УДК 070

Анализ отечественных телевизионных медиапроектов: проблемы разработки. Скетчком – как отдельный жанр телевизионного контента

Алтынбек Гульназ Тлеубековна – докторант DBA «Деловое администрирование» Казахстанско-Британского технического университета (г. Алматы, Республика Казахстан)

Аннотация: Автором данной статьи предлагается рассмотреть новые жанры телевизионного контента в сравнении культурологического и развлекательного формата. Рассмотреть в более обширном формате ныне существующий подход к развлекательным медиапроектам, рассмотреть возможность жанровой коллаборации, а также улучшить качество выдаваемого в эфир медиапродукта.

Ключевые слова: медиапроект, скетчком, медиарынок, тренд, ток-шоу, куьтурологические формат, телевидение.

Разработка медиапроекта для эфира на казахстанском телевидении сталкивается с несколькими ключевыми вопросами. С одной стороны, современный телеэфир является мультижанровым – в программной сетке вещания можно отыскать проект, отвечающий практически любым вкусам и интересам. Но тот же факт, наряду с развитием телевещания и увеличением количества телеканалов, создаёт условия высокой конкуренции на медиарынке. К тому же, ежегодно телеканалы закупают иностранный медиаконтент, во многом по качеству превосходящий отечественный, что само по себе задаёт высокую планку для создателей новых телепрограмм в РК.

Стремясь не отставать от трендов мирового медиарынка, казахстанское телевидении за чуть более чем десять лет ввело в свою сетку новые экспериментальные медиапроекты отечественного производства. В их число вошли такие развлекательные жанры, как ток-шоу и скетчком. Сегодня оба жанра чрезвычайно распространены в эфире отечественного телевидения развлекательного формата. Анализ проблем разработки отечественных медиапроектов на ТВ опирается на три жанра: ток-шоу, скетчком и медиапроект культурологического формата. В данной статье мы рассмотрим один из жанров – скетчком.

Еще один телевизионный жанр, появившийся в эфире казахстанских телеканалов в «нулевых» и быстро набравший популярность – жанр «скетчкома». Скетчком – это серия коротких комедийных сцен, выходящая чаще как сериал на ТВ, и реже как отдельный фильм. Английское слово Sketchcom – укороченная версия фразы «Sketch comedy», которую можно перевести как «Комедийные зарисовки». Каждый эпизод скетчкома длится всего несколько минут и напоминает сценку из КВН или капустника [1].    

Первый скетчком «Наша KZаша» появился в эфире телеканала КТК в 2008 году (15 лет назад). Проект стал адаптированным дубликатом аналогичных британского скетч-шоу Little Britain и российского скетч-шоу Наша Russia. Создателями сериала выступили популярные КВН-щики Нуртас Адамбаев, Даут Шайхисламов и Сабит Рахимбаев. Преимущественно и над идеями и сценариями телевизионных скетчей работают популярные юмористы и игроки КВН.  

Популярность скетчкомов на казахстанском телевидении во многом объясняется тем фактом, что многосерийные скетчи красноречиво демонстрируют реалии современной жизни: узнаваемые ситуации, курьезы, яркие бытовые персонажи и не только. По сути, этот жанр стал новым этапом эволюции народных шуток и анекдотов, в цифровую эпоху шагнувших на экраны телевизора и в сеть интернет.

Телевизионный медиапроект DOSTYQ 99 впервые вышел в эфир телеканала НТК в 2021 году и продолжил 2 сезон уже с большим количеством серий в 2022 году. DOSTYQ 99 – это история четырех друзей из разных регионов Казахстана. После университета, они остались в большом городе и вместе снимают квартиру. Едил из Шымкента – участковый поневоле. После учебы, благодаря связям попал в полицию, а его назначили в самый скандальный район города, где постоянно происходят разные комические ситуации. Рауан из Семей – постоянно в поисках работы. Он, как и многие, хочет славы и денег, поэтому ведет активную жизнь в социальных сетях. Рамис из Петропавловска. Работает доставщиком. Каждый заказ, это отдельная история, и каждый раз он попадает в какое-то забавное приключение. Даулет из Актау – ловелас, спортсмен, работает в спорткомплексе, где берется за любую работу – фитнес-тренер, тренер по боксу или йоги [2].

Над проектом работали четыре сценариста – экс-участника команды КВН. Они же и сыграли главные роли в телеверсии. Хронометраж каждой серии составил 25 минут. При этом, в соответствии с требованием жанра, каждая серия содержала от 10 до 15 скетчей по 2-3 минуты.   

DOSTYQ 99 стал одним из тех случаев, когда с инициативой его создания к независимой продакшн-студии обратился сам канал НТК. Скетчкомы стали набирать большие рейтинги на других развлекательных каналах, и руководство НТК решило следовать тенденцию и создать свой оригинальный продукт.

Преимущественно жанр скетчкома легко обнаружить в эфире именно развлекательных каналов. Уникальность жанра в том, что его удобно интегрировать в программную сетку, используя отдельные фрагменты серии в качестве юмористической перебивки между большими по хронометражу проектами. К тому же, хронометраж скетчкома (2-3 минуты) легко принимает инстаграм и прочие социальные сети, что становится удобным и действенным инструментом по продвижению телеканала. Еще одна особенность жанра – отдельная серия сериала, как и весь сериал в целом, не подчинена единой смысловой линии. Это позволяет смотреть серию с любого момента и легко разбивать её на фрагменты. Затраты на производство скетчком-сериала также значительно ниже, чем производство художественного многосерийного фильма. Так, при хронометраже в 25 минут стоимость одной серии художественного сериала обходится порядка 5 и более миллионов тенге. В то время как производство скетчком-сериала как правило не превышает 500 000 тг. А использовать такой сериал можно как в целях продвижения самого канала, так для расширения зрительской аудитории и получения «цифр» – рейтинга, что и произошло с DOSTYQ 99.    

Но несмотря на видимую лёгкость этого телевизионного жанра, процесс его разработки также не обходится без проблем.

Первой из проблем является основное требование жанра – скетч должен быть не только смешным, но и актуальным, злободневным. Если в информационном пространстве возникает некое знаковое событие, получающее положительный или негативный общественный резонанс, это событие должно быть отражено в скетче. А так как современный мир перенасыщен новостными событиями, но уловить главные среди них и наиболее значимые – не самая простая задача. Ведь стоит ошибиться и скетч не будет понят и принят зрителем. Он не станет, как это модно сейчас говорить «вирусным» в обществе. Скетчкомы выполняют роль «кривого зеркала», отражая и высмеивая актуальную реальность здесь и сейчас. Сценаристы скетчей апеллируют к наиболее животрепещущим бытовым темам, используют жаргоны и обороты, новомодные словечки знакомые и понятные той целевой аудитории, к которой они обращаются. Так американские или британские скетчи могут не быть поняты казахстанским зрителем, так как манипулируют реалиями британской или американской ментальности, их быта и особенностями речи. Угнаться за событиями может быть и можно, но вот выявить наиболее близкие и ожидаемые зрителем достаточно сложно.

Второй проблемой является человеческий фактор. Как известно, скетч на бумаге и скетч на экране могут быть совершенно разными. Даже самый неудачный сценарий талантливый и профессиональный актёр может сделать мегапопулярным за счет игры, мимики и собственной импровизации. Равно как и наоборот, самый блестящий сценарий может пройти незамеченным окажись он не в том исполнении. Сегодня в Казахстане наблюдается острый дефицит профессиональных кадров в области драматического искусства, а, как известно, комедия является поджанром драмы. Сценарии к скетчам создают действующие актеры юмористического жанра, а исполняют в большинстве своём экс-КВН-щики. А так как жанр скеткома сейчас всё более набирает обороты популярности в Казахстане, человеческих ресурсов недостаёт. Так произошло и с DOSTYQ 99, в котором его создатели выступили как сценаристами, так и исполнителями ролей.

Третья проблема (характерная для многих жанров телепроектов) – острый дефицит времени. Во многих случаях на воплощение утвержденного телепроекта канал выделяет ограниченное время, при этом требуя максимальной отдачи. В случае с DOSTYQ 99 на написание 34 серий 2 сезона каналом был дан ровно месяц. Создатели сериала – 4 человека – разделили обязанности по написанию серий между собой. И только за счет количества сценаристов и их командной работы, проект был сдан в срок.      

Собственно вопрос о бюджете скетчком-сериала не является краеугольным камнем, как в случае с ток-шоу или художественным сериалом. В большинстве случаев скетчкомы не требуют сложных декораций, обилия локаций и пр. Однако вопрос технического исполнения остаётся для скетчкома актуальным. Всё зависит от целей подобного проекта. Если он носит характер авторского и предназначен исключительно только для интернет, то каждая серия может быть снята и любителем на обычный телефон. Другой вопрос – скетчком для телеканала. В результате исследований 2011 года психологов Томаса Саноки и Ноа Сулмана ими был выведен полезный для телевидения тезис, гласящий: «Контрастные и гармоничные цветовые сочетания улучшают восприятие и запоминание контента». Это значит, что в работе над съемками телевизионного проекта, такого как скетчком, должны принимать участие профессионалы: операторы, инженеры по свету и так далее, имеющие представление о телевизионной «картинке», какой она должна быть, чтобы произвести и усилить желаемый эффект – запомниться, прежде всего. Это не значит, что скетч в интернет, созданный любителем не будет иметь должного успеха. Опыт показывает обратное. Но это лишь в случае единичного скетча. Когда создаётся сериал, то пусть и при отсутствии единой сюжетной линии, всё же определённая логика в нём должна присутствовать, равно как и визуальное исполнение. А это, как всегда, требует бюджета. И всё же стоит отметить, что в числе прочих телевизионных жанров скетчком является наименее проблематичным.

Список литературы

  1. Электронный ресурс CLOV.NET https://chto-eto-takoe.ru/sketchcom
  2. 2023 год [1, с. 2].
  3. Электронный ресурс NTK.KZ https://www.ntk.kz/ru/programs-and-serials/serials/dostyq99/ 2022 год [2, с. 3].

[social}