УДК 78.083.631

Характерные особенности романса С. В. Рахманинова «Сирень» и их использование в исполнительской интерпретации

Го Хуагэаспирант по направлению обучения «Теория и методика обучения и воспитания (вокал)» специальности «Образование и педагогические науки» Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы исполнительской интерпретации музыкального произведения на примере романса С. В. Рахманинова «Сирень». Приводится анализ музыкального материала и поэтического текста романса, позволяющий выделить характерные особенности произведения. Автор дает характеристику образной составляющей романса и на основе этого выделяет особенности исполнительской интерпретации, при соблюдении которых вокалист сможет создать собственную трактовку образа.

Ключевые слова: академический вокал, романс, музыкальное искусство, исполнительство, интерпретация, лирика, С. В. Рахманинов.

Музыка – искусство перформативное, создаваемое в реальном времени и не подлежащее абсолютному копированию. Музыкальный исполнитель выполняет роль посредника между автором произведения и слушателем, поэтому любое музыкальное произведение требует индивидуального творческого воплощения [3, с. 148]. Именно в этом процессе исполнитель демонстрирует свое видение как художественного образа произведения, так и технических нюансов музыкального материала. Стоит отметить, что точное воспроизведение нотного текста еще не является актом искусства. Только при наличии исполнительской интерпретации можно судить об уникальности трактовки произведения конкретным музыкантом.

Исполнительская интерпретация играет ключевую роль для восприятия и понимания музыки. Задача интерпретации заключается в полном и убедительном раскрытии замысла композитора и поэта. Исполнитель достигает этого через детальную передачу своего понимания произведения слушателю. Интерпретация связана, во-первых, со звучанием музыкального текста в соответствии с эстетическими принципами направления или стиля, во-вторых, с индивидуальными особенностями и художественным замыслом исполнителя.

В данной статье роль, функции и особенности исполнительской интерпретации рассмотрены на примере знаменитого романса С. В. Рахманинова «Сирень». Тема весны прослеживается во многих произведениях композитора, но «Сирень» выделяется среди всего многообразия творческого наследия Рахманинова благодаря особому лирическому настроению, возвышенному и вдохновенному звучанию [2, с. 126]. Романс неоднократно исполняли многие вокалисты, он уже более века звучит по всему миру, каждый исполнитель представляет собственное видение популярного образа и вкладывает особый смысл.

Романс «Сирень» исследован многими теоретиками и практиками музыкального искусства, которые отмечали поразительное единство поэтического текста и нотного материала [1, с. 340]. Нежные строки, написанные поэтессой Екатериной Бекетовой, полны трепетной созерцательности и волнующего ожидания восторга. Лирическая героиня любуется праздничным цветением сирени, и в то же время размышляет о счастье. В стихотворении читается как восхищение кратковременным природным явлением, так и надежда на светлое будущее. Благодаря взаимодополняемости музыки и слов создается искренний образ единства человека и природы, часто встречающийся в творчестве Рахманинова.

Музыкальная ткань романса построена будто на одном дыхании, что является характерной чертой вокальной музыки композитора [4, с. 183]. Использование пентатоники в начале романса создает нежный колорит, что в полной мере отражает тематику произведения. Рахманинов, заботливо относящийся к слову, даёт вокалисту большой простор для исполнительской интерпретации и заостряет внимание на декламационной подаче поэтического текста [5, с. 80].

Партия фортепиано в романсе отличается «прозрачностью» и легкостью, аккомпанемент лишь опосредованно поддерживает вокальную партию, не перекрывая мелодические линии. Словно струящаяся ткань, аккомпанемент мягко обволакивает мелодию, как во многих пейзажных романсах Рахманинова [4, с. 185]. Для вокалиста такое строение аккомпанемента является испытанием его профессионального мастерства, поскольку требует уверенного владения голосом и устойчивого интонирования. Поэтический текст при этом насыщен аллитерацией – часто повторяющиеся согласные «с», «р», «т» усиливают красочность природной сцены. Рефреном звучит слово «счастье», которое по-разному окрашивается смысловыми характеристиками: «свое» – определяет принадлежность к конкретному герою, «одно» –подчеркивает уникальность, «бедное» – указывают на простоту человеческих чувств. Несмотря на короткие фразы, текст предполагают четкую дикцию и грамотно расставленное дыхание вокалиста.

Мелодическое строение романса представляет собой интересный материал для анализа. В основе первой вокальной фразы заключается выразительное интонационное восхождение на кварту, за пределы которой мелодическая линия изначально не стремится выйти. Многократное повторение начального мотива, символизирующего созерцательное настроение, указывает на его особую значимость. В этом приеме Рахманинов продолжает традиции Чайковского, который также часто исходил из одной выразительной интонации, содержащей в себе сжатое выражение эмоционального зерна текста. Поэтому создается впечатление, что композитор стремится остановить время, зафиксировать мгновение внутри музыкальной ткани. Эта особенность подкрепляется медленными покачивающимися движениями прозрачной и хрупкой одноголосной партии фортепиано.

С развитием материала в ткань фортепианного сопровождения добавляется басовый регистр, напоминающий теплым «медовым» тембром звучание виолончели. Басовая линия сначала играет роль побочной линии, а затем вступает в диалог с вокальной мелодией. Приоритет кантиленной певучести заметно влияет на полифоническую насыщенность партии фортепиано и способствует интересным гармоническим находкам, которые возникают из взаимодействия самостоятельных мелодических линий [6, с. 18]. В связи с этим исполнительская самостоятельность и внимательность играют важную роль в процессе работы над произведением. Вокалист и аккомпаниатор должны стремиться к полному творческому единству, при этом воздушное звучание фортепиано призвано подчеркивать мелодическое развитие вокальной части.

Рахманинов, предполагая бесчисленные варианты исполнительской интерпретации произведения, снабдил текст романса некоторыми указаниями, которые окажут ценную помощь исполнителю во время подготовки партии. Например, в пятом такте композитор указывает на изменение динамики вокальной фразы и приводит ремарку: un poco tenuto. При интонационном расширении мелодии в кульминационном моменте романса происходит ритмическое сжатие партии фортепиано. Аккомпанемент будто растворяется в утренней дымке, позволяя раскрыться голосу исполнителя во всей красе. Тихое, вкрадчивое звучание фортепиано оттеняет динамическое развитие вокальной мелодии, тем самым поддерживая идею торжества природы. Таким образом, виртуозно расставленные динамические оттенки олицетворяют ликование весны, которое выходит на первый план в образной структуре романса. 

Подводя итог краткого анализа романса «Сирень» можно резюмировать, что произведение представляет большой интерес для вокалиста благодаря яркой образности и множеству вокально-технических нюансов при кажущейся простоте и воздушности музыкального материала. Исполнение романса предполагает не только соответствие музыкальному и лирическому тексту, но и наличие авторской исполнительской интерпретации. Романс, воспевающий торжество весны и красоту природы идеально впишется в репертуар певицы, обладающей крепким голосом сопрано. «Сирень» является прекрасным материалом для развития актерских навыков, поскольку требует воплощения целого спектра эмоций: от задумчивой мечтательности и робкой надежды, до искреннего восторга и патетического волнения. Произведение позволит исполнителю раскрыть творческий потенциал и создать собственную трактовку образа, тем самым рассказать слушателю о своем личном счастье.

Список литературы

  1. Васина-Гроссман, В. А. Русский классический романс XIX века. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – 352 с.
  2. Гервер, Л. Л. Поэзия романсового творчества Рахманинова // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. – М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2008. – С. 118-145.
  3. Ли Циюн. Романс Рахманинова «Сирень» (к проблеме исполнительской интерпретации) // Университетский научный журнал. – 2018. – № 38. – С. 146-152.
  4. Разинкова, И. Г. Эмблема рахманиновской светлой «весенней» лирики: музыкально-аналитическая интерпретация романса «Сирень» // Творчество С.В. Рахманинова в исполнительской подготовке педагога-музыканта: Материалы Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Г. П. Стуловой, А. П. Юдина. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. – С. 182-187.
  5. Соколов, О. В. Музыкальная картина и поэма как романтические жанровые компоненты стиля С. Рахманинова // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. – Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 1998. – С. 79-81.
  6. Степанидина, О. Д. Проблемы взаимосвязи вокальной и фортепианной партий в русском романсе: автореф. дис. … канд. искусствоведения. – М., 1984. – 24 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: