УДК 070

Факторы влияния на формирование представления о России в китайских СМИ

Дин Сыяо – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В современное время отношения между различными странами имеют все более существенное влияние на ситуацию в каждой из них и на глобальную политику в целом. В рамках разработки и осуществления внешнеполитической стратегии государство все больше уделяет внимание выражению эмоций, чувств и оценок в отношении других стран, а также формированию их собственного образа, рядом с национальными интересами.

Ключевые слова: СМИ, образ России, факторы влияния, политика, восприятие страны.

Увеличение связи между различными нациями подразумевает, что интересы государства определяются не только его внутренними ресурсами, но и его образом или репутацией в глазах других стран. Для того, чтобы Россия смогла двигаться в нужном направлении своего развития, ей необходимы относительно подходящие условия в глобальном сообществе, которые формируются, в том числе, имиджем РФ среди других государств. Иными словами, если Россия стремится к развитию дружественных отношений с Китаем, ей нужно создать благоприятное впечатление о себе.

В современности Китай достиг значительных успехов в экономическом развитии и стал сталкиваться с новыми сложными стратегическими задачами, одной из которых является укрепление международного имиджа страны. Человек может получить образы, включая образы других стран и представителей других национальностей, не только через непосредственный и прямой контакт с объектом. Граждане Китая воспринимают образ России, который поставляется с помощью средств массовой информации Китая в виде информационной модели, формируемой в зависимости от политических и идеологических установок различных изданий. По нашему мнению, именно эти установки определяют выбор публикуемого материала. [3]

Россия и ее политика воспринимаются в Китае с большим интересом, и китайские СМИ тщательно следят за всеми текущими событиями, явлениями и процессами. Жители Китая получают информацию о происходящем сквозь призму мнений и субъективности СМИ. Обсуждение широкомасштабного сотрудничества, развития отношений, экономических и политических соглашений между Россией и Китаем происходит не только на высшем уровне профессионалов и глав государств, но и среди широких слоев населения. [2, С. 186]

Восприятие страны в зарубежных СМИ формируется под влиянием различных факторов, включая исторические отношения, геополитические интересы, экономические связи, культурные обмены и медийные нарративы. Это относится и к восприятию России в китайских СМИ. В формировании восприятия России китайцами важную роль играют несколько факторов. [4, С. 92-93]

Во-первых, исторические отношения между двумя странами оказывают длительное влияние на то, как Россия изображается в китайских СМИ. КНР и РФ имеют общую границу и историю как взаимного сотрудничества, так и конфликтов. Исторический нарратив, сформированный этими событиями, влияет на восприятие России в китайском обществе. Образ России в китайских СМИ часто отражает исторический контекст, подчеркивая моменты сотрудничества или акцентируя внимание на потенциальных зонах конфликта.

Во-вторых, геополитические интересы также влияют на восприятие России в китайских СМИ. В последние годы Россия и Китай развивают более тесные связи в силу общих геополитических целей, которые включают в себя противодействие влиянию западных стран и продвижение многополярного мирового порядка. [5, С. 61] Китайские СМИ часто подчеркивают важность сотрудничества и стратегического партнерства между двумя странами, представляя Россию как важного союзника и дружественного соседа.

Экономические связи между Россией и Китаем также играют значительную роль в формировании китайского восприятия России. Обе страны имеют значительные торговые связи, причем Китай является одним из крупнейших торговых партнеров России. Экономическое сотрудничество часто позитивно освещается в китайских СМИ, которые представляют Россию как привлекательный объект для инвестиций и ценного торгового партнера.

Культурные обмены между Россией и Китаем также способствуют формированию образа России в китайских СМИ. Эти обмены включают в себя образовательные программы, туризм и культурные мероприятия. При освещении культурных обменов в СМИ часто подчеркивается сходство и общее культурное наследие двух стран, что способствует формированию позитивного образа России. [1, С. 94]

Повествование в СМИ и государственная политика также влияют на то, как Россия изображается в китайских СМИ. Государственная политика Китая может влиять на освещение событий в России в СМИ, особенно если она соответствует государственным интересам. СМИ могут подчеркивать сферы сотрудничества, взаимной выгоды или общих ценностей, умаляя при этом возможные конфликты и разногласия.

Изучение материалов, опубликованных на веб-сайте агентства «Синьхуа» с 2014 по 2023 годы, демонстрирует, что отношения между Китаем и Россией занимают значительное место в их новостном общении. Это объясняется непрерывным и конструктивным развитием отношений между странами. Главная причина такого состояния дел заключается в сходстве позиций обоих государств по многим вопросам, таких как экономическое партнерство, сотрудничество в области обеспечения мировой безопасности, масштабное гуманитарное сотрудничество, совместные проекты по освоению Арктического региона, а также сотрудничество на базе Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс – один путь». [6, С. 173]

По словам руководителей китайских СМИ, они стремятся избегать негативного воздействия на отношения между Россией и Китаем, поэтому они не освещают некоторые межгосударственные проблемы в своих изданиях. В результате, китайские СМИ принимают позитивное отношение к России и стараются создать положительный образ нашей страны, освещая в основном ее благоприятные аспекты.

В заключение следует отметить, что на восприятие России в китайских СМИ влияет множество факторов, включая исторические отношения, геополитические интересы, экономические связи, культурные обмены, а также нарративы СМИ. Эти факторы формируют восприятие России в китайском обществе и способствуют формированию многогранного представления о стране.

Список литературы

  1. Делягин М.Г. Империя в прыжке: Китай изнутри: как и для чего «алеет Восток». главное событие XXI века: возможности и риски для России / Михаил Делягин, Вячеслав Шеянов. Москва: Книжный мир, 2015. — С. 94 — ISBN 978-5-8041-0758-2.
  2. Дистель, Ю. В. СМИ и их роль в формировании общественного сознания в условиях информационного общества / Ю. В. Дистель, В. А. Козловская // Молодежь Сибири - науке Росси: Международная научно-практическая конференция, Красноярск, 27 апреля 2022 года. – Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2022. – С. 186.
  3. Образ России в китайских СМИ (2014-2016): доклад / Совет по СМИ Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. // Электронный ресурс. Режим доступа URL: https://ria.ru (дата обращения: 28.11.2023).
  4. Синютина, Е. В. Влияние СМИ на формирование общественного мнения / Е. В. Синютина // Инновационная наука. – 2021. – № 3. – С. 92-93.
  5. Современные российско-китайские отношения: [сборник / С.Г.Лузянин и др.; под ред. С.Г.Лузянина и др.]; Ин-т Дальнего Востока РАН. Москва: ДеЛи плюс, 2017. 264 с. ISBN 978-5-9909883-2-3.
  6. Жун, Я. Изучение и анализ влиятельности русской версии сайта информационного агентства «Синьхуа» за рубежом (на кит. яз.) / Я. Жун // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2022. – Т. 21. – № 4. – С. 173.

Интересная статья? Поделись ей с другими: