УДК 316

Развитие публичности в эпоху цифровых коммуникаций

Фань Чуэр – бакалавр кафедры Цифровых медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием публичности в эпоху цифровизации общества. Определено понятие «публичность». Рассмотрены основные черты публичности, а также изучены ее положительные и отрицательные стороны. В статье отмечены основные функции публичности. Разработан алгоритм по совершенствованию дальнейшего развития публичности в современном цифровом обществе.

Ключевые слова: публичность, общественное мнение, коммуникации, цифровизация, совершенствование.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современный мир уже давно перешел на цифровой формат развития, где на основным способом коммуникации и взаимодействия участников виртуального пространства является онлайн общение, различные выступления, вебинары, конференции и т.д. В этих условиях важное значение получает развитие публичности целевой аудитории, которая меняет свой обычный формат на формат, связанный с формированием «новой публичности» в открытом цифровом пространстве. Это диктует необходимость определения новых подходов, принципов и правил ведения деятельности, а также оценки ее эффективности.

Целью исследования является изучение развития публичности в эпоху цифровых коммуникаций, а также разработка алгоритма по ее дальнейшему совершенствованию.

Основными методами исследования явились: анализ, сравнения, логического рассуждения и многие другие.

Основная часть

Современное цифровое пространство позволяет открыть широкие возможности для развития публичности в обществе, которая также позволяет с успехов получать информацию в области политики, экономики, культуры и другими сферами жизни.

Под публичностью следует понимать особое состояние, когда человек, событие или информация становятся доступными для широкой общественности. Посредством публичности формируется общественное мнение, представления и рассуждения. Публичность оказывает прямое влияние на поведение людей, принятие ими решений в различных областях жизнедеятельности, способствует трансформации общественного сознания [2, с.369].

Основными публичными личностями могут выступать политики, экономисты, общественные деятели, а также критики, философы, публицисты и т.д.

Публичность стала активно развиваться в период пандемии коронавирусной инфекции, когда общество по всему миру оказалось изолированным от общественного пространства, находясь в стенах своего дома. Единственным способом коммуникаций в данный период времени явилось виртуальное общение посредством цифровых технологий и инструментов. Так, люди стали более тесно общаться посредством социальных сетей, организовывать вебинары, публичные выступления, конференции, различные открытые мероприятия и т.д.

В современных условиях публичность в цифровом мире охватывает и реальную действительность, и виртуальное пространство. Например, различные социальные сети, цифровые платформы позволяют человеку развивать навыки публичного выступления посредством организации открытых публичных мероприятий, обмениваться мнениями, мыслями и наработками. Следовательно, публичность оказывается главным средством коммуникации между различными участниками целевой аудитории [4, с.155].

Публичность оказывает большое влияние на психологическую составляющую личности (самочувствие, настроение, самооценку). Критика со стороны публики может вызвать ряд негативных эмоций, которые приведут к стрессу, тревоге и неуверенности в себе. И наоборот, похвала со стороны окружающих будет способствовать поднятию самооценки, улучшит настроение. Кроме того, публичность оказывает прямое влияние на формирование отношений с окружающими. Например, единство и согласие в определенных высказанных мнениях будет способствовать укреплению деловых связей, а разногласия могут вызвать конфликты и разрушить данные отношения.

Основными чертами публичности в эпоху цифровых коммуникаций являются:

  1. прозрачность и открытость публичных выступлений;
  2. широкий круг охвата пользователей (участников);
  3. ориентация на общественное мнение, мысли, достижения;
  4. обеспечение свободы слова;
  5. доступность информации;
  6. успешное решение многих задач путем организации публичных выступлений и активного их обсуждения и т.д.

Далее считаем необходимым рассмотреть основные функции публичности в цифровом пространстве:

  1. информационная функция (предполагает доступ к информации, сведениям, данным в открытом публичном пространстве);
  2. культурная функция (заключается в формировании и приумножении основ культуры и культурного взаимодействия между всеми участниками информационного поля);
  3. контрольная функция (публичность в открытом цифровом формате позволяет соответствующим структурам и органам власти осуществлять контроль над всеми формами и процессами сетевого взаимодействия);
  4. формирование общественного мнения (публичность способствует созданию идейных ценностей в обществе, единых взглядов и понятий, мнений и суждений).

Публичность может иметь, как положительные стороны, так и отрицательные. Например, неправильно преподнесенная информация (искажение, ложь) может быть негативно воспринята со стороны общественной публики. Это может вызвать сильные эмоции, реакции в поведении, возникновение конфликтных ситуаций, споров и многое другое. Кроме того, публичное размещение фотографий или личных данных пользователя может привести к потере контроля над личной жизнью, вторжению в нее множества других пользователей сети. К положительным моментам можно отнести не только возможность организации свободного коммуникационного пространства для открытого выражения мыслей, мнения, суждений участников цифрового взаимодействия, но способ получения дополнительного заработка.

Следует заметить, что публичность в эпоху цифровизации позволяет получать денежные средства за счет монетизации выступлений. Так, например на канале You Tube предоставляется возможность организации публичных выступлений для различной категории лиц, начиная от профессионалов своего дела, до простых блогеров-любителей.

Развитие публичности в эпоху цифровых коммуникаций открывает новые возможности не только для единичных участников виртуального пространства, но и для государственной системы управления и власти [1, с.4]. Публичные выступления административных управленцев также проводятся с использованием новых цифровых технологий и инструментов. Созданы специальные платформы, которые позволяют сформировать индивидуальный подход к каждому участнику коммуникации (гражданину), решить возникающие вопросы и проблемы. Посредством публичных выступлений также осуществляется доведение информации до конечных пользователей, предоставление услуг консультационного характера, вовлечение граждан в совместный процесс по разработке и принятию управленческих решений и т.д. Основным достоинством применения цифровых технологий в государственной системе управления является экономия времени, сокращение количества «живых» встреч, повышение эффективности работы, быстрая обратная связь и реагирование со стороны целевой аудитории [3, с.249].

Цифровые технологии и инструменты внесли значительные изменения в понятие «публичность». Они открыли новый формат взаимодействия участников, повысили уровень коммуникационного общения, создали дополнительные условия и возможности для развития публичности. Изменился также сам характер общения с публикой. Если раньше для того, чтобы стать публичной личностью необходимо было обратиться к средствам массовой информации (телевидение, радио, газеты), то в современных условиях достаточно использовать всемирную сеть Интернет, чтобы привлечь внимание широкой публики. Следовательно, данный процесс развития публичных коммуникаций должен быть непрерывным и постоянно обновляться.

В данной статье разработан алгоритм по совершенствованию дальнейшего развития публичности в современном цифровом обществе, наглядно представленный на Рисунке 1.

1

Рисунок 1. Алгоритм по совершенствованию дальнейшего развития публичности в современном цифровом обществе [Авторская разработка].

Считаем, что разработанный алгоритм позволит не только совершенствовать деятельность по дальнейшему развитию публичности в современном цифровом обществе, но и избежать возможных проблем и рисков связанных с предоставлением широкого доступа к информации, сведениям и данным.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что развитие публичности в эпоху цифровых коммуникаций имеет важное социально-экономическое значение. Она позволяет обмениваться мнениями, идеями, информацией в открытом доступе, участвовать в формировании общественного мнения участников целевой аудитории, регулировать общественно-политическую деятельность, создавать необходимые условия для прозрачности и открытости информационного пространства, а также возможностей для личной и коллективной идентичности. Основным каналом коммуникаций являются сети Интернет с множеством разнообразных платформ и контентов. Считаем, что важной стратегической задачей на перспективу является дальнейшее развитие публичности с учетом новых веяний и трендов в современном цифровом мире.

Список литературы

  1. Василенко Л. А. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы. 2020. № 2. С. 4-14.
  2. Иванова А. С. Использование цифровых технологий для коммуникации государства и общества // Молодой ученый. 2022. № 48 (443). С. 369-371.
  3. Кравченко А.А. Тренды цифровизации публичного управления // Молодой ученый. 2021. № 20 (362). С. 249-251.
  4. Ламзин Р.М. Цифровизация как приоритет трансформации публичного управления. 2019. № 5. С. 155-158.
  5. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 246-247.

Интересная статья? Поделись ей с другими: