УДК 7.072

Графика: от наскальной до технической. Эволюционный путь развития мыслеформы

Яо Ицзюнь – студент Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы закономерности развития прикладной графики с древнейших доисторических времен до наших дней. Рассматривается значение рисунков, эскизов и чертежей в жизни людей, роль, которую они сыграли в формировании человечества. Анализируется развиие графики с допотопных времен до настоящего времени.

Ключевые слова: петроглифическая графика, графическое восприятие, петроглифы, графические работы, графика.

Первобытное искусство возникло в период первобытнообщинного строя и датировано примерно 60 тыс. лет назад. Исторически принято считать, что это искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды, и сопутствует человечеству на протяжении всех этапов жизни и становления общества. Эта наскальная графика отразила представления людей об окружающем их мире, послужила передачей навыков и знаний, то есть играла немаловажную роль в их общественной и трудовой деятельности.

В нашем веке высоких технологий и цифровой революции графика стала неотъемлемой частью повседневной жизни. От веб-дизайна до инженерных чертежей, от компьютерных игр до социальных медиа - графика везде. Однако чтобы понять, как мы достигли современной стадии развития графики, необходимо заглянуть в прошлое и отследить её исторический и эволюционный путь. Наскальные рисунки, созданные первобытными людьми, являются доказательством того, что потребность в графическом изображении и визуализации мысли существовала на протяжении всей истории человечества. В этом исследовании мы погрузимся в удивительный мир графики, её эволюции и трансформации - от простых наскальных изображений до сложных технических решений, чтобы понять, как менялась и развивалась графика в ответ на социокультурные, технологические и художественные потребности различных эпох.

Первые упоминания наскального искусства относятся к середине 19 века, и их истоки можно проследить в Северной Европе, Северной Африке и Сахаре. Эти доисторические произведения были открыты исследователями и военачальниками и вызвали широкий резонанс среди их современников. В частности, в 1850 году Г.Бартом обнаружил в Феццане скалы, украшенные многочисленными изображениями крупных животных, которые уже давно вымерли в этом регионе. Эти рисунки поражали своими гигантскими размерами, достигающими пяти метров, и невероятной детализацией. Также были обнаружены более мелкие, стилизованные изображения. Определить точный возраст этих искусственных объектов сложно, но они явно насчитывают тысячи лет. Петроглифы признаются шедеврами древнего искусства и выполнены с великолепным мастерством, отражая уникальный стиль тех времен.

Наскальное искусство сопровождало человека на протяжении всей его истории. Древние люди изображали события своей жизни, бытовые моменты, животных и ритуалы. Эти рисунки часто связывают с магией, так как они находились в укромных местах пещер, придавая им ореол таинственности. Многие полагают, что искусство возникло из игры, что подтверждается переходом от реалистичных изображений к более абстрактным и стилизованным.

Что же хотел донести до нас первобытный художник, создавая эти рисунки? Возможных причин может быть множество: от желания передать жизненный опыт и знания до желания выразить свои эмоции и ценности. Таким образом, наскальное искусство играет ключевую роль в понимании культуры и духовности древних цивилизаций.

Тысячелетия прошли, привнеся изменения в научные и технические достижения, а вместе с ними и в наше восприятие рисунка, дизайна и графики.

В историческом развитии графики были личности, которые были далеко впереди своего времени, и среди них выделяется Леонардо да Винчи. Этот изумительный итальянский художник и ученый оставил неизгладимый след в искусстве и науке. Его записи и эскизы, охватывающие порядка 6000 страниц, написанные уникальным зеркальным почерком, являются искусством в самом прямом смысле этого слова. Сконструированные им модели продолжают функционировать, демонстрируя гениальность его изобретений. Леонардо создал множество чертежей и макетов, которые были своего рода прототипами современных механизмов и устройств, от цепных и ременных передач до летательных аппаратов и прожекторов. Его графическое наследие охватывает широкий спектр дисциплин и профессий. Но как графические методы развивались с тех пор? За последние пять столетий многие из его идей были реализованы, а ученые продолжают внимательно изучать его записи.

Россия, со своим уникальным культурным наследием, также внесла свой вклад в развитие графического искусства. Уже в 16 веке русские архитекторы владели искусством создания сложных чертежей, как это можно увидеть в проектах Федора Коня или изображении Пскова 1518 года. Даже в миниатюрах 14-15 веков можно обнаружить технические эскизы и первые примеры аксонометрического изображения. Эра Петра I стала переломным моментом для обучения графическому искусству в России благодаря изданию первых учебников по черчению и самим чертежам царя. Методы рисования тех времен со временем эволюционировали, становясь сложнее из-за промышленного и архитектурного развития. К 1798 году Гаспар Монж сумел систематизировать знания по графическому изображению и заложил основы для науки "Начертательная геометрия".

Наука и графика идут рука об руку: за каждым научным прорывом стоят чертежи и концепции, представляющие собой фундамент для любого изобретения. Научный прогресс неустанно продвигается вперед, осуществляя задумки, которые ранее казались чем-то из области фантастики. Современные научные достижения уже не поражают нас так, как раньше, и даже самые передовые роботы стали обыденностью. Но любое технологическое новшество базируется на чертежах, схемах и эскизах, служащих основой каждого изобретения.

Таким образом, графика развивалась на протяжении столетий, не утратив свою первостепенную роль в жизни людей. Несмотря на то, что сложность и доступность графических работ изменились, их значение только возросло. Сегодня чертежи больше не воспринимаются как что-то волшебное – это привычный инструмент, который упрощает нашу жизнь и демонстрирует принципы работы различных устройств.

С детства графика присутствует в нашей жизни. Дети естественным образом выражают свой внутренний мир, рисуя то, что видят вокруг. Графика способствует развитию интеллекта, обогащает воображение и помогает формированию пространственного мышления. Все виды изобразительного искусства основаны на рисунке, который, в свою очередь, является стержнем графического языка. Глубокое понимание окружающего мира требует знания принципов перспективы, проецирования и формирования визуальных образов.

Как в прошлом, так и сегодня, любые изменения в нашем восприятии и деятельности отражаются на графических работах, делая их своеобразным зеркалом развития человечества.

Список литературы

  1. Alekseev V.P., Pershits A.I. History of primitive society. M: The higher school, 1990. 351p.
  2. Architecture, graphic and arts and crafts since the most ancient times to Renaissance. Encyclopedia "Avanta +" (t.7). M, 2000. 688 p.
  3. Bernal J. Science in the history of society. M.: Foreign literature, 1956. 280 p.
  4. Guseva M. A., Smirnova L.P. Great converters of natural sciences: Leonardo da Vinci: 27 XVIII international readings.20-21 November, 2002, Minsk. I. F. Gabrus. Мн.: BGUIR, 2002. 330 p.
  5. Malakhov V. A. Art and human mirootnosheniye. Kiev: Naukova dumka, 1988.211 p.
  6. Svarovskaya V.P. Some methodological problems of interaction of science and art. Methodological problems of development of science. Novosibirsk, 1984. Pp. 129-146.
  7. Taylor E.B. Primitive culture. M, 1993. 37 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: