УДК 79

Советские и современные праздники авиации

Короткова Антонина Андреевна – режиссер театрализованных представлений и праздников, педагог дополнительного образования по дисциплине: актерское мастерство в Санкт-Петербурге

Аннотация: Статья содержит исторический аспект возникновения зрелищной формы в период Царской России, СССР и Современной России, развитие и модернизация авиации, как одного из главных ресурсов страны. Подробно раскрывается практический опыт проведения праздников авиации, их специфическая возможность в театрализованных представлениях и праздниках. Основное внимание автора сконцентрировано на описании проведения знаковых событий, структуру, режиссуру и способ реализации праздника.

Ключевые слова: режиссура театрализованных представлений и праздников, праздники авиации, парад военно-воздушных сил, выразительные средства.

Для создания художественного образа режиссёры театрализованных представлений и праздников обращаются к средствам выразительности: свет, звук, мультимедиа. Последнее время к традиционным средствам выразительности добавляются более зрелищные, среди них дополненная реальность, 3-D mapping. Фантазия режиссёров-постановщиков неуёмна, поэтому они использует специфические (нетрадиционные) средства художественной выразительности.

Специфические художественные средства, как пишет А.Д. Силин, это участие в постановках автомобилей, велосипедов, сухопутных и плавучих подъёмных кранов, самолётов и вертолётов [8]. В основном летательные аппараты, как средство художественной выразительности используются в праздниках авиации.

Празднование дня воздушного флота (дня авиации) на территории России получило своё формирование благодаря развитию авиационной промышленности Российской империи, СССР, современной России, в период XX-XXI веков.   

Именно расширение авиационной индустрии, стали основой возможностью демонстрации достижений российских изобретателей, учёных, исследователей в области авиации.

Основой праздничных мероприятий, создаваемых по случаю дня воздушного флота, являлась манифестация авиационных аппаратов, свидетельствующих о заслугах конкретного прогресса авиационной промышленности за определенный временной отрезок.

Праздники, посвященные авиации, получили своё развитие на российской территории в течение всего XX века. 

Во многом авиационное дело в начале XX века было основано на интерпретации практического опыта русских специалистов, которые получили образование во Франции, и стремились создавать на территории России первые элитные авиационные клубы, устраивать показательные выступления, а также соревнования. Именно этот период времени стал фундаментальной основой для последующего развития авиационного дела в России.

Первый авиационный праздник был организован обществом воздухоплавания, и прошёл в сентябре 1910 года на территории Санкт-Петербурга. В ходе проведения Всероссийского праздника воздухоплавания, организаторами демонстрировались актуальная для того временного периода авиационная техника, самолёты, которые производили полёты на Комендантском аэродроме на поле в районе Коломяги.

Необходимо отметить, что во время мероприятия на территории Комендантского аэродрома в Санкт-Петербурге проводились учебные полёты французских самолётов под названием «Блерио», «Вуазен», «Фарман», американского самолёта под названием «Райт», а также российского самолёта под именем «Россия». Именно демонстрация возможностей данных летательных аппаратов стала основой программы мероприятия [1]. 

В последующие годы на территории России продолжалось постепенное развитие авиационной техники. Мероприятия, посвящённые демонстрации достижений авиационной индустрии Российской империи, проходили с 1910 по 1918 годы.

В 1913 году на территории Петербурга было проведено ещё одно мероприятие, посвящённое авиационной индустрии Российской Империи. На этот раз демонстрировались технические модели уже известного изобретателя И. И. Сикорского. Оно проходило на территории Корпусного аэродрома, который располагался на территории Санкт-Петербурга, около современной станции метро Электросила.

Демонстрация авиационной техники включала показ возможностей авиационных аппаратов под названием «Русский витязь», «Илья Муромец», «Гранд» [2].

Можно предположить, что в царской России были проведены многие яркие мероприятия, посвященные авиации. Несмотря на многочисленные потери аппаратов, аварии, гибель пилотов, конструкторов, авиация держала курс на стремительное развитие. Установленные рекорды вошли в историю. Изучение иконографии позволяет сделать вывод о монументальности презентационного периода воздухоплавания в России. 

Последующее развитие авиационной промышленности на территории России происходило в контексте формирования нового государства, Советского Союза, в период 1918-1930-х годов. 15 января 1918 года Ленин подписывает декрет о создании рабоче-крестьянской  Красной армии(РККА).

Впервые после революции военный и авиационный парад в Российской Советской Республики был проведен в день празднования 1 мая в 1918 году в Москве. На территории Ходынского поля в параде участвовали войска Московского гарнизона, пехотных частей, кавалерии и артиллерии, бронемашинами, а также авиационные отряды. В сопровождении Н.К. Крупской и М.И. Ульяновой на парад прибыл глава Совета народных комиссаров В.И. Ленин [11]. 

Парад сопровождался демонстрацией летательных аппаратов. Кульминацией мероприятия стало совершение полёта над Ходынским полем и выполнение художественно ‒ композиционных воздушных фигур лётчиком по фамилии И.Н. Виноградов, который осуществлял высокопилотажные фигуры на самолёте под названием «Ньюпор-21» [5].

В начале 1930-х годов в Советском Союзе авиационная промышленность достигла нового уровня авиационного строительства, на основе развития гражданского и военного воздушного флота. Наконец, Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава ВВС РККА установлен праздник – День Воздушного Флота Союза ССР. Возникновение профессионального праздника воздушного флота СССР было обосновано выдающимися достижениями советской промышленности в области авиастроительства [6].

Выбранная дата – 18 августа, ставшая условием формирования официального дня демонстрации достижений советской авиационной промышленности, объединила представителей различных профессий, которые были связаны с авиационным делом ‒ учёных, авиаконструкторов, работников авиапромышленности, специалистов летного и технического состава, а также других специалистов, работающих в авиационной отрасли.

С 1933 года мероприятия, проводимые ко дню авиации, получили распространение на территории республик и крупных городов Советского Союза. Празднование проходило широко, по всей стране: в Тифлисе, Минске, Харькове, Ростове, Иваново, Хабаровске, Алма-Ате и других городах. Программа мероприятий включала торжественные заседания, митинги, катание на самолетах и прыжки с парашютом. В Коктебеле открылся IX всесоюзный слет планеристов.

В Ленинграде около 150 тысяч человек собрались на аэродроме. В воздушном параде участвовали отряды Осоавиахима, планеристы, юные авиамоделисты и части Военно-воздушных сил Ленинградского военного округа. В Петергофе впервые демонстрировались прыжки с парашютом над морем [9].

Но самые масштабные торжества прошли, конечно же, в Москве. Еще накануне во всех московских газетах были опубликованы изменения в расписании работы общественного транспорта и маршруты следования к местам празднования. Основными центрами праздника были – Центральный парк культуры и отдыха им. Горького и Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе [11].

Анализируя опыт проведения мероприятия по случаю дня авиации, стоит отметить, что на территории центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького в городе Москва, в августе 1933 года, была сформирована выставка достижений советского воздушного флота.

Мероприятия, проходившие на территории парка, были завершены выступлением председателя центрального совета Осоавиахима Р.П. Эйдемана. Собравшихся приветствовали начальник Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е. Жуковского С.Г. Хорьков и начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис [6].

Важно сказать, что в период Великой Отечественной войны день воздушного флота СССР праздновался по следующему графику: в 1941 году – 17 августа, в 1942 году – 18 августа, в 1943 году – 15 августа, в 1944 году – 20 августа, в 1945 году – 19 августа.  Необходимо отметить, что в период Великой Отечественной войны воздушные парады не проводились [14].

Последний воздушный парад на территории аэродрома Тушино состоялся в июле 1961 года. С 1962 года воздушные показы и парады, приуроченные ко дню воздушного флота СССР, проводились на территории аэродрома Домодедово. Воздушные высокопилотажные композиции сопровождались демонстрацией новых образцов военной и гражданской техники. Празднование Дня воздушного флота СССР на территории аэродрома Домодедово проводилось с 1955 по 1991 годы. В эти же годы празднование Дня Воздушного Флота СССР открывалось церемониальными заседаниями проводимыми руководителями ВВС Министерства обороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДОСААФ (преемник ОСОАВИАХИМА) [14].

Развитие Советской авиации по праву считается стремительной и яркой в истории страны. В рассматриваемый период небо являлось площадкой для экспериментов, демонстрации летного мастерства. Режиссеры праздника использовали летательные аппараты как средство выразительности: построение фигур, применение дымового завеса, прыжки парашютистов, портреты главнокомандующих, руководителей страны в небе. Творческие поиски в этом направлении доказывают, что авиация стала одним из специфических средств выразительности в массовом празднике. 

После разделения Советского Союза постановлением Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. № 3564-1 был установлен праздник Дня Воздушного Флота России, а его празднование установлено в третье воскресенье августа.

С 1997 года день военно-воздушных сил России празднуется 12 августа. Необходимо отметить, что после 1991 года сформировалась много отраслевых праздников авиации, которые праздновались соответственно с разными историческими датами. День авиации ВМФ праздновался 4 июля, день армейской авиации ‒ 28 октября, день дальней авиации  ‒ 23 декабря, день военно-транспортной авиации ‒ 1 июня, день гражданской авиации ‒ 9 февраля  и 7 декабря [14].

Одним из значительных событий в настоящее время является проведение с 1993 года международного авиационного космического салона МАКС, который проходит на территории летно-исследовательского Института имени М.М. Громова, государственного научного центра, проводящего воздушные испытания экспериментальной и опытной авиационной техники в городе Жуковский. 

На сегодняшний день современных праздников авиации, связанных с празднованием той или иной авиационной структуры, позволяет свидетельствовать о том, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует праздники авиации, в которых упоминаются имена создателей авиационной техники, учёных, конструкторов, испытателей, специалистов авиационной промышленности. Сегодня содержание праздника авиации также состоит из демонстрации достижений авиационной промышленности России.

Список литературы

  1. Воздушный парад // Тараховская Елизавета Яковлевна; Художник: Кирпичёв Павел Яковлевич, М.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. – 10 c.
  2. Груздева Е.Н., Колосова Е.М. // История авиации и педагогический университет имени А.И. Герцена. Universum: Вестник Герценовского университета. ‒ СПб., 2008. С. 71-76.
  3. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России // Период до 1914 г. – М.: Машиностроение, 1981. ‒ 25 с.
  4. Комаров Н.Я. Военная авиация и средства ПВО России в годы первой мировой войны // Вопросы истории. 1974. № 8. С. 202-208.
  5. Михеев В.Р., Катышев Г. И. Сикорский. ‒ СПб.: Политехника, 2003. ‒ 624 с.
  6. Нагаев Ю.А. МАКС в России. От «Мосаэрошоу-92» до ТВК «России». ‒ М.: ООО «АртПартия», 2009. ‒ 276 с.
  7. Руга В.Э., Кокорев А.О. Москва повседневная. Очерки городской жизни начала XX века. –: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 256 с.
  8. Силин А.Д. Площади – наши палитры: (Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках), 1982. – 184 с.
  9. Соболев Д.А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции. ‒ М.: Машиностроение, 1988. ‒ 208 с.
  10. Демин А. Праздник в небе [Электронный ресурс]. – URL: http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_1998_09/(Дата обращения 30.11.2022).
  11. Ковалев С.Ю. День воздушного флота СССР [Электронный ресурс]. – URL: https://proza.ru/2018/07/07/484 (Дата обращения 29.01.2022).
  12. Копылов Е.В. День воздушного флота. История возникновения праздника. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mapsssr.ru/dvflot.html (Дата обращения 30.11.2022).
  13. Костарева Л. Первое празднование Дня Воздушного Флота в СССР [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://rgvarchive.ru/18081933 (Дата обращения 30.11.2022).
  14. Чернышева В. Как проходили советские и российские авиапарады [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2014/05/10/aviaparad-site.html(Дата обращения 30.11.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: