УДК 070

Использование учебных СМИ в качестве базы для организации летней практики студентов

Самолетов Сергей Александрович – кандидат филологических наук Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

Аннотация: В статье анализируются возможности использования учебных СМИ (учебной газеты) в качестве базы летней практики студентов, обучающихся по направлению 42.03.02 «Журналистика». Изложен собственный опыт автора, дана оценка достоинствам такого способа организации практики в контексте существующих сегодня проблем с распределением студентов в профессиональные редакции.

Ключевые слова: журналистика, СМИ, учебная газета, учебные СМИ, летняя производственная практика, медиаобразование.

Участие в выпуске учебных СМИ — одна из традиционных форм подготовки студентов, обучающихся по направлению «Журналистика». Соответствующая работа проводится, как правило, в рамках изучения курсов «Техника и технология СМИ», «Основы журналистской деятельности» или «Выпуск учебных СМИ». Это эффективная и наиболее доступная форма организации практической деятельности студентов в течение учебного года. Традиционно выпуск  учебных СМИ не рассматривается как база летней учебной или производственной практики студентов, однако складывающаяся сегодня во многих вузах ситуация позволяет говорить о возможности пересмотра такого подхода.

2 октября 2023 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета по журналистскому образованию при Санкт-Петербургском отделении Союза журналистов России, на котором обсуждались вопросы организации практики обучающихся. Участники встречи констатировали в общем-то давно известный факт: баз практики не хватает, большинство вузов сталкивается с трудностями при распределении студентов. В числе основных причин назывались «и оформление договоров, и нежелание работодателей работать с первокурсниками, и ограниченные временные рамки для прохождения практики» [1].

Сегодня, когда на практику ежегодно отправляются сотни студентов в одном только Санкт-Петербурге, «трудоустроить» всех действительно сложно. В итоге вузы вынуждены либо предлагать студентам самостоятельно искать базы практики (чаще всего по месту постоянного проживания), либо прибегать к таким формам прохождения практики, как работа в приемной комиссии, участие в конференциях и выставках, проводимых вузом и различными организациями, работа в качестве SMM- и PR-менеджеров и проч. Часто результатом подобного подхода являются неплохие характеристики студентов от принимающих организаций, но почти полное отсутствие собственных публикаций. То есть студенты не проходят собственно журналистскую практику и не приобретают необходимый профессиональный опыт. Это касается в первую очередь тех студентов, который пока не имели опыта работы в СМИ и испытывают сложности при трудоустройстве.

С другой стороны, сотрудники редакций, профессиональные журналисты неохотно соглашаются руководить практикой, поскольку материалы, предоставляемые студентами, чаще всего требуют серьезной доработки. И не просто редактирования, а общения с практикантами, разъяснения ошибок, обучения профессиональным навыкам. То есть журналист-руководитель практики вынужден брать на себя серьезную дополнительную нагрузку, которая, как правило, не оплачивается и никак не учитывается при оценке его деятельности. Прозвучавшее на заседании Совета по журналистскому образованию предложение об организации специальной номинации «За наставничество» в рамках ежегодно присуждаемой профессиональной премии «Золотое перо» вряд ли способно изменить ситуацию.

Между тем, практически все вузы, осуществляющие подготовку будущих журналистов, располагают базой для организации полноценной практики студентов, которая почему-то считается «неформатной», не соответствующей нормативным документам, определяющим порядок прохождения практики. Речь идет о собственных учебных СМИ.

Цель настоящей статьи — проанализировать имеющийся у нас опыт работы над выпуском учебной газеты и оценить возможность использования учебных СМИ в качестве базы летней практики.

В задачу данной статьи не входит подробный анализ различных теорий «умирания» печатных СМИ и, соответственно, ответ на вопрос: «А нужна ли учебная газета в университете?». Мы рассматривали эту проблему в других наших работах. Если проследить статистику регистрации СМИ за последние годы на сайте Роскомнадзора, то нельзя не заметить, что число зарегистрированных печатных СМИ из года в год действительно сокращается. Однако этот процесс идет не столь стремительно, как это виделось некоторым специалистам в конце 1990-х — начале 2000-х годов, в 2010-е годы [3] и даже относительно недавно [4]. Несмотря на сокращение числа зарегистрированных изданий, печатные СМИ все равно составляют две трети всех зарегистрированных российских СМИ. К тому же в число зарегистрированных не входят многочисленные корпоративные и муниципальные СМИ с тиражами менее тысячи экземпляров. Таким образом, печатные СМИ остаются основной сферой, где в дальнейшем находят работу выпускники.

Как бы то ни было, учебная газета является самой эффективной лабораторией для обучения будущих журналистов. Работа с письменным текстом развивает множество навыков, которыми не всегда владеют «радийщики» и «телевизионщики». К слову, подготовка материалов для размещения в интернете и социальных сетях часто сводится к написанию текстов, в этом смысле работа журналиста сетевого СМИ или SMM-щика близка работе журналиста-газетчика.

Напомним также, что в мире существуют примеры превращения студенческих газет в полноценные городские, выходящие крупным тиражом, причем в ежедневном режиме [2]. В Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина мы обсуждали возможность создания на базе наших газет городского издания, однако пока финансовые и организационные трудности не позволяют реализовать данный проект.

Автор занимается выпуском учебных газет с 1995 года, сначала на факультете журналистики СПбГУ (газета «Дважды два»), затем в НГУ имени П.Ф. Лесгафта (газета «Мы») и в настоящее время в ЛГУ имени А.С. Пушкина (учебная студенческая газета «Записки филолога» и корпоративное издание университета «Университетский обозреватель»).

С номерами «Записок филолога» можно познакомиться на странице в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/docs-60338933. Номера газеты «Университетский обозреватель» размещены на сайте университета: https://lengu.ru/izdaniya-lgu-im-aspushkina/gazeta-universitetskii-obozrevatel.

Обе газеты выходят в течение учебного года с перерывом на летние каникулы. Газета «Университетский обозреватель» издается ежемесячно (10 номеров в год, за исключением июня и июля), «Записки филолога» выпускаются в среднем по четыре номера за семестр. В издании обеих газет принимают активное участие студенты, обучающиеся по направлению «Журналистика».  

Наш первый и самый успешный опыт использования учебной газеты в качестве базы летней производственной практики относится к 1998 году, когда автор работал на факультете журналистики СПбГУ (сегодня Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ) и выполнял обязанности редактора учебной газеты «Дважды два». Было решено организовать летнюю практику для студентов первого курса на базе именно учебной газеты. Всего на практику было направлено около 25 человек. Это позволило смоделировать на базе учебной газеты работу профессиональной редакции.

На общем собрании перед началом практики договорились, что газета должна выходить два раза в неделю, по вторникам и пятницам, объемом не менее четырех полос формата А3, причем размещаться на стенде не позднее 10 часов утра. Каждый автор имел свой индивидуальный график подготовки материалов (один-два материала в неделю). Выбор тем был достаточно свободным, но оговаривалось, что к понедельнику и четвергу готовые материалы должны быть сданы на верстку. Студенты поделились на несколько отделов во главе с заведующим отделом (студентом). Заведующий нес ответственность за работу своих сотрудников и своевременность представления материалов. Из числа студентов 3-го курса была сформирована небольшая бригада верстальщиков (три человека). Факультет журналистики СПбГУ одним из первых в рамках курса «Техника и технология СМИ» ввел в практику обучение всех студентов верстке тогда еще в программе Adobe Pagemaker. Это сделало возможным привлечение студентов в качестве дизайнеров-верстальщиков и корректоров к выпуску номеров учебной газеты. Еженедельно по понедельникам и четвергам (в «газетный день») в помещении редакции проводились летучки, на которых обсуждалось содержание номеров и вносились необходимые коррективы. Преподаватель выступал в качестве главного редактора.

Цель практики прежде всего состояла в том, чтобы познакомить студентов с внутренней кухней работы газетной редакции, дать почувствовать ритм работы журналистов-газетчиков, ответственность за общее дело (если ты не сдал вовремя материал, тогда это должен сделать завотделом или твой однокурсник, ведь газета не может выходить с белыми пятнами) и т. д.

Это был первый опыт такого рода, и мы не знали, чем все закончится. Однако, вопреки опасениям, опыт оказался очень успешным. В течение месяца не было допущено ни одного сбоя. Всего вышло восемь номеров (часть из них сохранилась в библиотеке Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ). Газета освещала ход приемной кампании (на первой полосе публиковались актуальная информация о ходе приема, интервью с ответственным секретарем приемной комиссии факультета), другие события в жизни университета и Санкт-Петербурга. Такой подход к содержанию был определен с самого начала, то есть газета должна была освещать реальные события, а не публиковать выдуманные истории или интервью с «соседями по общежитию».

Студенты работали с энтузиазмом, «отстающих» фактически не было.   Поскольку занятия и сессия к тому времени уже завершились, это позволило целиком сосредоточиться на практике. Среди авторов возник неформальный конкурс на «лучшего корреспондента», некое соревнование, которое стало одним из стимулов работать хорошо.

Данный опыт частично был повторен нами в 2020 году на базе газеты «Записки филолога» филологического факультета ЛГУ имени А.С. Пушкина. Поводом послужило начало локдауна и переход университета на дистанционное обучение. Поскольку студенты разъехались по местам постоянного проживания, организовать действующую редакцию на базе университета, как в предыдущем случае, было невозможно. Общение осуществлялось с использованием дистанционных технологий. Во всем остальном работа была построена по образцу работы профессиональной редакции. Точно так же для каждого студента был установлен индивидуальный график подготовки материалов, строго отслеживался дедлайн. Было выпущено три номера газеты (формат А4, двенадцать полос каждый).

На основе полученного опыта мы можем сделать однозначный вывод: учебные СМИ в полной мере могут служить базой учебной и производственной практики для студентов первого и второго курсов. В рамках такого подхода возможно практическое освоение большинства задач профессиональной деятельности, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования — бакалавриата по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (авторского, редакторского, проектного, маркетингового, организационного, социально-просветительского и технологического типов), а также Приказом Минобрнауки РФ от 27.11.2015 №1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования». 

Более того, использование учебных СМИ в качестве базы практики имеет ряд преимуществ.

Формирование авторских навыков

Как уже отмечалось выше, сотрудники редакций (не преподаватели) не всегда располагают временем и возможностями, чтобы помочь студенту-практиканту: проанализировать ошибки в работе, обсудить недостатки текста, проверить фактуру материала и т. п. Необходимо также учитывать, что профессиональные журналисты чаще всего работают в формате конкретного СМИ и имеют достаточно ограниченный взгляд на то, что происходит за пределами их редакции. Иными словами, будучи даже хорошими профессионалами, они не всегда способны решать именно педагогические задачи подготовки будущих журналистов.

Профессиональный преподаватель справится с этими задачами лучше и эффективнее. При условии, конечно, что преподаватель имеет опыт практической работы в СМИ. Однако по нашим наблюдениям выпуском учебных СМИ в вузах занимаются как раз преподаватели-практики, которые пришли в систему высшего образования из индустрии. Именно они являются лучшими кандидатами на должность руководителей производственной практики студентов, поскольку обладают и педагогическим, и профессиональным опытом.

Необходимо отметить, что переориентация сознания вчерашних школьников на решение профессиональных журналистских задач — процесс непростой и требующий гораздо больше времени, чем несколько недель летней практики. Как известно, половина абитуриентов приходит в журналистику с целью «самовыражения» или «самореализации». Значительная часть — это те, кто в школе увлекался литературой и воспринимает журналистику как разновидность литературной деятельности. Немалых усилий стоит отучить студентов писать заметки на основании информации, почерпнутой из интернета (привычка, выработавшаяся в школе при подготовке докладов и написании рефератов).

Но главная проблема, с которой нам приходиться сталкиваться, — невнимательное отношение к фактической составляющей материала. К сожалению, значительная часть текстов, поступающих в редакцию «Записок филолога», не свободна от фактических ошибок. Это касается написания имен, названий, цитат, цифровых данных. Причины у этого разные: робость студента, боязнь переспросить собеседника и уточнить необходимые сведения в процессе интервью, уверенность, что текст материала в редакции будет много раз перепроверяться и др. Но если появление ошибки в учебной газете, как правило, не имеет серьезных последствий и служит лишь материалом для «разбора полетов», то в профессиональном издании такого рода ошибки могут стать причиной серьезных проблем.

Формирование редакторских, проектных, организационных, маркетинговых навыков

Быть может, это прозвучит странно, но возможности учебного СМИ в плане подготовки универсального специалиста намного шире, чем в профессиональной среде. На базе учебного СМИ можно смоделировать работу любой редакции — газетной, журнальной, конвергентного СМИ. В частности, на базе редакции «Записок филолога» в декабре 2021 года и январе 2022 года были выпущены пилотные номера журналов «Узнай с нами!» и «Движение». Концепция журналов, дизайн, тематика материалов были предложены студентами, верстка выполнена ими же в рамках занятий по дисциплине «Выпуск учебных СМИ».

Проходя практику в учебном СМИ, студент может попробовать себя в разных ролях (редактора, ответственного секретаря, корреспондента, фотокорреспондента, менеджера) и более осознанно определиться с будущей специализацией. Такие возможности редко предоставляются в профессиональной редакции, где студент-практикант чаще всего работает в структуре конкретного отдела или «прикреплен» к конкретному журналисту. 

Участие в выпуске учебного СМИ позволяет стимулировать проектную и организаторскую деятельность студентов, предложить свои идеи по оптимизации работы существующего учебного СМИ или попробовать реализовать совершенно новый проект. В дальнейшем этот проект может быть использован при написании курсовой или выпускной квалификационной работы.

Формирование технологических навыков

Наконец, в рамках работы над учебной газетой студент на практике осваивает существующие редакционно-издательские и полиграфические технологии, приобретая квалификацию дизайнера-верстальщика, корректора, менеджера. Таких возможностей в профессиональной редакции у него, как правило, нет.

Таким образом, пройдя практику в учебной газете, студент-первокурсник получает необходимый набор профессиональных знаний, что позволяет ему в дальнейшем, на старших курсах, работать в профессиональных СМИ уже в качестве подготовленного сотрудника.

Список литературы

  1. Касымова Р. Совет по журналистскому образованию: наставничество в редакциях нужно поощрять [Электронный ресурс] // Невский, 70. Дом журналиста: сайт — URL: https://nevsky70.ru/Sovet_po_zhurnalistskomu_obrazovaniyu_nastavnichestvo_v_redakciyah_nuzhno_pooschryat.htm (дата обращения 03.11.2023)
  2. Наумова Ю.А., Гетманова А.Д. Ежедневная студенческая пресса как феномен современной журналистики США [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: сайт. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ezhednevnaya-studencheskaya-pressa-kak-fenomen-sovremennoy-zhurnalistiki-ssha (дата обращения 07.11.2023)
  3. Рутов И. Эксперты: к 2020 году исчезнут печатные газеты и журналы [Электронный ресурс] // TopNews: сайт. — URL: https://www.topnews.ru/news_id_50992.html (дата обращения 03.11.2023)
  4. Саймон М. Газеты исчезнут через 15 лет, радио убьют беспилотники: ростовский журналист рассказал о будущем СМИ [Электронный ресурс] // ИА «Дон»: сайт. — URL: https://don24.ru/rubric/obschestvo/gazety-ischeznut-cherez-15-let-radio-ubyut-bespilotniki-rostovskiy-zhurnalist-rasskazal-o-buduschem-smi.html (дата обращения 03.11.2023).

[social}