УДК 070

Телепаломничество как формат  православной журналистики

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент  Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Зорина Милена Владленовна – студентка Института филологии и массмедиа направления подготовки «Журналистика» Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Семенова Екатерина Дмитриевна – студентка Института филологии и массмедиа направления подготовки «Журналистика» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Аннотация: В статье рассматривается передача канала «Спас» «Святыни России» как телепаломничество по святым местам России. На примере выпусков, которые  в 2018-2019 годах вели Антон и Виктория Макарские, анализируется  работа ведущих с документами, закадровым текстом, а также воспитательная функция передачи.

Ключевые слова: телеканал «Спас»,  «Святыни России», Антон Макарский, Виктория Макарская, закадровый текст, функция передачи.

Знакомство с первыми передачами религиозной тематики в отечественном телеэфире  у российского зрителя  состоялось в начале 90-х годов XX века. Такие программы вели священники, богословы, светские журналисты. Как отмечает  Н.В. Романовская, «появилась немыслимая ранее возможность церковного миссионерства и просвещения» [2, c. 243].

В июле 2005 начал свое вещание  самый крупный миссионерский проект Русской Православной Церкви –  первый общественный федеральный православный телеканал «Спас». 

В июне 2018 на телеканале «Спас» начали снимать проект «Святыни России».  Передача была задумана  как телепаломничество по святым местам нашей страны, путешествие верующих к географическим местностям и реликвиям, имеющим сакральное значение для православных. Знакомили телезрителей с храмами, монастырями, святыми источниками, иконами,  местами подвигов святых подвижников, памятниками святым известные православные семьи.  Два года (2018-2019)  передачу вели известные актеры и певцы  Антон и Виктория Макарские.

Каждая серия передачи представляет собой паломничество к святыням одного из регионов нашей страны. Основная функция программы – привлечение внимания российских и зарубежных туристов к расположенным на территории России памятникам религиозной культуры и объектам духовного наследия. Каждый выпуск  длится около пятидесяти минут, всегда информационно содержателен и наполнен интересным видеорядом.

Ведущие передачи побывали в Псковской, Тверской, Ленинградской Московской, Костромской, Владимирской, Новгородской, Калужской областях, Москве, Санкт-Петербурге, Карелии и  многих других регионах.

Программа «Святыни России» быстро стала популярной, получила множество положительных отзывов, её стали смотреть и православные, и представители других конфессий, и атеисты. Виктория Макарская отмечала, что даже «просто показ на экране святых мощей и чудотворных икон действовал на них невероятным образом. Умиротворение, радость, счастье, благодать – именно этими словами люди описывали свои эмоции после просмотра каждой программы. Иногда, находясь рядом с некоторыми святынями, мы с Антоном просто молчали в кадре, не в состоянии выразить словами свои чувства и эмоции. Нет таких слов в человеческом языке. Участвуя в этом проекте, я не теоретически, а практически стала понимать всем своим существом фразу «Дух животворит»  [3, с. 85].

Виктория и Антон Макарские путешествовали по святым местам не только вместе, но и порознь, как, например, в Самарской области, где побывала одна Виктория. Когда ведущие путешествуют порознь, то предлагают друг другу отгадать загадки, где они были. Один из способов –спеть песню про место телепаломничества. Знакомство с Самарской областью Виктория Макарская начинает с песни «Ах, Самара-городок!», затем гуляет по набережной Волги, показывая реку и виды Самары. Этот выпуск начинается в семье Макарских в Сергиевом Посаде, где Виктория объясняет, что дома комментировать удобнее, так как когда стоишь  у великих святынь и чудотворных икон, слушаешь батюшек, то неудобно перебивать, а дома можно не только обсудить,  но и  добавить эмоции.

Макарская  рассказывает, что сам город вполне можно считать святыней. Об этом сказал чудотворец и святитель Алексий Московский, который сегодня считается небесным покровителем этого волжского города. Далее ведущая показывает памятник и цитирует предсказание святителя о появлении города, который просияет своим благочестием.

Выстраивая маршрут своего путешествия, ведущая сообщает, что приступит к обзору святынь Самары с нового храма Софии Премудрости Божией. Интервью с протоиереем  Максимом Кокоревым Макарская начинает с вопроса, почему было решено построить в Самаре такой  необычный храм. Ответ собеседника иллюстрируется видами храма снаружи и сьемками сверху.

Историческая справка о российских соборах Софии Премудрости Божией, которую дает ведущая после ответа, показывает умелую работу с документами. Закадровый текст Макарской иллюстрируют черно-белые  фотографии  храмов в стиле ретро.

Знакомство с Кафедральным собором происходит тоже с помощью протоиерея  Максима Кокорева, который становиться гидом ведущей. Помимо традиционного рассказа об истории собора в передаче звучит рассказ об Иконе Божией Матери «Взыскание погибших», которая считается чудотворной. Информация об этом звучит за кадром, а в кадре зритель может видеть саму икону. Таким образом, закадровый текст построен грамотно и служит  дополнением к изображению, а не описывает то, что зритель уже видит на экране.

Такое же грамотное  использование закадрового текста можно увидеть и в других  выпусках. Например, в передаче, посвященной святыням Санкт-Петербурга, которую Макарские ведут вместе. При описании Исаакиевского собора закадровый текст соавторов чередуется. Он  написан литературным языком, соответствует видеоряду, предложения не обременены причастными оборотами.

Характерно, что ведущие никогда не забывают о том, что ведут  не просто трэвел-передачу, а должны рассказать о святынях, которым хотят поклониться православные. Рассказывая о том, что Исаакиевский собор имеет статус музея, Виктория сообщает, что в нем  есть особо почитаемая святыня – список Тихвинской иконы Божией Матери. Макарская рассказывает историю образа, по традиции иллюстрируя рассказ фотоматериалом.

 В передачах, которые ведут Макарские, можно услышать беседы не только со священнослужителями, но и с сотрудниками музеев. Например, путешествуя по святым местам Калужской области, супруги приезжают в Оптину пустынь. Знакомство с обителью они начинают с посещения монастырского музея. Ведущие беседуют со старшим научным сотрудником музея о Великом стоянии на Угре, о том, какую роль в этой битве 1480 года, которая положила конец зависимости Руси от Орды, сыграл монастырь.

  Кроме закадрового комментария и интервью не менее органично «вписываются» в передачу диалоги ведущих. В каждом выпуске Виктория и Антон Макарские делятся друг с другом своими мыслями и эмоциями от увиденного.

Благодаря Макарским, «Святыни России» – это не только путешествие по храмам и рассказ о реликвиях, имеющих сакральное значение для православных. Ведущие не перегружают зрителя фактической информацией об одном месте, стремятся рассказать зрителю как можно больше о  разных святых местах.  Воспитательная функция передачи – на примерах  реальных историй  показать, что сила духа, стойкость, мужество православных напрямую связаны с верой.

В выпуске, посвященном святыням Санкт-Петербурга, Антон Макарский знакомит с историей  преподобного Иоанна Крондштадтского, мощи которого хранятся в Иоанновском женском монастыре, и говорит о том, что  в отличие многих других старцев он не искал абсолютного уединения. Наоборот, он выбрал для себя путь апостольского подвига, при любых обстоятельствах, даже с риском для жизни, проповедовал и распространял учение Христа. Местом служения Иоанна Кронштадтского  стал Кронштадт, жизнь которого изменилась в лучшую сторону благодаря проповедям святого.

В интервью  «Областной газете» Свердловской области Антон  Макарский вспоминает историю, услышанную  в Архангельской области на Соловках: «Там, в этом аду (в штрафном изоляторе люди спали штабелями, иначе замерзли бы), был священник, которого называли «утешительный батюшка». Даже в тех адских условиях он сохранял радость. Вот оно: «Рай и ад – это не место, это состояние». Как часто мы в комфортных, благополучных условиях пребываем в кризисе, агрессии, тревоге. А этот «утешительный батюшка» – для меня пример того, как в самых тяжких условиях можно сохранять в себе свет. Поэтому главное пожелание: никогда не унывать, никогда не опускать руки…»  [1].

Безусловно, передача «Святыни России» интересна для просмотра верующему человеку, который задумывается о возможных  вариантах паломнических поездок по нашей стране, с удовольствием слушает беседы с церковнослужителями. Но даже невоцерковленный зритель вряд ли останется равнодушным, глядя на архитектуру и иконопись храмов, природу и климатические условия регионов нашей Родины, жизнь  больших и малых городов  России в разные времена года.

Список литературы

  1. Клепикова И. «Он пытался приделать себе крылья, чтобы взлететь…»// Областная газета. – 29 ноября 2022.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL:  https://old.oblgazeta.ru/culture/museum/140743/ (дата обращения: 29.11.2023).
  2. Романовская Н.В. «Когда телевизор во благо»: опыт формирования общественного православного телевидения в России // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия Филология, история, востоковедение. – Чита. – 2012. – №т2 (43). – С. 243–250.
  3. Чижиков М. Мы вместе уже 20 лет // Союзное государство. – 2019. – №т4. – С. 84–87 .  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://посткомсг.рф/pdf/book_04_2019.pdf#page/87 (дата обращения: 28.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: