УДК 745:675.1

Художественные изделия из кожи животных этнических меньшинств Северо-Восточного Китая1

Чжан Сяоли – доцент Школы искусства и дизайна Хэйхэского университета (Китай); аспирант по программе «История искусств» Дальневосточного федерального университета.

Чернова Анна Викторовна – кандидат искусствоведения, доцент Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: Целью данной работы является исследование традиционного искусства из кожи животных этнических меньшинств Северо-Восточного Китая. В работе использовались описательный и интегративный анализы. В статье анализируется технология моделирования и изготовления шкуры животного. Этот вид искусства выдвигает эффективные коммуникационные стратегии традиционного искусства, закладывая основу для будущего изучения традиционного искусства этнических меньшинств Северо-Восточного Китая. Научная новизна исследования состоит в том, что народное искусство Северо-Восточного Китая обладает такими важными характеристиками, как длительная и разнообразная история, является одним из ценных видов искусства в Китае, особенно искусство кожи животных, которое развивалось в течение длительного времени и является очень представительным видом искусства в Северо-Восточном Китае. Было установлено, что ремесла из кожи животных в Северо-Восточном Китае играют важную роль в традиционном культурном наследии.

Ключевые слова: Этнос Северо-Восточного Китая, орочоны, традиционная культура, искусство кожи, художественная кожа, орнамент, декоративно-прикладное искусство, декор, культура национальных меньшинств, искусство провинции Хэйлунцзян.

Актуальность исследования

Северо-восточный Китай обычно включает в себя провинцию Хэйлунцзян, провинции Цзилинь и Ляонин. С древних времен в этом регионе проживало множество этнических меньшинств, включая этническую группу донху, этническую группу хун, тюркскую этническую группу и этническую группу сушен. В настоящее время здесь также проживают такие этнические меньшинства, как этническая группа орочон, этническая группа эвенков, этническая группа дауров, этническая группа хэчжэней, этническая группа маньчжуров, этническая группа монголов, этническая группа корейцев, этническая группа русских и др. Эти этнические меньшинства имеют множество традиционных видов искусства, которые постоянно наследуются и развиваются, включая ремесло из бересты, ремесло из кожи животных, народную живопись, вырезание из бумаги, скульптуру, игру теней, вышивку, парчу, печать и окрашивание, керамику, игрушки, вязание и другие виды искусства. Среди традиционных искусств этнических меньшинств Северо-Восточного Китая искусство работы с берестой и кожей животных играет важную роль и является важной частью нематериального культурного наследия Китая.

Степень научной разработанности проблемы

В последние годы китайские и российские исследователи посвятили себя изучению традиционного бестиарного искусства этнических меньшинств Северо-Восточного Китая. Российские ученые Е. В. Глебова[1、А.В.Левченко[2]、Л. Ф. Левитина[3]. Бестиарий Дальнего Востока имеет много общего с бестиарием Северо-Восточного Китая. Среди них китайские ученые Ханас ("Исследование бестиарной культуры орокенов")[4], У Ячжи ("Бестиарное искусство костюма орокенов")[5], Ли Сяоман ("Исследование бестиарного и костяного декоративного искусства этнических групп орокенов, эвенков и дауров")[6], Го Тайлин ("Кожно-декоративное искусство охотничьих этнических групп орокенов на севере")[7]. У Сяопэн ("Исследование ремесла по выделке шкур животных у орокенцев")[8], Фань Тимин, Юань Цянюй ("Исследование ремесла по выделке шкур животных у орокенцев")[9] изучали ремесло по выделке шкур животных с точки зрения культуры, декора и процесса производства. Ли Юмин, Хэ Пин, Чжай Синьци ("На основе искусства из бересты и рыбьей кожи изучить наследование северо-восточного народного искусства"), [10], Мигающий ("Наследование и инновации культуры одежды из рыбьей кожи в контексте возрождения сельской местности") [11] ,Тянь Гань("Культура шкур животных и культура бересты народа орокен") [12] исследуют новаторство и развитие искусства кожи животных с точки зрения художественного наследия. [2, с. 1]

1.Модельные характеристики традиционного искусства из кожи животных

В лесных, морских и снежных полях Больших Хинганских гор круглый год живут народности орокен, эвенки и даур на северо-востоке Китая. Эти этнические меньшинства живут охотой, преследуя диких животных и кочуя, создавая охотничью культуру очень высокого уровня.[4, с. 62]

В истории народа орокен за ним закрепилась репутация "синъаньского охотника" и "лесной гордости". Из-за влияния природной среды Северо-Восточного Китая, ограничений экономических условий охоты и обычаев жизни, особенности традиционной одежды многих этнических меньшинств в основном проявляются в искусстве работы с кожей животных, особенно в культуре работы с кожей косули. [12, с.108]Например, народ орокен носит халаты и шапки из скальпа, штаны из шкуры косули и кожаные сапоги из шкуры косули. Эта одежда отражает особенности охотничьей культуры орокенов. Например, божественная косуха танцующего бога шамана сделана из шкуры летнего самца косули, расшитой различными узорами, что очень красиво. Этот узор имеет сходство с русским нанайским.Нанайский орнамент замысловат,в основном состоит из спиралевидного и криволинейного узора.[2, с.277]Поскольку в художественном творчестве шкуры животных в большинстве случаев не нужно красить, они могут представлять простой и незамысловатый художественный стиль.

2. Технология изготовления традиционных изделий из кожи животных

После того, как Орокен поселился в горах, люди по-прежнему любят носить кожаную одежду зимой. Кожаная куртка, кожаные брюки, кожаная шляпа, кожаная вула, кожаные перчатки, кожаная тарелка и т.д. В 1970-1980-х годах, с дальнейшим повышением уровня жизни людей, дальнейшим изменением эстетических вкусов и резким сокращением ресурсов животных, правительство проводило политику запрета охоты и ограничения количества дичи для защиты диких животных, что привело к выводу практической ценности технологии изготовления кожи животных, используемой для изготовления одежды и предметов быта, из исторической стадии. Тогда этнические старейшины, владеющие ремеслом выделки шкур животных, сделали экспонаты или коллекции шкур животных для музеев Китая и зарубежных стран, перенесли это древнее ремесло в современную эпоху, разработали экспонаты одежды из шкур животных, небольшие рюкзаки и другие предметы декоративно-прикладного искусства и туристические сувениры.[5,с.294]В основе навыка обработки рыбьей кожи, поднявше-гося сегодня на уровень современного этнического искусства и занявшего достойное место на выстав-ках и фестивалях, неизменным остается древний канон.[1, с.108]

2.1 Оригинальность моделирования

В первые годы многие виды одежды и изделий из кожи животных сшивались нитью из сухожилий косули, нитью из сухожилий оленя или эластичной сухожильной нитью. Процесс производства сухожильной нити для животных длительный, сложный и изысканный. В качестве примера возьмем сухожильную нить косули: На первом этапе, при разложении очищенного мяса косули, люди снимают вырезку, удаляют фасции и кладут ее в проветриваемое место для просушки. На втором этапе необходимо найти кусок толстого бревна в качестве наковальни. Одной рукой держат один конец высушенного сухожилия косули и кладут его на деревянную наковальню. Другая рука держит деревянный стержень, похожий на молоток для одежды, чтобы ударять по сухожилию косули. Во время ударов сухожилие косули постоянно переворачивается. По мере переворачивания молотка отпадают короткие и мелкие волокна мяса, пока не останутся только волокна сухожилия во всю длину. Третий шаг – сесть на канг, взять один конец двух волокон сухожилия большим и указательным пальцами одной руки и положить его на открытую икру. Люди используют ладонь другой руки, чтобы скрутить два сухожильных волокна на икре в одном направлении, чтобы сделать их "сильными", затем сомкнуть их и скрутить в противоположном направлении, чтобы сформировать небольшой отрезок нити, а затем продолжить два сухожильных волокна, как раньше, пока нить не станет достаточно длинной. Такая нить очень прочная. Сшитая ею одежда часто изнашивается и не трескается. [6,с.7]

2.2 Разнообразие одежды

Благодаря многолетнему жизненному опыту люди, изготавливающие одежду и другие предметы из кожи животных, хорошо разбираются в особенностях различных шкур. Они выбирают шкуры животных в соответствии с характеристиками кожи, например, шкуры косули из разных сезонов или разных частей, и могут изготавливать различную одежду: Мех косули осенью и зимой длинный и плотный, с толстой и прочной кожей и сильной холодостойкостью, подходит для зимней одежды; Мех косули летом редкий и короткий, подходит для одежды весной и летом; Подошва сапог из кожи шеи косули мягкая и бесшумная, в которой легко подойти к диким животным; Люди могут снять кожу со всей головы косули, чтобы сделать меховую шапку для маскировки и убийства косули; Кожа ног косули сшита в матрас, который не только решает проблему, что он не подходит для других предметов, но и является прочным и долговечным; Кожаные уголки используются для сшивания кожаных сумок и вырезания узоров, что не только экономит кожаные материалы, но и повышает эстетическое чувство.[7,с.96]

2.3 Широкое применение

Уникальный способ производства и жизни создал уникальный опыт и методы для людей нескольких национальностей с культурой кожи животных по изготовлению приспособлений для одежды в бассейне Хэйлунцзян. Например, при пошиве кожаной одежды для раскроя не нужна линейка, а достаточно отмерить вручную, причем отмерить правильно и точно. Это полностью заслуга мудрости и изобретательности женщин. Режущим инструментом в наше время являются железные ножницы. Говорят, что до появления железных ножниц резали каменными инструментами. Кожаный халат разрезается на 6 частей: верхняя часть спины, спинка, грудь, передняя часть, левый рукав и правый рукав;Меховой жакет разрезается на пять частей: задняя планка, передняя левая планка, передняя правая планка, левый рукав и правый рукав. Еще одной особенностью процесса раскроя является полное и разумное использование кожи. После раскроя больших кусков одежды оставшиеся материалы можно пустить на маленькие кисеты для сигарет, сумки для серпов или большие куски для изготовления матрасов и рюкзаков.[8,с.51]

2.4 Богатство узоров

Узор из шкур животных не только разнообразен по форме, но и богат по содержанию. Он охватывает не только картины повседневной жизни меньшинств Северо-Востока, но также включает легенды и религиозные верования меньшинств Северо-Востока. Сюжет истории и количество персонажей в рисунке настолько велико, что люди могут испытать чувство истории от форм и странных фигур на картине. Представители этнических меньшинств Северо-Восточного Китая часто используют шкуры животных и оленей для изготовления одежды в повседневной жизни и украшают их узорами в виде облаков и спиралей. Некоторые из декоративных узоров представляют собой деформированные узоры цветов, рыб, насекомых, птиц и животных. В целом, тотемные узоры, обычно используемые пожилыми людьми среднего возраста и мужчинами из этнических меньшинств Северо-Восточного Китая, характеризуются простотой, скромностью и благородством, а декоративные узоры, которые сочетаются с женщинами и детьми, имеют великолепный вид. Для этнических меньшинств Северо-Восточного Китая ношение шкур животных или оленей, украшенных тотемными узорами, означает благополучие, долголетие, богатство и благоприятство. [9,с.96]

3. Стратегия наследования традиционного искусства из кожи животных

С изменением производства и образа жизни и прогрессом времени искусство выделки и кожи животных вышло из повседневной жизни и постепенно стало экспонатом в семье. Хотя небольшое количество людей может производить изделия из бересты и кожи животных, продаваемые в форме изготовления технических потребительских товаров, из-за нехватки сырья, ограничения масштаба и низкой эффективности производства, модель изделий из кожи животных слишком коммерциализирована, разнообразие также очень единично, а форма масштаба также ослабевает. Технология, представленная берестой и изделиями из кожи животных, отмирает. Поэтому необходимо хорошо осуществлять общее планирование, защищать и наследовать технологию производства кожи животных в соответствии с ситуацией, в которой в целом находится технология производства меньшинства. [10,с.216]

Будучи важной частью национальной культуры, традиционное искусство этнических меньшинств Северо-Восточного Китая является корнем нации и культуры. Также необходимо полностью понять и раскопать глубокий исторический подтекст, стоящий за превосходной традиционной культурой, и более эффективно использовать и играть ценность и роль традиционной культуры. Объединив две формы традиционного искусства этнических меньшинств и возрождения сельских районов Северо-Восточного Китая, взяв за основу схожую историю и культуру, основываясь на новой перспективе, путем всестороннего исследования охраны и наследования этих двух древних видов народного искусства, необходимо изучить идеи охраны и развития культурного наследия на том же историческом и культурном фоне, и выдвинуть соответствующие контрмеры, чтобы внести вклад в охрану и использование нематериального культурного наследия Китая, чтобы лучше способствовать развитию народного искусства Китая и развитию национальных особенностей. Нематериальное культурное наследие в превосходной китайской культурной традиции является духовным символом 56 этнических групп Китая. [11, с.64]

После вступления в 21 век все аспекты искусства этнических меньшинств в Северо-Восточном Китае демонстрируют тенденцию возрождения и изменения формы. Усилия и исследования традиционного искусства этнических меньшинств в Северо-Восточном Китае способствовали переходу и пересмотру ценности традиционного искусства этнических меньшинств от элиты к общественности. Мировоззрение различных этнических групп, особенности природных условий, культуры и быта отражены в художественном языке этих произведений и ожидают своего раскрытия . [3,с.298]Наследие традиционного искусства этнических меньшинств Северо-Восточного Китая является важной частью китайской традиционной культуры, отражающей китайскую традиционную культуру и сильную художественную атмосферу, необычной частью мирового искусства и особой ветвью китайского народного искусства. Активизация и применение наследия традиционного искусства этнических меньшинств Северо-Восточного Китая надеется ускорить темпы наследования и развития традиционной китайской культуры посредством демонстрации наследия традиционного искусства этнических меньшинств Северо-Восточного Китая.

Выводы

  1. Традиционная культура этнических меньшинств Северо-Восточного Китая разнообразна. Несмотря на то, что некоторые традиционные этнические культуры покидают люди, культура этих традиционных этнических ремесел по-прежнему играет важную роль в сознании этнических меньшинств Северо-Восточного Китая.
  2. Искусство работы с кожей животных является важной частью традиционных ремесел меньшинств Северо-Восточного Китая. Оно не только содержит классику культуры меньшинств Северо-Восточного Китая, но и показывает производство и условия жизни меньшинств Северо-Восточного Китая из процесса производства изделий из кожи животных, понимание формы, цвета, узора и т.д., что может не только отражать культурную ценность меньшинств Северо-Восточного Китая, но и отражать уникальную эстетическую концепцию меньшинств Северо-Восточного Китая.
  3. Охрана и наследование традиционного народного искусства может значительно способствовать быстрому развитию общей культуры и экономики Северо-Восточного Китая и эффективно стимулировать соответствующие ведомства к проведению дальнейших исследований такого традиционного искусства, что имеет большое значение для наследования многообразной традиционной культуры Китая и национальной народной культуры.
  4. Наследование традиционного искусства этнических меньшинств Северо-Восточного Китая может повысить культурную грамотность, способствовать распространению этнической культуры и искусства, расширить концепцию экологического управления и разрешить кризис прерывания этнического культурного наследования.

Список литературы

  1. Блинк:Наследование и инновации культуры одежды из рыбьей кожи в контексте возрождения сельских районов// Приграничная экономика и культура-2020.№ 5.С.62-64.
  2. Глебова Е.В. Изделия из рыбьей кожи как визуальный маркер этнической культуры коренных наро- дов Нижнего Амура. Известия Лаборатории древних технологий. 2019. Т. 15. № 1. С. 94-112.
  3. Левченко А. В. Традиция vs современность нанайское искусство сегодня. УДК 39: 391.С. 226-227.
  4. Левитина Л. Ф. Эвенки Забайкалья:Фондовая Коллекция В Национальном Музее Республики Бурятия.Искусство Евразии. Т. 15. № 4. С. 287-300.
  5. Ханас: Попытка обсуждения культуры шкур животных орокен // Хэйхэская этническая серия. -1993. №3.С. 62-67.
  6. Го Тайлин: Ремесло украшения шкур и меха у охотничьего народа орокэн на севере страны // Наука и экономика Внутренней Монголии. -2008. № 12.С. 152-153.
  7. Ли Юмин, Хэ Пин, Чжай Синьци: Исследование наследования северо-восточного народного искусства на основе искусства из бересты и рыбьей кожи // Художественное образование-2021.№ 1.С. 214-217.
  8. Ли Сяоман: Исследование декоративного искусства из шкур и костей животных этнических групп орокэн, эвэнки и даур// Магистерская диссертация Сельскохозяйственного университета Внутренней Монголии. -2013.С. 1-64.
  9. Тянь Ган, Культура кожи животных и бересты у народа орокен // Образовательные исследования-2024.№ 5.С. 108.
  10. У Сяопэн: Исследование ремесла по выделке кожи животных орокенцев // Сравнительное исследование культурных инноваций -2019.№ 4.С. 50-51.
  11. У Ячжи: Искусство костюмов из кожи животных орокенцев // Материалы ежегодного собрания Китайского общества этнологии 2004 г. -2004.С. 294-299.
  12. Фань Тиемин, Юань Цянюй: Исследование ремесла выделки кожи животных у племени орокен // Текстильный отчет-2020.№ 3.С. 95-96.

1 Финансируемые проекты: ключевой проект научного планирования образования провинции Хэйлунцзян "Практическое исследование интеграции нематериального культурного наследия Хэйлунцзяна и преподавания изобразительного искусства в колледжах и университетах" (GJB1422649); проект руководства школьного уровня колледжа Хэйхэ "Исследование наследования и инноваций традиционных ремесел рыболовецких и охотничьих этнических групп в бассейне Хэйлунцзяна" (YDP202201).

Интересная статья? Поделись ей с другими: