УДК 659.4

Связи с общественностью в коммерческой деятельности компаний

Фань Чуэр – бакалавр кафедры Цифровых медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением связей с общественностью в коммерческой деятельности компаний. Рассмотрены основные этапы развития связей с общественностью как коммуникативной технологии и как научной отрасли знаний. Изучены основные направления реализации связей с общественностью. Рассмотрены основные средства и инструменты, используемые компанией в коммерческой деятельности. Изучены принципы организации коммерческой деятельности компании. Разработан Алгоритм по совершенствованию коммерческой деятельности компаний на основе мероприятий PR.

Ключевые слова: связи с общественностью, компании, коммерческая деятельность, успех, эффективность, рынок, общественные связи.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время связи с общественностью (PR) являются все более значимой сферой деятельности многих компаний на рынке. Связи с общественностью являются важным инструментом достижения успеха компанией, заключения сделок на взаимовыгодных для нее условиях, получения прибыли, основанной на достижении взаимопонимании между ее участниками, установлении надежных контактов и долгосрочного сотрудничества.

Связи с общественностью представляют собой систему связей, которые построены на улучшении взаимоотношений между компанией (организацией, фирмой) и общественностью, а также другими участниками, которые вступают с ней в контакт. находящимися как внутри компании, так и за ее пределами [3, с.16].

Целью исследования является – изучение связей с общественностью в коммерческой деятельности компаний, а также разработка алгоритма по совершенствованию данной деятельности на основе мероприятий PR.

Основными методами для проведения исследования явились: анализ, сравнение, логического рассуждения и другие.

Основная часть

Деловая активность компаний на рынке напрямую связана с общественностью и формированием общественного мнения. В истории существует не мало примеров успешных управленцев, среди которых были купцы, промышленники, политические деятели и многие другие личности. В основе эффективности их деятельности были заложены коммуникативные технологии осуществления взаимодействия между всеми участниками процесса. На Рисунке 1 представлены основные этапы развития связей с общественностью как коммуникативной технологии и как научной отрасли знаний.

1

Рисунок 1. Основные этапы развития PR.

К основным направлениям реализации связей с общественностью относятся следующие:

  1. создание положительного имиджа компаний на рынке;
  2. применение различных методов и методик, направленных на формирование гармоничных отношений между компанией и ее многочисленными участниками;
  3. контроль за информацией, касающейся деятельности компании на рынке (борьба с вредоносной информацией, ложными сведениями, слухами);
  4. реализация комплекса мероприятий, направленных на устранение барьеров в осуществлении коммуникаций в коммерческой деятельности между компанией и ее участниками на рынке;
  5. разработка антикризисных мероприятий в коммерческой деятельности компании;
  6. борьба с возникающими конфликтными ситуациями;
  7. постоянный анализ, корректировка программ коммуникации в коммерческой деятельности компании;
  8. стратегическое планирование и прогнозирование развития общественных отношений и общественного мнения компании;
  9. консультирование во всем вопросам осуществления деловых коммуникаций;
  10. определение средств и ресурсов для осуществления общественных коммуникаций;
  11. постоянная оценка эффективности работы компании, возможных рисков и потерь и т.д. [2, с.100].

Следует отметить, что для успешной реализации своей коммерческой деятельности компания может использовать различные средства и инструменты такие, как: организация деловых встреч и конференций, на которых активно обсуждаются вопросы делового сотрудничества, развития коммуникаций; рассылка по многочисленным каналам средств массовой информации листовок, пресс-релизов; выступление самой компании на телевидении и радио, написание научных статей и тезисов о коммерческой деятельности компании и о ее успехах; активное выступление самих руководителей, показ презентаций, поиск дружественных контактов для сотрудничества, публикация различных печатных материалов (отчетов); организация торжественных мероприятий компанией; фотовыставки; проведение дней открытых дверей; распространение информации о компании через сеть Интернет и т. д [1, с.16].

При осуществлении коммерческой деятельности компанией следует помнить ряд важнейших принципов: открытость информации; фокус внимания должен быть направлен на саму личность, ее интересы и потребности; отказ от субъективизма; установление активного взаимодействия между всеми участниками процесса.

Очень важное значение в организации коммерческой деятельности компании играет корпоративная культура, которая закладывает основы коммуникации между ее участниками. Она имеет длительный период формирования и складывается под воздействием различных внутренних и внешних факторов, имеет свои индивидуальные нормы, законы и правила поведения. Кроме того, такая культура закладывает основы ценностей, помогает сплотить коллектив и объединить усилия в решении совместных поставленных целей и задач. Считаем, что высокий уровень корпоративной культуры способствует укреплению сил компании по отношению к конкурентам, удержанию лидирующих позиций на рынке, дальнейшему развитию и процветанию. Основными отличительными ценностями корпоративной культуры компаний являются: символика, девизы, церемонии и т.д.

В целом успешная концепция мероприятий PR должна основываться на следующих слагаемых эффективности коммерческой деятельности компании:

  1. наличие атмосферы доверия (получатель информации должен располагать полным доверием к информатору (руководителю компании), быть уверенным в том, что предоставленная информация будет для него полезной);
  2. наличие соответствующей обстановки (окружающая среда должна располагать участников процесса к тому, чтобы создать все необходимые условия для активного обмена мнениями, суждениями, а также раскрепощённой обстановки);
  3. содержание (информация должна иметь четкую целевую направленность, ясное содержание и представлять ценность для участников процесса);
  4. ясность (обращение к слушателям должно быть ясным, понятным для источника и для получателя);
  5. непрерывность (предполагает постоянные коммуникации для того, чтобы создать убеждающее воздействие на целевую аудиторию);
  6. гибкость каналов коммуникации (означает, что все каналы коммуникации должны быть доступными для потребителей, понятными и удобными);
  7. учет возможностей целевой аудитории (высокая эффективность коммуникации достигается в том случае, если целевая аудитория прилагает к ней минимальные усилия) [4, с.22].

Считаем, что концепция PR должна учитывать комплексный подход и основываться на учете настроений целевой аудитории, ее интересов, потребностей, общественном мнении, а также доверительном, уважительном отношении. Данный подход можно дополнить и расширить в направлении повышения эффективности работы компаний.

В данной работе разработан алгоритм по совершенствованию коммерческой деятельности компаний на основе мероприятий PR (Рисунок 2).

2

Рисунок 2. Алгоритм по совершенствованию коммерческой деятельности компаний на основе мероприятий PR [Разработано автором].

Считаем, что данный алгоритм позволит не только совершенствовать коммерческую деятельность компаний на рынке, но и заложить основы развития будущих прочных коммуникаций между всеми участниками делового пространства, а также создать положительный имидж компании и повысить ее успешность функционирования.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что в коммерческой деятельности компании используют всевозможные каналы коммуникаций для выстраивания эффективного взаимодействия со всеми участниками целевой аудитории. Выбор того или иного канала коммуникации будет зависеть от целей и задач компании, ее возможностей и потребностей. Эффективная концепция мероприятий PR позволит компании достичь успеха на рынке, занять лидирующие позиции и получить максимальную прибыль.

Список литературы

  1. Бикметов Е. Ю. Эффективные PR-инструменты на рынке // Актуальные проблемы коммуникации. Уфа: Башкирский государственный университет. 2019. С. 16-21.
  2. Варакута С. А. Связи с общественностью. Москва : ИНФРА-М. 2019. 207 с. 
  3. Герасимова Г. И. Терминологическая система связей с общественностью // Российская пиарология: Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2020. С. 16-20.
  4. Горохов В. М. Связи с общественностью в парадигме цифровой экономики // Меди@льманах. 2020. № 1(96). С. 22-45.
  5. Пак В. В. Современные тенденции развития PR в России // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 9(43). С. 547-549.

Интересная статья? Поделись ей с другими: