УДК 7.03

Особенности исторического изучения китайского орнамента (от эпохи Мин до политики «реформ и открытости»)

Яо Жуйюй – аспирант Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета.

Аннотация: Китайская цивилизация отличается богатым культурным наследием, которое сделало существенный вклад в копилку мирового декоративно-прикладного искусства. Как известно, китайские орнамент имеет значительную историю, период эволюции и развития, связанный с тысячелетней Китайской историей и различными правящими династиями. Кроме того, проводящиеся раскопки постоянно вносят определенные коррективы в историю, характеризующую развитие китайского орнамента. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления особенностей исторического изучения Китайского орнамента (от эпохи Мин до политики «реформ и открытости»).

Ключевые слова: китайский орнамент, история китайского традиционного орнамента, семантика китайского орнамента, особенности изучения орнамента, декоративно-прикладное искусство, орнаментоведение.

Семантическая составляющая китайского орнамента

Китай известен как родина древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Первые находки, обнаруженные археологами, датируются 7-5 тысячелетием до нашей эры. Эти памятники культуры относятся к периоду неолита и предшествовали известной культуре «Яншао»[5, с. 176].

Наибольший научный интерес в этом пласте культуры представляют находки, обнаруженные в 1972 году в окрестностях города Чжэнчжоу. Это керамические сосуды, найденные в деревне Дахэ. Сосуды, украшенные росписью из геометрических орнаментов, признаются научным сообществом как один из первых памятников расписной керамики. Принято считать, что в это же время начала зарождаться сложная орнаментальная символика. Но орнамент в народном искусстве - это не просто украшение: помимо эстетической функции он имеет, безусловно, ещё и большое семантическое назначение, несёт определённый символизм, смысл которого - особое послание, письмо, сообщение, закодированное в традиционных для каждого народа знаках. Таким образом, не следует думать, что орнамент имеет исключительно эстетическое назначение. Помимо прочего он несёт ещё и философский смысл, и религиозную составляющую, и различные социальные определяющие факторы в обществе изучаемого периода.

Орнамент, его язык, его символизм, - являются своеобразным слепком процессов изучаемого нами общества. Он может отражать присущую обществу социальную иерархию, а может - сугубо практические сюжеты, такие, как торговля, ремесло, скотоводство, земледелие. Система культурных ценностей «доян-шаосского» периода, при пристальном рассмотрении характеризующаяся как довольно-таки сложная, также в значительно мере отражена в керамике Дахэ. Орнаменты Дахэ демонстрируют нам диалектику мышления, связанную с родством, взаимосвязью человека и природы, показывают первые зачатки даосизма[1, с. 97].

Донаучный период в истории китайского орнамента

Хронологические рамки рассматриваемых источников охватывают донаучную литературу, начиная с династии Мин (1368-1644 годы), когда появляются первые манускрипты, описывающие китайский орнамент, и научную китайскую искусствоведческую литературу, вплоть до Культурной революции (1966-1976 годы), когда появляется совершенно новый вектор развития китайского искусствознания, выразившийся в том числе и в изучении истории китайского орнамента. В данном исследовании также поднимается вопрос изменения терминологии и методологии в контексте китайского традиционного орнамента, а также проблема изучения первых письменных свидетельств и их краткий анализ, что позволяет классифицировать указанные источники [6, с. 1514].

Первые известные нам письменные источники на китайском языке, описывающие искусство орнамента, относятся к донаучной литературе. Хронологически они датируются эпохой династии Мин (1368 - 1644 гг. н.э.) и представляют собой литературные описания декоративно-прикладного искусства, стилистически классифицируемые как экфразисы. Более поздняя донаучная литература по орнаменту относится к периоду династии Цин (1636 - 1912 гг. н.э.). Характерно, что эти письменные источники - по понятным причинам - описывают придворное искусство: вышивку по шелку золотыми нитями, керамику и фарфор, резьбу по бамбуку, лаковую живопись, росписи по шёлку, резьбу по камню.

Интересно, что своего рода первые каталоги-списки китайских орнаментов возникли тогда же - во времена династии Мин. Эти манускрипты перечисляли традиционные орнаменты, связанные с лаковой живописью. В частности, философ и писатель Хуань Чэн, будучи сам великолепным мастером лакового искусства, подготовил великолепный труд: «Украшения из лака». Фактически, это своеобразная, и довольно уникальная энциклопедия китайской лаковой живописи. В этом труде отражены технологии китайского лака (изготовление и техника использования). Следует отметить, что «Украшения из лака» имеют и семантическую составляющую. Автор разделил свой труд на два тома - «Цянь» и «Кун»[8, с. 16].

«Цянь» (переводится, как «Небо») погружает читателя в философско-религиозный аспект творчества лаковой росписи. Книга учит, как следует относиться к искусству росписи с точки зрения эстетики, эстетической мысли. Рассматривается концепция «законченности» и «незаконченности» в отношении произведения искусства, причём данный вопрос освещается при активном привлечении методов китайской космологии в разрезе художественных образов.

«Кун», второй том труда, ориентирован на практическую, прикладную составляющую. Название тома можно перевести, как «Земля», что вполне в стиле китайских философских традиций. Во втором томе мы видим детальное описание способов лакового покрытия, различные его техники. При изучении тома также явно прослеживается связь с семантикой.

«Цянь» и «Кун» в своей совокупности отражают космогонические представления китайской культуры. Интересно, что эти представления охватывают не только орнамент, как таковой, но и сам материал. Если изучать данный вопрос более глубоко, то выясняется, что «Инь» и «Ян» - базовые понятия древнекитайской философии - сопоставляются с природными элементами: металлом (подразумевается золото), деревом, водой, землей, огнем, а также временами года. Дополним, что особое значение в контексте религиозных и философских представлениях древнего Китая придается форме (форма сосудов). Имеет значение и технология резьбы, и выбор орнамента.

Орнаментоведение Китая первой половины XX века

В период становления Китайской республики (1912 - 1949) начинается научное изучение орнамента на профессиональной основе. С этого момента орнаментике Китая, как важной составной части китайской культуры, стали уделять особое внимание. Именно тогда в искусствоведческой системе формируется в качестве отдельной, самостоятельной дисциплины «История искусства китайского орнамента» («Орнаментоведение»). У истоков профессионального китайского орнаментоведения стояли такие выдающиеся учёные, как Пань Сюньцин, Чэнь Чжифо, Лэй Гуй Юань. В значительной мере они опирались на опыт японского искусствоведения, но, тем не менее, успешно вводят в национальную науку и теорию, и историю орнаментоведения. Они основали и развили такие направления, как история, дизайн, эстетика китайского орнамента. Особое внимание на начальном этапе научного подхода к изучению проблемы было уделено классификации орнаментов. Были продолжены заложенные ранее и такие контексты изучения, как культурно-философский подход, а также культурология вопроса [3, с. 112].

Орнаментоведение: от создания Китайской Народной Республики до начала культурной политики реформ и открытости

После провозглашения Китайской Народной Республики (1949 год), искусствоведение получает новый толчок развития. Оно превращается в самостоятельную научную дисциплину, когда высшие учебные заведения художественного профиля начинают на профессиональной основе готовить специалистов этой области. Одна за другой открываются кафедры изящных искусств, создаются кафедры изобразительного искусства. Приоритетное значение имеют при этом прикладные направления: формируются самостоятельные кафедры по изучению декоративно-прикладного искусства, в сферу изучения которых в качестве одного из приоритетных направлений попадает орнаментоведение. Разумеется, главным из приоритетных направлений становится китайское орнаментоведение (орнаменталистика). Здесь следует уточнить, что в описываемый период понятия орнаментоведения и орнаменталистики считались тождественными, как например в ранее упомянутом труде, исследующем музееведение и декоративно-прикладное искусство в едином контексте. Эта тенденция обозначилась, когда Центральная академия изящных искусств Китая в 1957 году создала кафедру искусств. Ряд научных работ, опубликованных 50-е - 60-е годы, основное внимание уделяют именно орнаменту, хотя тематика у них более широкая - они посвящены предметам традиционного китайского декоративно-прикладного искусства [7, с. 73].

В этот период наиболее значительны по охвату проблематики работы Сюй Лянгуна и Чэнь Чжифо. В этих трудах, посвящённых орнаменталистке, акценты сделаны на редких, специфических для Китая орнаментах. Проведена серьёзная классификация орнаментов по регионам, времени, связью между предметом и его назначением, а также религиозным и культурным аспектам. Помимо прочего публикуются работы, исследующие вновь обнаруженные при археологических раскопках памятники декоративно-прикладного искусства. Это и работы того же Сюй Лянгуна, и научный сборник «Орнаменты на артефактах, обнаруженных в Хуэйсяне», где наряду с общим изучением найденных предметов, подробнейшим образом исследуется орнамент на них.

Следует отметить научные труды таких авторов, как Ван Дуань, Линь Ханьцзе, Вэй Сунцин. Эти важнейшие работы посвящены истории орнаментов текстиля и анализу его техники[4, с. 125].

И, наконец, в 1953 году публикуется фундаментальный труд Ян Чжунъина «Справочник китайского орнамента», который общепризнан, как базовый, основополагающий в области исследования истории китайского орнамента. Акцент в этой работе сделан на классификации орнамента по его взаимосвязи с материалом, из которого изготавливались предметы. Так, автором выделено девять особых категорий материалов, имеющих наиболее широкое распространение в Китае: текстиле, нефрите, керамике, фарфоре, бронзе, лаке. Кроме того, это плитка для декорирования храмовых и дворцовых карнизов, орнамент на которой довольно специфичен, и - памятники камнерезного искусства. Девятой категорией классификации автор считает памятники архитектурного декора. То есть, это всё те же, на первый взгляд традиционные материалы, уже подпадавшие под ранее означенную классификацию (дерево, керамика, лак, камень), но, если в них выявили принадлежность к архитектурному декору, то автор выводит их в отдельную категорию [2, с. 94].

1953 год отмечен выходом монографии «Исследование проблематики китайского орнамента», революционного труда видного исследователя в области китайского орнамента Пан Сюньциня. Данная работа нарушала все традиционные китайские каноны того времени, исповедующие «академический стиль изложения», чем вызвала бурную реакцию и широкую дискуссию среди историков и теоретиков искусства. Автор описал проблематику в форме эссе, и впервые обратился к стилю изложения, довольно схожему с современным аналитическим изложением. Пан Сюньцинь анализирует символику Дракона и Феникса, традиционных для орнаментов Китая, изучает иконографию этих символов в зависимости от географии Китая, исследует тенденции их изменений в ходе истории, и вновь, как его авторы-предшественники, рассматривает стилистическую взаимосвязь предмета и материала.

Фундаментальный интерес в этой монографии вызывает дискуссионный метод исследования, ранее в научных трудах не отмеченный. Суть метода сводится ко взаимному обсуждению вопроса после доклада. В частности, в названиях глав своей работы автор допускает следующие обороты речи: «правильно ли это», «есть или нет», как бы призывая коллег-учёных к публичному обсуждению. Можно утверждать, что методы этой монографии как бы завершают период элитарности в исследованиях декоративно-прикладного искусства 1950-х годов, методология которых базировалась на собирании и классификации, но не поднималась до теоретического обобщения и выводов.

Очередной этап китайского орнаментоведения знаменуется культурной политикой «реформ и открытости». Это 1960 - 1970 годы. В этот очередной исторический период вырабатываются иные, прогрессивные методы научного поиска, способствующие дальнейшему изучению китайского орнамента.

Список литературы

  1. Вань, Ц. Влияние буддизма на традиционный китайский орнамент лотоса / Ц. Вань // Человек и культура. – 2021. – № 5. – С. 89-105.
  2. Смирнова, А. С. Теория композиции орнамента в первой четверти XX века. Композиция ленточных орнаментов / А. С. Смирнова, Д. В. Фомичева // Secreta Artis. – 2021. – Т. 4, № 1. – С. 92-96.
  3. Ци, Ш. С. Трансформация китайского орнамента в художественной культуре Европы XVII-XVIII вв / Ш. С. Ци // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 3(33). – С. 108-114.
  4. Чжао Чэнь. Особенности развития китайского орнамента периода каменного века / Чжао Чэнь // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 56. – С. 122-128.
  5. Чжао Чэнь. Подходы и методы исследования орнамента в китайском и российском искусствознании: общее и особенное / Чжао Чэнь // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 58. – С. 173-179.
  6. Чжао, Ч. Традиционный народный орнамент: специфика изучения китайской школой орнаментоведения / Ч. Чжао // Манускрипт. – 2021. – Т. 14, № 7. – С. 1512-1516.
  7. Чжао, Ч. Художественный язык и символическое значение китайских орнаментов с изображением животных / Ч. Чжао // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. – 2021. – № 4. – С. 68-75.
  8. Яо, Ж. Культурные особенности традиционных китайских орнаментов / Ж. Яо // Столыпинский вестник. – 2023. – Т. 5, № 9. – С. 12-18.

Интересная статья? Поделись ей с другими: