УДК 778.5

Особенности актерского мастерства в советском кино

Хуэй Жулунь – выпускник Второй старшей школы Сианя Гаосин (Китай, Сиань).

Чэн Линь – магистр математики, преподаватель математики Второй старшей школы Сианя Гаосин (Китай, Сиань).

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями актерского мастерства в советском кино. Определено понятие «актерское мастерство». Автор статьи подчеркивает важность профессионализма, таланта, творчества актеров при исполнении ими постановочных сцен. Рассмотрены примеры постановки советских картин, изучены особенности актерского мастерства. Разработаны практические рекомендации, направленные на повышение эффективности работы в области актерского мастерства в современных условиях.

Ключевые слова: актерское мастерство, советское кино, искусство, зрители, эффективность, развитие.

Актуальность темы исследования заключается в том, искусство не перестает быть великой ценностью в обществе, его достоянием и отличительной особенностью развития. Театральное искусство, музыка, кино всегда будут вызывать интерес со стороны зрителей, поскольку они находят отклик в сердцах людей, отражают уровень их культуры и мировоззрения, традиции и обычая разных времен года. Особый интерес вызывает тема актерского мастерства в советском кино. Под актерским мастерством следует понимать различные техники и приемы искусства, с помощью которых возможно осуществить олицетворение различных образов. К таким техникам можно отнести непосредственно действия актеров, костюмы, грим, различные приспособления и т.д.

Целью исследования является изучение особенностей актерского мастерства, а также разработка практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности данной работы.

Основными методами исследования являются: анализ, сравнение, логического рассуждения и другие.

При проведении данного исследования использованы труды различных отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно отметить работы Б. Е. Захаровой, Н. А. Зверевой, М. М. Фокина и других.

В советском кино было большое количество популярных актеров, обладающих профессиональными навыками своего дела. К их числу можно отнести следующих: Юрий Назаров, Лев Дуров, Игорь Ясулович, Сергей Никоненко, Леонид Куравлев, Валентина Ананьина, Любовь Соколова и многие другие. Их помнят и любят зрители благодаря запоминающимся ролям и блестящему актерскому мастерству [2, с.61].

Следует отметить, что уровень актерского мастерства в советском кино находился на очень высоком уровне. Этому во многом способствовала профессиональная подготовка актеров, их отбор на те или иные роли. Картины советского времени отличаются глубиной проработки содержания, яркостью постановки событий, чувственностью и наполненностью образов, высоким уровнем профессиональной подготовки актеров кино. Советское кино пережило различные этапы своего развития, что отразилось на тематике самих фильмов основная часть которых посвящена проблемам развития общества, различным вопросам формирования духовности среди молодежи, культуре, быту и другим проблемам. Важно отметить, что в основе фильмов заложена советская идеология того времени.

Актеры советского кино блестяще исполняли свои роли, порой иногда забываясь и «заигрываясь». Исполнение актерами картин было настолько естественным и реалистичным, что поражало не только зрителей, но и профессионалов данного искусства. Для того, чтобы исполнить свою роль актер прежде всего должен проникнутся ей, проанализировать и проработать характер образа. Для того, чтобы этого достичь актер должен обладать навыками профессионального мастерства, талантом, знаниями, опытом и навыком работы перед камерой. Актер должен свободно исполнять свою роль, у него не должно быть зажимов, стеснения, волнения на сцене. Поскольку психоэмоциональное напряжение может оказать большое влияние на профессионализм актера и его мастерство в данном виде киноискусства.

К особенностям актерского мастерства в советском кино относятся следующие:

  1. высокая эмоциональность исполнения ролей актерами;
  2. наблюдательность при постановке картин и исполнения актерских действий;
  3. наличие музыкальных способностей, слуха, голоса, чувства ритма;
  4. высокая скорость реакции актеров кино;
  5. присутствие эрудированности, воображения при исполнении ролей;
  6. высокий профессионализм исполнения ролей и т.д.

Актерское мастерство советского периода времени собрало в себя совокупность литературных, художественных и театральных элементов и навыков актерского мастерства [1, с.88].

Одним из шедевров советского кино стало произведение Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» или «С легким паром». В отличие от многих режиссеров он позволял своим героям импровизировать на сцене. Это в свою очередь раскрепощало актеров, позволяло им вести себя естественно, использовать шутки, неожиданные фразы. Например, когда главный герой Лукашин в исполнении Андрея Мягкова пытался убедить героиню Надю в том, что он находится в своей московской квартире и произнеся фразы: «Но это же моя мебель! Румынский гарнитур за восемьсот тридцать рублей» он представил блестящую импровизацию сцены. Зрители по достоинству оценили актерское мастерство героев, а фразы советского кино были очень близкими и понятными для них. Надя в данной картине предстает перед зрителями, как чувственный, эмоциональный образ. Она искренне переживает, огорчается, а в конце картины радуется и становится счастливой. Представленные образы героев получились живыми и яркими (Рис.1.).

1

Рисунок 1. Отрывок из фильма «Ирония судьбы».

Таким образом, исполнение актерских ролей в данной картине вызывает полное восхищение и удивление [4, с.202].

Следующим шедевром советского кино стала комедия, снятая режиссером Леонидом Гайдаем в 1968 году под названием «Бриллиантовая рука». Главную роль в образе Семена Семеновича Горбункова сыграл легендарный актер Юрий Никулин (Рис. 2).

2

Рисунок 2. Отрывок из фильма «Бриллиантовая рука».

Актерское мастерство является самым сложным видом искусства, требующим пройти определенные испытания. Поэтому иногда актерам кино приходится выходить из зоны комфорта и проходить данные испытания в реальности. В «Бриллиантовой руке» таким испытанием для актера Владимира Папанова стала сцена под водой. Стоит отметить, что многие актеры стараются избегать таких сцен и не участвовать в них. Однако, Папанов смог проявить смелость и сняться в данной роли. Таким образом, актерское мастерство Владимира Папанова проявилось в следующем:

  1. эмоциональной устойчивости при исполнении предоставленной ему роли;
  2. проявлении физической силы при движении под водой;
  3. использовании мимики и жестов;
  4. через проявление вербальной экспрессии с использованием голоса.

В итоге, благодаря актерским талантам Юрия Папанова, сцена с ванной комнатой становится ключевой в фильме «Бриллиантовая рука». Она вызывает эмоции у зрителя и ярко демонстрирует актерские возможности Папанова, который даже под водой справляется с вызовами съемок.

В данной работе разработаны практические рекомендации, направленные на повышение эффективности работы в области актерского мастерства в современных условиях, наглядно представленные на Рисунке 3.

3

Рисунок 3. Практические рекомендации, направленные на повышение эффективности работы в области актерского мастерства в современных условиях [Авторская разработка].

Считаем, что разработанные практические рекомендации смогут расширить область актерского мастерства в современных условиях, достичь высокого профессионализма в деятельности и сделать картины неповторимыми и уникальными по своему авторскому содержанию и технике исполнения актерского мастерства.

Можно сделать вывод, что особенности актерского мастерства в советском кино сыграли большую роль в постановке уникальных картин, в которых воплотилась вся действительность того времени. Яркие, наполненные образы стали вдохновением не только для сцены, но и нашли отклик в сердцах зрителей. Развитие актерского мастерства также способствовало выходу искусства на новый уровень развития и самосовершенствования.

Список литературы

  1. Актерский тренинг: Мастерсво актера в терминах Станиславского. Москва: АСТ. 2021. 165 с.
  2. Захарова Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Москва: РАТИ–ГИТИС. 2018. 324 с.
  3. Зверева Н.А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов. Москва РАТИ- ГИТИС. 2019. 174 с.
  4. Фокин М. М. Советское кино . Л.: Искусство. 1981. 540 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: