УДК 069

Актуальность пополнения музейных коллекций посредством музеефикации предметов старины и произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства с приданием им статуса “музейный предмет”

Афонин Вадим Владимирович – магистрант кафедры Культурологии факультета Социальных коммуникаций Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева.

Аннотация: Данная статья посвящена анализу актуальности пополнения музейных коллекций и фондов, посредством отбора и музеефикации предметов старины и произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, с приданием им статуса "музейный предмет". В ней даётся краткая характеристика связанных с этим процессом необходимых процедур. Также анализируются механизмы реализации упоминаемых функций музеефикации и связанной с ней музейной деятельности в целом.

Ключевые слова: музей, музейная коллекция, музеефикация, культурное наследие, музеефицируемый предмет, реставрация, музейный предмет, экспонирование.

Сегодня, неотъемлемой частью культурного наследия каждого этноса, общества и государства являются музеи. В свою очередь, потребности музейных фондов стимулируют работу по идентификации и отбору; сохранению, изучению и, популяризации исторических и художественных ценностей для каждого поколения, эпохи и времени. В своей статье, посвящённой музеефикации как одному из основных направлений музейной деятельности, М. Е. Каулен замечает: «музей, — связующее звено между обществом и принадлежащим обществу наследием. Это оптимальная культурная форма, выработанная человечеством для адаптации к современной жизни и использования накопленного социокультурного опыта». [2, с. 12]

Однако, следует заметить, что музеи нередко сталкиваются с проблемой некоторой нехватки музейных предметов для своих коллекций и, как следствие, не вполне достаточной укомплектованности фондов. Для решения этой проблемы, в целях более эффективной комплектации музейных фондов и их коллекций, в международную музейную практику было введено понятие "музеефикации" – как процесса превращения предметов старины и произведений искусства в музейные предметы и, следовательно, - в музейные экспонаты.

Как мы знаем из истории, первоначально музеи формировали свои коллекции путем передачи, дарения или наследования, а в некоторых случаях и покупки всевозможных раритетов, предметов старины, произведений искусства, памятников культуры и т. д.. Однако, нередки случаи, когда, с течением времени, как отдельные музейные экспонаты, так и целые музейные коллекции, либо переходили в частные руки, либо приходили в упадок, либо, к сожалению, бесследно исчезали. Это, в свою очередь привело к необходимости создания процедуры музеефикации для осуществления процесса превращения частных коллекций в музейные экспонаты. Музееведческий словарь «Ключевые понятия музеологии», опубликованный в ICOM.brochure.2012.05.indd, характеризует понятие КОЛЛЕКЦИЯ: «как совокупность материальных или нематериальных предметов (произведения, артефакты, предметы интеллектуальной деятельности, образцы, архивные документы, свидетельства и т. д.), которые отдельный человек или организация собрали, классифицировали, отобрали и сохранили в безопасном месте. Их обычно экспонируют перед меньшей или большей аудиторией в соответствии с тем, является ли коллекция частной или публичной». [3, с. 31]

В соответствии с вышеуказанным, заметим, что необходимость пополнения музейных фондов посредством музеефикации предметов старины, и произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства доказывает свою актуальность также, в сохранении национального культурного наследия и, его доступности, как для научного сообщества, так и для самой широкой аудитории.

Сегодня очевидно, что музейные коллекции являются бесценным источником информации о прошлых культурах, эпохах и цивилизациях. В немалой степени, именно благодаря музеям, сегодня мы можем лучше понимать нашу историю, культуру и традиции, и, как следствие, использовать полученные знания в социокультурных практиках построения нашего настоящего и будущего. В этом контексте М. Е. Каулен обращает внимание, также на такой аспект, как «потребность человеческого сообщества противопоставить процессам модернизации и глобализации процесс закрепления общественной памяти <...> свидетельства исторического процесса, живые традиции, <...> образ жизни и т. п.». [2, с. 12]

Как мы уже говорили вначале, сегодня музеи являются мощным средством пропаганды идей, ценностей и красоты. Также, не редки случаи, когда музеи являются визитной карточкой страны, города или региона. Прекрасные предметы старины и изысканные произведения искусства способны вдохновлять, одухотворять и возвысить человека. Они придают ему чувство связи со своими исконными ценностями, культурными корнями, своим прошлым, направляя его при этом, на конструктивные и позитивные практики и стратегии будущего. Как справедливо замечает Н. М. Березина «Исследовательский интерес к музеефикации в настоящее время чрезвычайно высок. Он объясняется тем, что быстро меняющийся мир обостряет музейную потребность, а потому сейчас музеефикации подвергаются культура, сознание, человек». [1, с. 2]

Важно заметить, что музеефикацию необходимо осуществлять с соблюдением определенных принципов музееведческой науки, некоторых этических норм и, сопряженных с этим строгих процедур. Помимо составления документации, это включает в себя исследование и маркировку предметов или объектов музеефикации, оценку их художественной, исторической ценности и аутентичности. В связи с чем, строго контролируется правильность отбора и приобретения экспонатов, законность овладения ими и легитимность их оформления и постановки на баланс в музейную коллекцию или музейный фонд.

Собственно, сам процесс музеефикации начинается с отбора предметов, которые могут стать музейными экспонатами. Это может быть антикварное оружие, изделия изобразительного и декоративно-прикладного искусства, предметы быта, утварь, одежда, мебель, книги, письма, артефакты и, многие другие предметы, имеющие историческую, искусствоведческую или культурную ценность. Также, это могут быть «меморируемые» предметы или объекты, то есть, личные вещи, связанные с жизнью и деятельностью какого-либо «меморируемого» лица или, предметы и объекты, связанные с каким-либо историческим событием.

В "Российской музейной энциклопедии" цель музеефикации сформулирована как "максимальное сохранение, выявление историко-культурной, научной, эстетической ценности объектов и их активное включение в современную культуру". [6, с. 390] В связи с вышеизложенным, отбор предметов осуществляется на основе таких критериев, как аутентичность, уникальность, редкость, художественная и культурная ценность, соответствие тематике музейной коллекции или экспозиции. «Изучая действительность, выявляя типичное, уникальное, музей уже производит отбор предметов музейного значения, очерчивает круг персоналий, намечает объекты социальной значимости и, таким образом, определяет поле своей деятельности». [4, с. 161] Вслед за отбором предметов осуществляется процесс реставрации и сохранения предмета с приданием ему статуса «музейный предмет». Данный этап включает в себя тщательный осмотр, чистку предмета, восстановление повреждений и утрат, исправление всевозможных дефектов, и т.д.. Здесь, важно обратить внимание на то, что реставрация производится обязательно, только опытными и лицензированными специалистами, которые обладают необходимыми образованием, знаниями и навыками в области реставрации различных материалов, таких как дерево, ткань, металл, фаянс и др.

Цель реставрации заключается в сохранении и восстановлении первоначального вида предмета, без изменения его аутентичности. Далее, после проведения реставрационных процедур, предмет подвергается документации, каталогизации и постановке на учёт в музейном фонде. Таким образом, каждый музейный предмет получает свой уникальный номер, описание, дату создания, а также информацию об его истории и происхождении. Вся эта необходимая информация фиксируется в музейной базе данных и в архивах, что обеспечивает доступ к ней для научных исследователей, музейных специалистов, а также посетителей музея. Следует заметить, что сейчас, в цифровую эпоху, все вышеупомянутые процедуры просто немыслимы без цифровых технологий. С помощью них в музеефикации осуществляются сканирование, создание цифровых копий, кодификация, создание больших каталогов и просто гигантских цифровых централизованных музейных баз данных.

Также, неотъемлемой частью процесса музеефикации является правильное хранение и экспонирование предмета. С этой целью осуществляется выбор подходящего освещения, настройка и обеспечение адекватной температуры и влажности и, соответственно правильная организация и оформление экспозиционно-выставочного пространства музея. Все перечисленные работы и процедуры необходимы для обеспечения наилучшей сохранности музейного предмета, его безопасного и, наиболее эффективного экспонирования для посетителей.

Итогом процесса музеефикации становится присваивание музеефицированному предмету статуса "музейный предмет". «Музейный предмет является тем, что музеефицировано; <...> поскольку музей не только является местом, где хранятся предметы, но также местом с основной миссией по преобразованию вещей в предметы». [3, с.70] Вследствие чего, он становится частью культурного наследия общества и получает значимость не только как предмет исторической, культурной или художественной ценности, но и как культурный и музейный артефакт, как объект научных исследований. Также он становится доступен для образования, понимания и, сохранения истории и культуры как отдельных народностей, так и разного рода общественных формаций. 

Таким образом, становится очевидно, что музейные предметы играют важную роль в формировании и сохранении нашего культурного наследия. Именно это постулируется в «Словаре актуальных музейных терминов», согласно которому, музей – это «культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. <...> Являясь институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы – музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия». [5, с. 55-56]

Следовательно, сегодня процессы музеефикации способствуют сохранению культурной памяти и помогают сохранить наши исторические и культурные ценности как неотъемлемую часть нашего общего культурного наследия. Музеефикация в целом, является важным инструментом для различных социокультурных практик: для истории и науки, для культуры и искусства, а также для образования и культурной самоидентификации как отдельного этноса или сообщества, так и государства в целом. Соответственно, актуальность пополнения музейных коллекций и фондов посредством музеефикации предметов старины и произведений искусства не может быть переоценена.

Список литературы

  1. Березина Н. М.: Роль музеефикации объектов культурного наследия в их сохранении и популяризации. – URL: http://dolgoprudnymuseum.ru/berezina-n-m-rol-muzeefikatsii-obektov-kulturnogo-naslediya-v-ih-sohranenii-i-populyarizatsii.
  2. Каулен М. Е. Музеефикация как одно из основных направлений музейной деятельности. – URL: https://profchange.ru/article/topic_6gl9wn1i_full.
  3. Ключевые понятия музеологии. Составители: André Desvallées и François Mairesse ICOM. – URL:https://icom-russia.com/u load/iblock/532/5323743f731b222714f20ba0205ec238.
  4. Музейное дело России. Под ред. Каулен М.Е., Коссовой И.М., Сундиевой А.А. – URL: http://new1.ecocentr-megion.ru/Музейное%20дело%20России.%20Под%20ред.%20Каулен%20М.Е.,%20Коссовой%20И.М.,%20Сундиевой%20А.А..pdf.
  5. Музейная терминология: шаг в XXI ВЕК. Словарь актуальных музейных терминов. Журнал «Музей» 2009. – № 5. – URL: https://musrzn.ru/uploads/images/files/MUZEYpdf.
  6. Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 1. С. 390.

Интересная статья? Поделись ей с другими: