УДК 659

Связи с общественностью в современной издательской деятельности

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского.

Зорина Милена Владленовна – студентка по направлению подготовки «Журналистика» Института филологии и массмедиа Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского.

Аннотация: В статье раскрываются такие инструменты издательского бизнеса в сфере связей с общественностью, как встреча читателей с авторами книг, представительство издательства в социальных сетях, выставочно-ярмарочная деятельность, участие в Международном Книжном салоне в Санкт-Петербурге и Международной книжной ярмарке в Москве. На примере холдинга «Эксмо-АСТ» показаны некоторые стратегии функционирования издательства на современном книжном рынке.

Ключевые слова: издательская деятельность, издательство, книга, «Эксмо-АСТ», «ВКонтакте с читателями», Международный Книжный салон в Санкт-Петербурге, Международная книжная ярмарка в Москве.

Издательская деятельность – это огромное производство, сочетающее технологическую работу и просветительскую деятельность по передаче социальных, духовных, прикладных и научных знаний. Знакомство с произведениями мировой культуры и искусства, возможность узнавать что-то полезное и открывать новый мир, не выходя из дома, – это и многое другое человек получает благодаря книге. Книгa – это всeгдa прoдукт рабoты нескoльких десятков человек. Рeчь идет не только об авторе материала, но и обo всех специaлистах, которые поддерживают каждую книгу от этапа её замысла до того момeнта, когда готовое издание пoпадет на книжную полку читателя. Деятельность издательских домов – это часть огромной бизнес-структуры, которая направлена не только на удовлетворение духовных потребностей, но и на извлечение прибыли.

Сегодня для успешного функционирования того или иного издательства необходима помощь сотрудников PR-отдела, которые помогут не только в продвижении отдельной продукции, но и издательства в целом. Так, уровень продаж и осведомленности покупателя возрастает, если применять на практике такие приёмы, как организация в магазинах читательских конференций, презентации издательских новинок, демонстрация рекламных роликов в местах продажи, запуск звукового сопровождения.

Сегодня PR – неотъемлемая часть любой индустрии. Издательский бизнес не является исключением. Выпуск новой книги или привлечение нового автора в издательство всегда сопровождается привлечением общественности. Ведь именно это способствует началу продаж и стимулированию сбыта.

Успешность паблик рилейшнз в издательском бизнесе зависит от таких составляющих, как наличие компетентных критиков и рецензентов, основной работой которых является информировать публику о том или ином издании, бюджеты на продвижение в издательской деятельности, удачное размещение и распространение рекламы, которая не раздражает потребителя, взаимодействие с журналистами различных СМИ.

Основные мероприятия, которые служат информационным поводом для журналистов – это презентация новой книги автором, организация выставки, ярмарки или фестиваля, открытие библиотеки, театральные постановки или экранизация книги. Много внимания в издательской деятельности уделяется наружной рекламе и рекламе в СМИ, используется также реклама в интерьере и реклама на транспорте.

Несмотря на то, что PR в России появился в начале 90-х годов ХХ века и является юной областью профессиональной деятельности, особенно в сфере издательского бизнеса, он успешно действует в этой индустрии, используя новые технологии и возможности интернета. К работе над продвижением издательства и его продукции PR-специалисты привлекают блогеров, которые пишут рецензии на те или иные произведения, тем самым делая их модными в своих кругах.

В PR-деятельности издательского бизнеса ключевое место занимает встреча автора с читателями на ярмарках и выставках. На них происходит как непосредственное общение читателей между собой, так и встречи читателей с авторами, представляющими свои новые книги. На таких мероприятиях присутствуют и представители СМИ, и популярные блогеры, задача которых – осветить мероприятие и повысить популярность издательского дома и автора. Таким образом, издательства активно используют одну из самых популярных форм коммуникации – социальные сети. 

Например, в 2019 году издательство «Эксмо» и социальная сеть «ВКонтакте» запустили совместный проект для любителей чтения «ВКонтакте с читателями». Этот проект позволяет пользователям соцсети первыми знакомиться с готовящимися к выходу книгами. «Эксмо» регулярно публикует во «ВКонтакте» эксклюзивные фрагменты из книжных новинок – отрывки из не публиковавшихся прежде романов классиков, произведений известных современных авторов и работ начинающих писателей.

Издательство «Эксмо» – крупнейшая издательская группа России. Она была основана в 1991 году, быстро вышла в лидеры рынка, а сейчас является крупнейшим издательством России и входит в мировой топ-50. Издательство выпускает книги во всех основных жанрах, сотрудничает с такими популярными авторами, как Александра Маринина, Илья Деревянко, Данил Корецкий, Татьяна Устинова, Дарья Донцова, Дина Рубина, Виктор Пелевин. В июне 2012 года произошло слияние «Эксмо» с издательством «Аст», и теперь холдинг называется издательский дом «Эксмо-АСТ».

 «Эксмо» давно и успешно использует такую популярную форму продвижения книжной продукции, как встреча читателей с авторами книг. Например, очередная встреча с Дарьей Донцовой прошла 18 мая 2023 года в рамках XVIII Международного Книжного салона в Санкт-Петербурге. Писатель презентовала свои новинки – детскую книгу «Игольное ушко» и детектив «Ананас на ёлке», а также с удовольствием ответила на вопросы читателей. Она подробно объяснила, что не будет писать трагедии, потому что является писателем легкого жанра и в ее задачи входит поднятие людям настроения, рассказала, откуда она взяла сюжет для книги «Я очень хочу жить», познакомила со своими предками, вспомнила, почему начала писать книги, оценила харизму актеров, исполняющих главные роли в экранизациях ее книг, поделилась рецептом от уныния, провела автограф-сессию.

Международный Книжный салон в Санкт-Петербурге и Международная книжная ярмарка в Москве – два мощных инструмента продвижения книжной продукции современных издательств. С 30 августа по 3 сентября 2023 года в Москве в выставочном комплексе «Экспоцентр» прошла 36-я Московская международная книжная ярмарка, в котором издательский дом «Эксмо-АСТ» тоже принял активное участие.

Всего на ММКЯ было организовано около 300 мероприятий на 8 площадках. Помимо ведущих российских издательств, на выставке представили свою продукцию издательства из Казахстана, Ирана, Белоруссии, Китая. Впервые в рамках ММКЯ открылась ярмарка-спутник, объединившая 50 детских издательств, в том числе и зарубежных. Как отмечает К. Алабина, «Пространство ярмарки было наполнено атмосферой самозабвенного книголюбия: у каждого стенда скапливались длинные очереди желающих приобрести книги и «по-свойски» пообщаться с издателями» [1].

PR в издательском бизнесе не стоит на месте, а всячески совершенствуется, особенно с приходом новых интерактивных технологий и цифровых путей развития. Это необходимо, так как в современных условиях печатную продукцию (особенно книги) покупают все реже и реже. Современная аудитория в целом изменила структуру чтения, предпочитая находить и читать книжные новинки и классику в интернете. Кроме того, растет популярность аудиокниг. Как отмечает А. С. Гончарова, «продажи аудиокниг активно начали идти вверх в 2020 году во время режима самоизоляции. Однако и после локдауна темп не замедлился» [2].

Вместе с тем нельзя не признать, что печатная книга все-таки востребована, у нее есть свой читатель. Сами издатели отмечают, что «тренд на рост чтения среди молодежи должен сохраниться, бумажная и электронная книги непременно вступят в более тесное общение (например, заказал ты красивое дорогое издание, и пока оно к тебе едет, читаешь электронную версию)» [3].

На примере издательского дома «Эксмо-АСТ» отчетливо видно, что издательства стараются преодолевать экономические проблемы, связанные с мировым кризисом, успешно борются с конкурентами и вызовами рынка. Издательство успешно изучает новые тренды, среди которых выделяются и повсеместное увлечение аудиокнигами, «и связка электронного книгоиздания и самиздата, и развитие издательских бизнес-моделей (подписка и т.д.), и интеграция книг в глобальное медийное пространство, в котором печатные книги работают в одной связке с кино и видеоиграми» [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что нынешнее состояние PR в издательском бизнесе находится на достойном уровне. Издательства, которые стали известными брендами, активно ищут и находят именно того читателя, который обязательно купит печатную книгу. 

Список литературы

  1. Алабина К. Пиши, читай: как прошла 36-я Международная книжная ярмарка // Культура. 04.09.2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://iz.ru/1568546/katerina-alabina/pishi-chitai-kak-proshla-36-ia-mezhdunarodnaia-knizhnaia-iarmarka (дата обращения: 18.11.2023).
  2. Гончарова А. С. Актуальные тенденции на российском книжном рынке // Молодой ученый. – 2022. – № 21 (416). – С. 378–380. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://moluch.ru/archive/416/92248/ (дата обращения: 17.11.2023).
  3. Книжный рынок: вызовы нового десятилетия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://godliteratury.ru/articles/2020/01/31/knizhnyy-rynok-vyzovy-novogo-desyatile (дата обращения: 20.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: