УДК 711.01/.09

Влияние городов Римской империи на современное градостроительство

Барыбин Семен Евгеньевич – студент кафедры Строительного производства и теории сооружений Южно-Уральского государственного университета.

Научный руководитель Давыдова Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Строительных конструкций и сооружений Южно-Уральского государственного университета.

Аннотация: Градостроительство – это сложный вид искусства, формирующий города, определяющий их планировку, функциональность и эстетическую привлекательность. Древний Рим является вечной моделью, оказывающей влияние на городские ландшафты на протяжении многих веков. Данное исследование посвящено непреходящему значению Древнего Рима в современном градостроительстве, в т. ч. с экономической точки зрения.

Ключевые слова: Римская империя, Древний Рим, градостроительство, амфитеатр, римляне, архитектура.

Цель исследования: Целью данной работы является анализ корреляции достижений в технологиях строительства Римской империи и экономики современного градостроительства.

Проблема исследования: Проблемой данного исследования является ограниченное количество достоверных источников, датированных периодом существования Римской империи (27 г. до н. э. – 395 г. н. э.)

Метод исследования: Исследование и анализ литературы с помощью баз данных, представленных в открытом доступе.

Введение

В условиях недостатка статистических данных по древнему миру историки античной экономики вынуждены искать косвенные индикаторы экономической эффективности. Главными из них являются находки керамики и монет, каждая из которых имеет свои специфические проблемы интерпретации. Удивительно, что строительная индустрия, столь часто используемая сегодня в качестве барометра экономического климата, так мало используется в этих целях историками древнего мира. В конце концов, это отрасль, которую можно изучать по стоящим останкам и строительным надписям, и которая является видимым выражением как государственных, так и частных возможностей и готовности тратить значительные суммы денег. Об этом свидетельствуют знаковые исследования Джанет ДеЛейн, посвященные экономике строительства бань Каракаллы и строительной торговли в Остии [1].

В период поздней республики в Риме и вокруг него, а также во всей Римской империи, начиная с эпохи Августа, велась активная строительная деятельность, как государственная, так и частная, что было вызвано основанием заморских колоний, ростом урбанизации по римскому образцу в западном Средиземноморье и северо-западной Европе, а также использованием императором и местной элитой престижных строительных проектов для достижения политических целей. Римский мир оставил после себя одни из самых впечатляющих и грандиозных материальных остатков любого периода доиндустриальной истории, а также одни из самых многочисленных. Абсолютный уровень расходов на строительство должен был быть огромным, и возникает подозрение, что он должен был составлять не менее значительную часть экономической деятельности, несмотря на относительное отсутствие внимания к строительной отрасли в современных дискуссиях о римской экономике [2].

Влияние на современное градостроительство

В 1987 г. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию в докладе «Наше общее будущее», подготовленном под эгидой ООН, высказалась за устойчивое развитие как важный фактор градостроительства и назвала его средством развития, позволяющим удовлетворять текущие потребности общества, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Строки, посвященные плану действий, который поможет сделать будущее лучше для грядущих поколений, кратко подкреплены яркими примерами архитектурных инноваций наших предков. Их подвиги повлияли на архитектуру, с которой мы сталкиваемся в наши дни.

Римская архитектура была влиятельна не только благодаря своим великолепным сооружениям и грандиозным проектам, но и благодаря понятию инфраструктуры, которая обеспечивала функционирование империи. Римляне первыми построили масштабную и сложную сеть дорог, соединявших города со столицей. Для римлян все должно было быть хорошо организовано и упорядочено. Улицы были проложены аккуратными прямыми линиями в виде решетки с иерархией главных и второстепенных. Далее рассмотрим конкретные примеры.

Форум (широкая открытая площадь, окруженная важными зданиями) был гражданским, социальным и экономическим центром города и традиционно являлся средоточием римских городов. На форуме располагались крупные храмы, значимые святыни, базилика (судебный орган) и другие места официальных заседаний городского совета, например, здание курии. Нередко вокруг оживленного форума возникали городские рынки.

Портики, колоннады, арки и фонтаны, украшавшие римский мегаполис и встречавшие усталых путников, окружали форум, заполняя улицы, обрамляя ворота и позволяя пересекать: портики, колоннады, арки и фонтаны, встречавшие усталых путников. Эти форумы развивались и представлены в современном градостроительстве в виде узлов и общественных площадей [3].

Что делает город в городском масштабе более пригодным для жизни в наше время? Это легкая доступность услуг, среди которых ведущее место занимают водоснабжение и водоотведение. Удивительно, но даже римляне имели удобный доступ к таким услугам. Римские инженеры обладали высокой квалификацией и понимали физику, что позволило им построить акведуки и более совершенные методы транспортировки воды для питья, общественные бани и канализационные системы.

Первый римский акведук Aqua Appia (строительство которого было завершено в 312 г. до н.э.) имел длину 16,4 км и ежедневно подавал 75 537 куб. м воды при чистом падении на 10 м. Вода использовалась даже в качестве источника энергии для работы шахт и мельниц.

Напоминающие современные канализационные трубы, римляне имели сложную систему сточных канав, вымощенных камнем. Отходы из уборных смывались в главную дренажную систему через центральный канал, а затем в близлежащую реку или сток. Практически в каждом доме можно найти баки для воды, хозяйственные сливы и многочисленные источники воды. Туалетами служили только общественные туалеты, которые строились по всему городу и соединялись с подземными канализационными трубами.

Кроме того, во многих строениях было обнаружено гипокаустовое напольное отопление, до сих пор не ставшее неотъемлемой системой обслуживания во многих городах. Римская система водоснабжения и утилизации отходов привела к тому, что эти услуги стали одной из основных потребностей эффективного города.

Каждый блок в решетчатой схеме имел размер 70 римских футов (21x21 м) и содержал от одного до четырех домов. У римлян был широкий выбор жилья, разделенный по доходным группам, как и у нас сегодня. Привилегированные слои населения могли иметь как городской дом (Domus), так и загородную усадьбу (villa), а менее обеспеченные жили в многоэтажных многоквартирных домах (Insulae).

Основные предприятия располагались в центре города, а жилые дома и квартиры горожан – на окраинах. Эта схема планировки применяется до сих пор и действует для большого числа городов [4].

Материалы

В истории римской архитектуры принято считать, что внедрение бетона и широкое распространение техники аркатур и сводов стали основными катализаторами, позволившими римской архитектуре выработать новую эстетику и концепцию масштаба, совершенно не похожую на предшествовавшую ей классическую и эллинистическую традицию трапециевидной архитектуры.

Римский бетон состоял из песчано-известкового раствора, в который для придания плотности и объемности засыпался щебень. Такой щебень отличался от более ранней кладки тем, что представлял собой относительно однородную массу, которую можно было укладывать в деревянную опалубку для создания арок и сводов; деревянная опора удалялась после высыхания и застывания смеси. Ко II веку до н.э., если не раньше, было обнаружено, что добавление в смесь пуццолана – вулканического песка из района Путеоли, содержащего природные алюмосиликаты, – позволяет получить бетон, который не нужно проливать водой для схватывания. Это позволило ускорить строительство, а также использовать бетон для подводных конструкций, таких как портовые сооружения и опоры мостов. Основное преимущество бетона перед каменной кладкой, конечно, в том, что он был быстрее, дешевле и требовал меньше квалифицированной рабочей силы. Первоначально бетонные стены облицовывались небольшими блоками неправильной формы (opus incertum), но в конце II века до н.э. был введен новый стиль облицовки – opus reticulatum, при котором блоки подравнивались до единого размера и укладывались по диагонали.

Аналогичным образом, в эпоху Августа вместо высушенного на солнце кирпича стал широко использоваться обожженный кирпич, более прочный и обладающий большей несущей способностью, а также использовавшийся в качестве облицовки для бетонных стен. Исследование Джанет ДеЛейн различных способов облицовки стен в Остии показало, что в целом трудозатраты на возведение одного и того же объема стен из кирпича или opus reticulatum были значительно меньше, чем при использовании opus incertum [1].

Огромное количество кирпича требовалось для императорских и других строительных проектов, особенно в Риме и его окрестностях, где высокая плотность населения обусловила интенсивную строительную деятельность, и для удовлетворения спроса на здания для обслуживания всех слоев общества использовался кирпич, облицованный бетоном. К престижным императорским проектам следует добавить бесчисленные жилые дома (insulae), небольшие бани, магазины, дома, склады, гробницы и даже храмы, построенные из кирпича – Остия, как и Рим, были в основном построены из кирпича. В других местах Италии кирпич встречается часто, а черепица – повсеместно, даже на небольших сельских участках, обнаруженных при поверхностных исследованиях. Следовательно, производство кирпича было огромным, и, по крайней мере, в долине Тибра оно все больше попадало под контроль сенаторов, а затем и императоров. К концу II в. большинство крупных фиглингов в долине Тибра было сосредоточено в руках императора и его приближенных.

Кирпичи производились по стандартным размерам, как это было принято в древнем месопотамском мире. Стандартные размеры позволяли подрядчикам диверсифицировать поставщиков, что было очень важно для быстрого завершения таких масштабных проектов, как строительство акведуков или общественных бань, где требуемое количество кирпича не могло быть произведено на одной кирпичной верфи [5].

По сути, производство кирпича устранило потенциальную проблему в поставках, присущую каменной кладке, где скорость добычи и подсыпки камня часто является ограничивающим фактором для скорости строительства. В то время как здание, построенное из кирпичной кладки, обычно зависело от одного карьера, темпы добычи которого определяли поставки материала и контролировали темпы строительства, проекты, построенные из кирпича, могли смешивать и сочетать продукцию множества поставщиков, что сокращало время строительства.

Для поставщиков кирпича стандартизация размеров означала, что они могли производить продукцию для рынка.

Они могли производить продукцию на рынок, зная, что до тех пор, пока строительство будет продолжаться в больших масштабах, их продукция найдет своего покупателя; им не нужно было производить продукцию только на заказ для конкретных проектов, хотя некоторые, возможно, так и поступали. О масштабах отрасли и спросе на нее говорит тот факт, что кирпич с кирпичных заводов Рима и долины Тибра, и даже из Салерно в Кампании, экспортировался в Северную Африку. Действительно, во всех крупных африканских портах от Картенны (Тенеса) в Мавритании Цезариенсис до Лепсис Магна в Триполитании найдены образцы штампованного кирпича из долины Тибра, а анализ ткани обожженного кирпича из Карфагена показывает, что многочисленные образцы без штамповки также импортировались из Италии. Иногда итальянские кирпичи находят на внутренних городищах, таких как Булла Регия в Тунисе.

Возможно, некоторые из этих кирпичей попали в Африку в качестве балласта для продажи или обратного груза, но часть, скорее всего, была привезена для конкретных проектов – они встречаются в основном в общественных банях и в больших комплексах цистерн.

Внедрение бетонных конструкций, и особенно кирпичной облицовки, позволило несколько снизить квалификацию рабочей силы – неквалифицированные или полуквалифицированные рабочие могли собирать основу здания под руководством квалифицированных мастеров, а устранение узких мест в снабжении означало, что рабочая сила могла работать более многочисленными бригадами, чем квалифицированные каменщики, занимавшиеся перевязкой и укладкой кирпичных блоков. Укладка кирпича, конечно, дело квалифицированное, но не столь сложное, как перевязка и подгонка блоков. Каменщики и мраморщики, конечно, по-прежнему использовались, но все чаще для облицовки и создания деталей, в то время как основная часть здания возводилась из бетона с кирпичной облицовкой. Расширение использования менее квалифицированного труда на крупных объектах стало одним из факторов, способствовавших политическому использованию масштабных строительных программ в качестве средства трудоустройства городской бедноты в Риме [6].

Модульность

Стандартизировались и другие конструктивные элементы – стволы мраморных колонн и блоки для облицовки часто изготавливались по стандартным размерам. Но параллельно со стандартизацией компонентов происходила стандартизация более крупных элементов конструкции в рамках отдельного проекта. Римские здания в значительной степени состояли из повторяющихся элементов – акведуки, театры, амфитеатры, магазины и склады часто включали аркады или сводчатые камеры одинакового размера, что позволяло повторно использовать одни и те же деревянные центрирующие элементы или опалубку, которые можно было просто переносить с одного объекта на другой по ходу строительства без необходимости демонтажа и перестройки. Свидетельства подобной практики были обнаружены в акведуке Помпеи, где Кристоф Олиг, изучая оттиски опалубочных бревен в нижней части свода канала, показал, что использовалось ограниченное количество деревянных опалубочных блоков, которые перемещались вдоль канала по мере строительства. Такая повторяющаяся модульность в аркадах и сводах была продиктована не только симметрией и эстетикой, но и простотой конструкции. Она способствовала увеличению числа одновременно работающих точек, что делало конструкцию максимально эффективной с точки зрения распределения экономических и человеческих ресурсов [7].

Заключение

На территории Римской империи были построены, расширены и перестроены сотни городов, многие из которых сохранились до наших дней. Римская градостроительная традиция привлекает внимание ученых уже несколько десятилетий, поскольку сохранившиеся остатки римских городов являются одним из самых грозных напоминаний об их урбанистической цивилизации. В то время как другие методы являются синонимами градостроительства, оно подразумевает выделение в ландшафте основной структуры потенциального города и установление параметров его физического роста.

Список литературы

  1. DeLaine J. 2000, Bricks and mortar: exploring the economics of building techniques at Rome and Ostia, in D. J. Mattingly and J. Salmon (eds), Economies beyond agriculture in the Classical World. Leicester-Nottingham Studies in Ancient Society, London, 271-96.
  2. Blinkhorn P. 1999, Of cabbages and kings: production, trade, and consumption in middle-Saxon England, in M. Anderton (ed.), Anglo-Saxon trading centres: beyond the emporia, Glasgow, 4-23.
  3. Coarelli F. 1977, Public building in Rome between the Second Punic War and Sulla, PBSR, 45, 1-19.
  4. Colvin H. M. (ed.) 1963, The History of the King’s Works, Vol. 1, The Middle Ages, London.
  5. Ohlig C. P. J. 2001, De aquis Pompeiorum. Das Castellum Aquae in Pompeji: Herkunft, Zuleitung und Verteilung des Wassers, Circumvesuviana 4, with CD of Photographs, Nijmegen, Books on Demand Norderstedt.
  6. Potter J. F. 2001, The occurrences of Roman brick and tile in churches of the London Basin, Britannia, 22, 119-42.
  7. Ward-Perkins B. 2000, Why did the Anglo-Saxons not become more British?, The English Historical Review, 115 (issue 462, June), 513-33.

Интересная статья? Поделись ей с другими: