальный спектакль может рассказать нам о сильной любви и крепкой дружбе без романтического пафоса и излишней сентиментальности и может иметь печальный, трагический, трогательный, а может, даже «болезненный» финал, который необходимо просто принять.

В книге Э. Кампуса сказано: «Мюзикл – популярнейший жанр современного музыкального театра, сочетающий в себе выразительные средства музыкального, драматического, хореографического, оперного искусств. Для него характерны острая драматическая коллизия, большая динамичность в развитии действия, разнообразие музыкальных песенных форм. Особенностью многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами» [5, с. 7].

Э.-Л. Уэббер считал, что «мюзикл – это шоу, в котором преобладающая роль музыки как выразительного средства сочетается с яркой и интересной драматургией» [1, с. 53].

Из этого следует, что художественная основа мюзикла – синтетическая, и именно благодаря этой связи различных видов искусства, композиторской задумке и вокальной и артистической интерпретации слушателя и зрителя окутывает эстетичность постановки.

История мюзикла интересна и многогранна. А чтобы лучше понять и раскрыть тему статьи, мы немного углубимся в особенности жанровой и стилевой эволюции мюзикла.

Боброва М.С. отмечает: «Благодаря присутствию концепции игры, в процессе свободного («подвижного») синтеза легко подключаются иные музыкальные и внемузыкальные (поэзия, кино) жанровые включения, вовлекаются старинные театральные жанры – мистерия, моралите. В результате возникает многогранное по драматургии и сложное по жанровым компонентам полижанровое сочинение» [2, с. 12].

Прародителями мюзикла являются опера (как высший театральный жанр) и развлекательные жанры, такие как: балладная опера, «театр менестрелей», экстраваганца, бурлеск, водевиль, ревю, оперетта, джаз.

Балладная опера – это английский аналог итальянской оперы-буффа и французской комической оперы, комедийная пьеса с песнями-вставками на музыкальные обработки известных мелодий.

«Театр менестрелей» или минестрел-шоу (менестрель-шоу) получил распространение в середине XIX века в театрализованных представлениях небольших бродячих трупп актёров, которые вымазывали лица жжёной пробкой и надевали чёрные кудрявые парики, создавая образы афроамериканцев. Понятный и доступный музыкальный язык – основной художественный принцип мюзикла, который воплотился благодаря «театру менестрелей», т.к. музыкальный материал таких шоу был основан на афроамериканском фольклоре.

Экстраваганца – жанр, возникший в 1857 году после гастролей итало-французской труппы со спектаклем «Новость – прокладка атлантического кабеля». Это название укоренилось в Америке и стало обозначать необычные зрелищные театрализованные представления со спецэффектами, цирковыми трюками, обязательной частью стали балетные номера. Помимо танцевальных вставок, экстраваганца ввела в мюзикл артистов-универсалов, разносторонне развитых, обладающих и вокальными, и хореографическими, и актёрскими навыками.

Бурлеск – это пародия на серьёзное произведение, небольшая интермедия. Первые американские бурлески были схожи с музыкальной комедией, включали в себя трюковые номера и воплощение злободневных тем.

Водевилю свойственна занимательность. Суть её – в своеобразном переплетении жизненного и игрового; то есть достоверного, злободневного и естественного с вымышленным, неправдоподобным, условным [6, с. 11].

Ревю в отличие от бессюжетных водевилей обладал понятной и конкретно выраженной сюжетной линией и связывал разрозненные эстрадные номера воедино. Этот жанр объединяет в себе музыку, танец и скетчи для создания захватывающего шоу.

Оперетта – дитя Парижа, который «анализирует жизнь иронической тонкостью… и наслаждается жизнью с безудержной весёлостью» [7, с. 177]. Это жанр музыкального театра, основанный на синтезе слова, музыки, хореографии и сценического действия. В оперетте сохранены выдержанные развёрнутые музыкальные формы, подчёркивающие исключительную роль музыки, а в мюзикле равноценное ей значение имеют и танец, и пластика, и сценические эффекты.

Джаз стал тем музыкальным стилем, который сумел отразить самобытность американской музыки, что послужило закономерной причиной его проникновения в мюзикл. Сущность джаза – импровизация, сиюминутная изменчивость, уникальность, гибкость, ритмическая и интонационная характерность – придала мюзиклу то своеобразие и динамичность, в которой он нуждался.

Каждый вышеперечисленный жанр уникален, даже, несмотря на то, что все они давали толчок для развития друг друга. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что возможность синтеза, возможность соединения этих жанров в один позволяет нам говорить об их внутреннем родстве. Основываясь на краткой характеристике вышеупомянутых жанров, можно сделать вывод о том, что от своих истоков мюзикл развивался исключительно как жанр массовой и популярной культуры, воплощающий идею «идеальной» жизни – яркой, красивой и счастливой. «Поэтому искать в мюзиклах подлинный реализм, – пишет Л. Березовчук – почти безнадежно. Как всякий продукт популярной культуры, мюзикл тиражирует мифы, социальные утопии, мечты и грезы, даже когда его герои – самые, что ни на есть, «обыкновенные» люди» [1, с. 63]. Именно поэтому все эти жанры так интересны и богаты на художественные материал и образы.

Не все люди восприимчивы к прекрасному. Это может быть связано со многими причинами. Например, на уроках вокала зачастую ученики зажаты и в физическом плане, и в эмоциональном. Чаще всего это связано либо с психологическим стеснением, либо со сложностью и непониманием материала. Также это может происходить из-за недостаточно ясных объяснений педагога, а также слабо развитого (на определённом этапе учебы) эмоционального и художественно-образного мышления. Поэтому работу над разборами арий (и вообще песен) следует проводить комплексно, объединяя физические упражнения, вокальные, актёрские, а также внедряя художественный и познавательный материал (историю развития жанров, просмотр кино, мультфильмов, мюзиклов и т.п.). Ведь именно так развивается вкус и культура.  

Художественно-образное мышление – это свойство художественно развитого человека: ребенка, подростка или взрослого. С помощью такого типа мышления проявляются творческие способности, развивается умение наблюдать и оценивать объекты с художественной стороны, а также происходит внутренний рост духовных качеств личности. 

Изучая арии из мюзиклов и родственных ему жанров, очень важно понимание самого материала. В материал входят и интонации песни, и текст, и идея, и художественный образ, и мысли героя. Поэтому занимаясь с учениками на уроках вокала разбором арий из мюзиклов, стоит обращать на эти аспекты особое внимание.

Философская энциклопедия даёт следующее определение понятию образ. «Образ – это результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения» [4].

Термин «художественный образ» в его современном толковании и значении получил определение в эстетике Гегеля: «Искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа» [3, с. 412].

Это могут быть образы зрительные (пейзажи, люди) и слуховые (шум ветра, гул городов). Обонятельные (запах скошенной травы) и вкусовые (вкус молока, кофе). Образы осязательные (прикосновения) и кинетические (имеющие отношение к движению). С помощью образов деятели искусства обозначают в произведениях картину мира и человека; обнаруживают движение, динамику развития действия. В образах проступает замысел автора; воплощается главная, обобщающая идея.

Любой вид искусства многогранен. Нельзя смотреть на искусство под прямым углом, ведь чаще всего автор закладывает скрытый смысл в своё произведение. Этим и интересно искусство – его можно раскрывать (декодировать) с разных сторон и определить то, что откликается лично вам.

В ариях из мюзиклов уже существуют музыкальный, художественный образ, конкретный герой со своей предысторией. В обычных песнях, не связанных с театральными представлениями, можно придумывать свои истории, образы и даже героев. Но базовые вещи разбора песен остаются неизменными.

Проследим этапы работы над ариями с точки зрения раскрытия художественного образа.

  1. Просмотр мюзикла.

Очень важно обращать внимание не только на вокальные партии, но и на общую картинку: на свет, декорации, костюмы, танцоров, особенности грима и другие средства художественной выразительности. Не менее важно задавать при просмотре мюзикла попутно также вопросы следующего содержания:

  • с какой целью, для чего это сделано?
  • что символизирует этот цвет?
  • почему именно такой приём использовали авторы постановки в этой сцене?
  • о чём нам говорит эта сцена?
  • понравился ли вам музыкальный спектакль?
  • какой момент из всего мюзикла запомнился вам больше всего?

Вопросов может быть очень много, но все они важны. Такого рода вопросы помогают лучше понять концепцию постановки, замысел авторов –композитора, либреттиста, режиссёра, хореографа постановщика. Ответы на эти вопросы развивают художественно-образное мышление учащихся, оставляют след в душе и памяти, помогают преодолеть примитивность в трактовке вокальной арии и всего произведения в целом.

  1. Просмотр фрагмента сцены с выбранной арией. После выбора арии и просмотра мюзикла целиком, нужно ещё раз пересмотреть фрагмент сцены с выбранной арией. Разобрать эту сцену также по наводящим вопросам (см. предыдущий пункт), обсудить конкретные детали.
  2. Разбор вокальных особенностей песни.

В этот блок входит: работа с дикцией, артикуляцией, дыханием, фразировкой; работа над вокальными приёмами для достижения нужного эффекта (belting, mixvoice, legit, headvoice, cry, fry, субтон, фальцет, расщепление и другие). 

Учитывая тему настоящей работы, следует упомянуть ещё один очень важный фактор при работе с учениками над вокальными приёмами – возраст учащегося. Не все вокальные приёмы можно и нужно исполнять с раннего возраста. Для определённых приёмов, таких как бэлтинг, полубэлтинг, расщепление и другие, оптимальный возраст исполнения – не раньше 16 лет. Для овладения названными приемами ученик должен находиться вне зоны мутационного периода и хорошо владеть базовыми навыками вокалиста – дыханием, резонированием, правильным звукоизвлечением. Начинать работу с данными специфическими приёмами лучше всего с пения в речевой позиции и освоение трёх положений гортани.

  1. Разбор песни с литературной стороны.

На этом этапе работы с вокальным произведением требуется: 

  • прочитать текст про себя, прочитать текст вслух;
  • определить тему и идею песни. Для определения темы следует ответить на вопрос: «О чём песня?» одним–двумя словами. Для определения идеи песни следует ответить на вопрос: «Что автор хотел сказать этой песней?», стараясь выразиться одним предложением;
  • подробно описать героя, который поёт арию: его внешность, костюм, грим, интонации, определить его характер (добрый или злой), его внешние данные (худой/пухлый/стройный/фигуристый), главная у него роль или второстепенная, и т. д..

Существует набор базовых вопросов, на которые необходимо получить ответ при разборе песни. Назовем их.

  • Возраст героя, происхождение (социальная группа), манера речи, поведения, эмоциональное и физическое состояние.
  • Время, в котором развиваются события сюжета, место действия и т. п.
  • Цели действия персонажа, какие препятствия он преодолевает?
  • Каково Ваше мнение о герое, нравится ли он вам?
  • Сочувствуете ли вы ему? Осуждаете? Восхищаетесь?
  • Понимаете ли вы чувства самого героя?
  • Почему герой поступил так, а не иначе, почему сделал такой выбор?
  • Поддерживаете ли вы его?
  • А как бы вы поступили, если бы были на его месте?
  1. Разбор текста с точки зрения эмоциональной нагрузки (сюда же можно включить определение одного – двух главных слов в предложении, несущих смысловую нагрузку).

Для этого рядом с каждым предложением следует написать, какую эмоцию испытывает герой, в каком состоянии он находится. Например, в первом предложении это может быть страх, во втором – надежда, в третьем – просьба, в четвёртом – коварство и т. д.

Список эмоций и состояний достаточно большой. Не стоит брать сложные эмоциональные состояния, которые могут быть непонятны учащимся, сложны для их восприятия и воспроизведения. Например, уязвлённость, замешательство, ошеломлённость и т. п. Эти чувства могут быть понятны, но их достаточно сложно показать, воспроизвести в песне.  

  1. Выразительное чтение текста.

Этот этап работы над произведением предполагает эмоционально окрашенное чтение текста в соответствие с предыдущим этапом, при этом важно, чтобы учащиеся хорошо понимали идейное содержание текста песни и интонационно осмысленно выделяли главные слова.

  1. Эмоционально окрашенное исполнение.

Безусловно, раскрыть художественный образ песни до конца помогает и постановка самого номера. На определённых словах песни можно повернуть голову в знак несогласия или борьбы; поднять руку в знак мира; взглядом показать уверенность, просьбу, страх; улыбкой показать сочувствие, безысходность, растерянность, радость.

Важно подмечать детали, но не доводить до грани между настоящим и вычурным, перегруженным.

Таким образом, мюзикл в его современном понимании – это жанр синтетический, где классические элементы дополняются и переосмысливаются эстрадными. Драматургия усложняется, позволяя мюзиклу отойти от понятия «развлекательный» в сторону жанра глубокого и  чувственного. На музыкальную сторону жанра повлияло много разных других жанров, от которых мюзикл взял всё самое лучшее и воплотил в жизнь.

Мюзикл – это жанр, полный образов. А образ – это результат воздействия на человека на уровне мышления и с чувственной стороны. Каждая ария несёт в себе определённый смысл и посыл, который нужно раскрыть. Раскрытие этих смыслов и образов способствует раскрепощению ученика, развитию его культуры и вкуса.

Список литературы

  1. Березовчук, Л.Н. Жанровый канон мюзикла в зарубежном кино с 1972 по 2002 год: учебное пособие / Л.Н. Березовчук. – Санкт-Петербург: СПбГУКиТ, 2003. – 92 с.
  2. Боброва, М.С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины ХХ – начала ХХI века: автореф. дис. на стиск. учен. степ. канд. искусствоведения / М.С. Боброва. – Ростов-на-Дону: [б. и.], 2011. – 21 с.
  3. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 4: [Перевод] / под ред. с предисл. М. Лифшица, с I-XVI. – Москва: Искусство, 1973. – 676 с.
  4. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция Л.Ф. Ильичёв, П.Н, Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. – Москва: Советская энциклопедия, 1983 г. – 836 с.
  5. Кампус, Э.Ю. О мюзикле / Э.Ю. Кампус; пер. с эст. В.А.Самойлова. – Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1983. – 128 с.
  6. Кудинова, Т.Н. От водевиля до мюзикла / Т.Н. Кудинова; под общ. ред. В. Савранского. – Москва: Сов. композитор, 1982. – 175 с.
  7. Роллан, Р. Собрание сочинений: в 14т. Т. 14 : пер. с фр. под общ. ред. И. Анисимова. – Москва: Гослитиздат, 1954-1958. – 5600 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: