УДК 2

Христианская демонология и экзорцизм: компаративный анализ в православной и католической традициях

Носова Галина Станиславовна – студентка  магистратуры  кафедры Философии и теологии Социально-теологического факультета им. митрополита Московского и Коломенского Макария Белгородского государственного национального исследовательского университета

Аннотация. В статье рассматривается феномен демонологии и экзорцизма в католической и православной традиции. Подчеркивается, что экзорцизм был важным обрядом христианской веры с момента ее зарождения. В течение первых нескольких столетий экзорцизм могли совершать все верующие, и это сыграло важную роль в привлечении посторонних к растущей вере. Хотя в популярной культуре экзорцизм обычно ассоциируется с Римско-католической церковью, однако на самом деле эта практика насчитывает тысячи лет. В неделимой Церкви экзорцизм был обычным делом и поручался отдельной категории духовенства. Обряд изгнания нечистой силы также практикуется в Православной церкви. Более того, с древних времен и по сей день это совершалось над каждым членом Церкви. По мере распространения христианства по всей Римской империи экзорцизм превратился из формы харизматического исцеления мирян в чудо, совершаемое фигурами исключительного духовного авторитета. Таким образом, можно утверждать, что с самых ранних дней христианства демоны и их экзорцизм играли определенную важную роль в христианстве. В данной статье проводится сравнительный анализ концептуализации демонизма и экзорцизма на протяжении веков в католическом и православном христианстве, который позволит обогатить кросс-культурное изучение этой проблематики.

Ключевые слова: религия, католицизм, православие, демонология, экзорцизм, христианство.

История представлений об одержимости и экзорцистских практиках относится к числу актуальных проблем современной медиевистики. Экзорцизм в переводе с греческого exorkizein – изгонять злого духа с помощью заклинаний обращенных к злым духам с целью заставить их покинуть объект, место или человека; церемония, используемая как в еврейской, так и в христианской традициях для изгнания демонов из людей, попавших под их власть [9, с. 367-374].

В христианской традиции Иисус изгонял бесов одним словом и заявлял, что этот поступок был знаком пришествия Царства Божьего. Последователи Христа изгоняли демонов «его именем». В первые два столетия христианской эры сила экзорцизма считалась особым даром, которым мог быть наделен любой человек, будь то мирянин или священнослужитель. Однако примерно в 250 году нашей эры появился особый класс низшего духовенства, называемый экзорцистами, на которых была возложена эта особая функция. Экзорци́ст (от греч. ἐξορκίζω (эксоркидзо) – заклинать):

  • церковный чин в ранней церкви;
  • член Церкви, занимающийся изгнанием демонов из одержимых ими людей (при посредстве молитв, при содействии Божественной благодати) [4, с. 108].

Одержимость людей дьяволом и демоническими силами и исцеление во имя Христа засвидетельствованы в Новом Завете. Церковь продолжает в своих литургических обрядах то, что Христос совершил в Своем служении. Церковь признает влияние зла и отрекается от него во имя Христа в молитвах и посте. Молитвы об изгнании нечистой силы в ранней Церкви произносились специальным служением через экзорциста. Об этом свидетельствуют сохранившиеся ранние молитвы [7, с. 55].

В ранней Церкви экзорцизм совершался человеком, специально обученным и назначенным молиться, чтобы изгнать зло из тех, кто собирался креститься. Этот особый церковный чин экзорциста появился в III в. Он был ниже диакона, но выше чтеца и привратника. О чине экзорцистов впервые упоминается в письме папы Корнелия (до 253), которое цитирует Евсевий [5 6.43.14] Десятое правило Антиохийского собора (341 г.) позволяло сельским епископам рукополагать экзорцистов. В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов, а также одержимых. Начиная с IV века место экзорциста, а также другие функции и служения перешли к священник [5, с. 331].

Примерно в то же время экзорцизм стал одной из церемоний, подготовительных к крещению, и остался частью римско-католической службы крещения. Экзорцизм лиц, одержимых демонами, тщательно регулируется каноническим правом Римско-католической церкви, и этот сложный обряд содержится в римском ритуале.

Обращение к экзорцизму в католической церкви то усиливалось, то ослабевало на протяжении веков. В середине 20-го века многие священнослужители стали считать, что экзорцизму нет места в современной католической теологии. Шестидесятые годы двадцатого века и начало 1970-х годов представляли собой историческую низшую точку в практике этого ритуала в католицизме [7, с. 263].

 В последующий период из-за негативной реакции консервативного харизматического католицизма экзорцизм выдвинулся на первый план. Работа католических экзорцистов, таких как Аморт, сыграла значительную роль в узаконивании современной практики этого ритуала. Эта растущая популярность практики побудила Ватикан опубликовать в 1998 году новый набор руководств по экзорцистике и увеличить число священников, обученных борьбе с одержимостью демонами. Современных борцов с бесами готовят в Ватикане в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum.

Как и в других христианских церквях, православные экзорцисты изгоняют бесов, взывая к Богу через имя Иисуса Христа. Чтобы понять ортодоксальный взгляд и практику экзорцизма, нужно знать ортодоксальные предпосылки зла и его учение о сатане. Святоотеческие свидетельства указывают на то, что причиной зла в мире является дьявол. Дьявол был создан Богом как ангел, который был свободен, и как свободный агент решил противостоять плану Божьему. То есть дьявол – это падший ангел. Сатана зол не по природе, а по воле и действию [11, с. 169].

 В сатане нет никакой истины вообще; он - абсолютная ложь и обман. Сатана - это не просто отрицание или лишение добра, но позитивная сила со свободной волей, которая всегда выбирает зло. Дьявол обладает способностью распознавать божественную силу, как в случае с признанием Христа Сыном Божьим. [Мф. 4:1-11; Луки 4:1-3] Сатана имеет под своим руководством легионы и невидимые силы. Поскольку между Богом и дьяволом нет компромисса, борьба будет продолжаться до конца.

Православное учение о Боге гласит, что Он вечен, нетварен и бестелесен. Все остальные создания, как видимые, так и невидимые, были созданы Богом свободными. Сила дьявола в конечном счете будет уничтожена воскресением мертвых и обновлением творения. Спасение от всего зла будет достигнуто послушанием Богу и Его плану. Этот мир – поле битвы между принятием добра и зла. Следует отметить, что мир как творение Бога не является злом. Что есть зло, так это сатанинская сила, уничтоженная силой креста и воскресением Христа.

В Новом Завете Христос посылал Своих апостолов исцелять и «изгонять бесов». Сам Христос часто изгоняет бесов из одержимых. Однако Новый Завет отвергал популярное использование магических заклинаний и обрядов для изгнания сатанинских сил из людей, потому что они использовали в своих интересах суеверную религиозность. Именем Христа человек способен изгонять бесов и уничтожать злые силы. Отцы Церкви приняли это учение и развили его. Иустин Мученик говорит, что во имя Христа, Сына Божьего, который был распят и воскрес, каждый изгнанный демон побежден и подчиняется [6, с. 132-362]. Сатанинские силы уничтожаются силой креста и именем Христа. Предметы, одержимые демонами, когда их изгоняют во имя живого Бога, освобождаются от одержимости злом. Святоотеческие свидетельства изобилуют верой в одержимость и изгнание дьявола силой слова Божьего.

С ортодоксальной теологической точки зрения экзорцистами можно считать следующих: Христос – экзорцист по преимуществу, ибо именно Он одержал победу над силой дьявола; Священники при совершении святых таинств и в проповеди слова Божьего следуют примеру Христа; Все православные христиане являются экзорцистами, поскольку они борются с личным грехом и социальным злом [2].

Православные христиане обращаются к четырем молитвам об изгнании нечистой силы святого Иоанна Златоуста и трём молитвам святого Василия, чтобы попросить во имя Бога освободить одержимых из плена дьявола. Также считается, что одержимые могут быть исцелены верой, сопровождаемой постом и очищением. Важно отметить, что в Православии использование экзорцизма должно осуществляться осмотрительно и с большой осторожностью [1, с.  693-700].

Таким образом, можно констатировать, что в Православной церкви отношение к изгнанию бесов иное, и соответствующий обряд – «отчитка» – не имеет массового распространения. С точки зрения православного богословия, знания определённого набора молитв недостаточно. Только духовно чистый, просветлённый христианин, ведущий смиренный образ жизни, в состоянии противостоять соблазну, которому его подвергает нечистый, и помочь страждущему.

Противники отчитки полагают, что раз причиной вселения падшего духа в человека является грех, то болезнь – это греховность, её и нужно лечить. Отчитка не является универсальным лекарством от греха. Противники отчитки сомневаются в достаточной подготовке современных экзорцистов, ссылаясь на слова преподобного Исаака Сирина: «Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (т. е. опытность искушающих бесов) служит для них оружием, которым они возмогут поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на всё твоё благоразумие» [11, с. 265]. Кроме того, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, «освободившиеся от бесов ещё хуже становятся впоследствии, если не исправляются» [4, с.212]

В католической и православной церкви существует различное отношение к обряду изгнания бесов и к тому, кто может его проводить. Если в католической церкви обряд экзорцизма это весьма обычное явление, то в Православной церкви отношение к изгнанию бесов иное, и соответствующий обряд – «отчитка» – не имеет массового распространения. Кто же ближе к истинному пониманию того, кто может творить чудеса силой Божией? У каждой стороны есть свои аргументы.

Список литературы

  1. Белорусов С. А. Бесоодержимость // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. IV: «Афанасий — Бессмертие». — С. 693—700. — 752 с.
  2. Бог – Истина. Демоны среди нас: православный сайт https://bogistina.ru/ [Электронный ресурс].
  3. Брянчанинов Игнатий. Слово о смерти. Репр. изд. 1905 г. М.: P. S., 1991. 316 с.
  4. Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М., 2001. с.320
  5. Евсевий Кесарийский. Церковная история. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. — 545 с.
  6. Иустин. Разговор с Трифоном иудеем // Сочинения Св. Иустина, философа и мученика / пер. П. Преображенского. М.: Университетский типограф, 1892. С. 132–362.
  7. Кэрролл Р. Т. Экзорцизм // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с.
  8. Мак-Ким Д. Вестминстерский словарь теологических терминов / М.: Республика, 2004. 503 с.
  9. Махов А. Е. Экзорсизм // Махов А. Е. HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. — М.: Intrada, 2006, с. 367—374.
  10. Отчитка архимандрита Германа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре https://bogistina.ru/exorcism/german.shtml [Электронный ресурс].
  11. Сирин Исаак. Слова подвижнические / под ред. С. И. Соболевского. Репр. изд. 1911 г. М.: Правило веры, 1993. 530 с.
  12. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле / пер. с лат. А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. 256 с.
  13. Требник митрополита Петра Могилы. М.: Бертельсман Медиа Москау, 2014. 1696 с.

{social]