УДК 669.1(091)
Николай Петрович Заборов – организатор строительства и пуска первого в СССР авиационного металлургического завода. Из истории металлургии легких сплавов России
Эрлих Александр Ильич – кандидат технических наук, доцент, писатель, историк, экономист (г. Москва).
Бондарев Андрей Борисович – кандидат технических наук, доцент, член-корр. Академии медико-технических наук, историк металлургии, писатель (г. Москва).
Дергачева Мариам Искаковна – историк (г. Москва).
Аннотация: История жизни Николая Петровича Заборова – организатора строительства и пуска первого в СССР специализированного завода, производящего авиационные полуфабрикаты из алюминиевых и магниевых сплавов.
Ключевые слова: Николай Петрович Заборов, Завод легких сплавов, Завод №45, Завод №95, Завод №120, Завод №121, БЛМЗ, УМЗ, УМПО.
Рисунок 1. Николай Петрович Заборов. Фото из отчетной карточки ВКП(б).
Николай Петрович Заборов, русский, из семьи рабочих родился в 1892 году. Место рождения город Рязань. Его отец, работавший дикарщиком (каменотесом необработанных камней), скончался в 1918 году, мать находилась на иждивении брата Ивана.
Рисунок 2. Отчетная карточка ВКП(б) (фото из архива М.И. Дергачевой).
Свой трудовой путь Николай Петрович начал в мае 1907 году учеником слесаря на заводе "Дангацер-Кайзер". В последующие четыре года работал слесарем на заводах Шабарова, Мольберга, Шваббе. В 1911 году поступил на службу в Российское подразделение фирмы ФИАТ в качестве слесаря- механика. А в 1913 году стал слесарем-шофером фирмы ДАЙМЛЕР МОТОРЕН (Daimler-Motoren), с 1926 ставшей Daimler-Benz, после слияния с Benz & Cie, и известной своими товарами, выпускаемыми под торговой маркой «Mercedes-Benz».
С осени 1913 года по октябрь 1917 года Н.П. Заборов служил в действующей армии старшим нестроевым рядовым в саперном батальоне 17 инженерного полка. С 1917 по 1918 г. служил в автобоевом отряде Моссовета (АБО), после переезда Правительства РСФСР в Москву объединенного с 1-м АБО ВЦИК [1, 2] слесарем – шофером, помощником начальника отряда
Люди Автобоевого отряда, их боевые подвиги и драматические судьбы заслуживают отдельных исторических исследований и публикаций. Так в АБО, например, состояли шоферы Степан Гиль и Сергей Тихомолов. Первый был личным водителем председателя Совнаркома В.И. Ленина, второй – Ф.Э. Дзержинского.
С 1918 по 1921 год Николай Петрович Заборов работал в Москве дежурным шофером связи ВЧК, заведующим авторемонтной мастерской автобоевого гаража.
Рисунок 3. Регистрационный бланк члена ВКП(б) Н.П. Заборова (фото из архива М.И. Дергачевой).
15 мая 1921 года он был переведен приказом в Народный комиссариат путей сообщений (НКПС) на должность начальника Центрального гаража, по совместительству начальником автомоторных дрезин и заведующим Сущевскими мастерскими НКПС.
В СССР за все время его существования, особенно в первые 20 лет его существования, была распространена практика – выдвигать граждан, проявивших организаторские и другие выдающиеся способности, на более высокие профессиональные или организаторские должности. Это было обусловлено нехваткой соответствующих специалистов после гражданской войны, в процессе индустриализации страны. Это общественно-политическое движение получило название «выдвиженчество» [3, 4].
В марте 1924 года Николай Петрович был мобилизован МК ВКП(б) в числе 300 выдвиженцев на более высокие административно-руководящие должности. Он был рекомендован на должность рудоуправляющего – управделами акционерного общества Транспорткопи, занимавщегося обеспечением топливом железнодорожного транспорта [5, 6].
«Акционерное Общество эксплуатации угольных копей» (Транспорткопи) создано в июне 1923 года путем передачи нескольких угольных и антрацитовых рудников Главного управления транспорта Наркомату путей сообщения (НКПС). «Транспорткопи» получил рудники Байракского и Ровенецкого районов, на базе которых были созданы соответствующие рудоуправления.
Байракский угольный район располагался на протяжении от станции Никитовка до линии Енакиево-Хацепетовка Донецких железных дорог и занимал по простиранию пластов 15,5 верст.
Ровенецкий антрацитовый район располагался возле ст. Ровеньки Донецких дорог и состоял из шахт Ровенецкого рудоуправления.
Рисунок 4. Направление Н.П. Заборова, выданное ВСНХ СССР, на работу в трест ГОСПРОМЦВЕТМЕТ[10].
В 1925 году Н.П. Заборов был переведен на работу в Главметалл ВСНХ СССР на должность секретаря коллегии, позже – инспектора.
Проживал он в это время с супругой Евгенией в Москве на Малой Пироговской улице, в доме 71, квартире 6. Жилье было предоставлено АО ТРАНСПОРТКОПИ [7].
В феврале 1929 года Николай Петрович был назначен начальником Госправления по строительству-директором Завода Легких Сплавов №95 (первоначально №45) в Кунцево Московская область (с 1960 года г. Москва, Сетунь).
Одновременной практикой при строительстве промышленных объектов было активное строительство жилой и промышленной зоны новых предприятий.
Во время строительства завода с октября 1930 по октябрь 1931 года Николай Петрович вместе с группой специалистов находился в зарубежной командировке с целью закупки прокатно-прессового оборудования для нового завода. Комиссия, в которую входил Н.П. Заборов, посетила Германию, Францию и Америку.
Рисунок 5. Постановление ГОСПРОМЦВЕТМЕТа о назначении Н.П. Заборова начальником бюро наблюдения за постройкой нового Кольчугалюминиевого завода [10].
К началу 1932 года было завершено строительство основных производственных цехов: литейный, прокатный, трубопрессовый, – возведены складские помещения, центральная лаборатория, заводоуправление и ремонтно-механический цех.
В 1932 году были построены: 2-х этажное здание ФЗО, больница. поликлиника, столовая. На строительстве завода работало около 5000 человек. В июне 1933 года Г.К. Орджоникидзе подписал приказ, по которому завод включался в число действующих.
Поставленные Правительством страны задачи были успешно решены, сформирован коллектив специалистов, ставших впоследствии высококлассными рабочими, инженерами и учеными с мировыми именами [8-11].
С новым производством лично знакомились Г.К. Орджоникидзе, К.Е. Ворошилов и другие. Подробнее о строителях и руководителях предприятия той поры, написано в статьях и книгах [8-11].
О Н.П. Заборове в своих воспоминаниях тепло отзывался легендарный директор Куйбышевского металлургического завода (КМЗ) П.П. Мочалов [12]: «Молва гласила, что в промышленность Николай Заборов был направлен самим Орджоникидзе… И надо сказать, у Заборова все получалось, несмотря на то что дело было новым, малоизученным. В ту пору страна наша располагала всего лишь двумя заводами, специализировавшимися по выпуску алюминиевого проката, вернее одним заводом – Кольчугинским, во Владимирской области, и одним цехом на Ленинградском заводе имени К.Е. Ворошилова. Ничтожно мало, особенно по сравнению с тем спросом, с теми требованиями, которые предъявляло промышленности бурно развивающееся самолетостроение.
Рисунок 6. На этом месте будет построен прокатный цех завода №95(45). Слева направо: первый – И.А. Дейч, третий – начальник строительства Н.П. Заборов, четвертый – начальник ОКСа С.А. Ямпольский [10].
Завод захватил меня с ходу. На нем царила обстановка активнейшего творчества. Люди не просто работали с полной отдачей сил, этого было мало – они задумывались над сутью своей работы, вникали в ее глубины, искали пути рациональной перестройки.
Такая атмосфера не могла не увлечь меня. Вскоре, сам не веря в успех, я внес первое в моей жизни рационализаторское предложение. Оно безо всяких проволочек было принято и тут же внедрено.
Прошло несколько дней, и меня вызвали к директору. Я не был еще знаком с Николаем Петровичем, и вызов несколько смутил меня. Быстро перебрав в памяти все свои деяния за последнюю неделю и не найдя ничего предосудительного, я, так и не погасив до конца тревоги, отправился к Заборову.
Рисунок 7. Руководители строительства завода (слева направо): Лотус, Н.А. Данилович, С. Ямпольский, Н.П. Заборов, Л. Спокойский, Капустина, Б.П. Рольщиков [10].
Состояние, с которым я шел к нему, легко объяснимо: Николай Петрович в глазах заводской молодежи представал не только как красный директор, но и как боевой краснофлотец, активный участник революционных событий, человек отважный, прошедший сквозь бури и штормы жизни, насыщенной романтикой борьбы. Многие из нас пытались подражать ему, его походке, манере говорить, держаться с людьми.
В кабинет я вошел довольно робко; Николай Петрович вскинул на меня свои голубые безоблачные глаза, спросил:
- Мочалов, что ли?.. Здорово, Мочалов! – Он протянул мне широкую ладонь, зажал в ней мою, крепко тряхнул руку. – Молодец ты, хитро придумал! Давно рационализаторством занимаешься?
- Нет, – ответил я. – Это первый мой опыт.
- Тем более молодец. Жми дальше тем же курсом. Что там не будет получаться, не дрейфь, обращайся прямо к Рольщикову. Знаешь Бориса Петровича, главного?
Я кивнул.
- Вот к нему. Он по всем этим делам великий дока. Архимед!.. Ну а за сделанное спасибо тебе, Мочалов. И вот, держи... – Он подошел к столу, взял лежавший на нем конверт, протянул его мне. – Водкой не балуешься?
- Нет.
- Вот и хорошо. Значит, на дело пойдут...
Рисунок 8. Спицевые авиационные диски – первая продукция завода №121(фото представлено музеем БЛМЗ).
В конверте лежало пятьсот рублей, моя первая премия. С тех пор Николай Петрович держал меня, что называется, в поле своего зрения. При встречах обязательно останавливался, спрашивал о жизни, о делах, интересовался, как учусь....».
В 1932 году между течением реки Горенки и деревней Николаевка Реутовского района Московской области Народным Комиссариатом тяжелой промышленности было начато строительство двух заводов: литейного (№120), механическо-инструментального (№121) [13].
Н.П. Заборов по совместительству был назначен начальником строительства – директором заводов №№120, 121, где работал с 1933 до 1935 года. Завод №121 выпустил первые изделия: спицевые авиационные колеса и клапаны управления для всех типов существовавших в то время самолетов. В 1935 году заводом №120 были выпущены первые отливки из алюминиевых сплавов [14].
Позже заводы №№120,121 были объединены в один литейной механический завод (БЛМЗ), получивший название Балашихинский по названию одноименного рабочего поселка, образованного 28 мая 1928 года согласно решению Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета [15].
Рисунок 9. Заявление Н.П. Заборова на отпуск с визой Г.К. Орджоникидзе (фото из архива М.И. Дергачевой).
В 1933 году методом комсомольской, народной стройки началось строительство клуба. Клуб построили быстро, уже 6 мая 1934 года он был открыт. В 1933 году осенью был сдан и заселен первый 5-этажный кирпичный дом, в настоящее время – дом 5/1 по шоссе Энтузиастов. В том же году в бараке по шоссе Энтузиастов была открыта вечерняя школа рабочей молодёжи, построена баня. Были заложены 2 пятиэтажных кирпичных дома, в настоящее время-№№3,5 по шоссе Энтузиастов [16].
В мае 1935 года Заборов обратился к Г.К Орджоникидзе с просьбой о предоставлении отпуска по состоянию здоровья, который был им лично разрешен.
После успешного завершения работы по строительству и запуску заводов №№120,121 в октябре 1935 года Николай Петрович был переведен на должность заместителя начальника Всесоюзного порохового треста, а в марте 1936 года направлен на продолжающийся строиться Уфимский моторный завод (УМЗ), уже начавший выпускать дизельные двигатели для комбайнов, в городке Уфа (Башкирия) [17] в качестве начальника строительства и директора. За время работы Николая Петровича на УМЗ были значительно расширены производственные площади и годовой выпуск двигателей составил 2000 единиц. В ноябре 1937 года он сдал дела на заводе и обратился к наркому машиностроения А.Д. Брускину с просьбой о предоставлении ему работы в Москве по месту проживания семьи, в связи с плохим состоянием здоровья.
Рисунок 10. Заявление Н.П. Заборова о переводе на работу в Москву (фото из архива М.И. Дергачевой).
Судя по тексту пометок исполнителей на обращении Николая Петровича к наркому, представленному ниже, перспективы у Николая Петровича на дальнейшую работу были весьма печальные...
По воспоминаниям сослуживцев и друзей Николай Петрович не предполагал о трагических изменениях в судьбе его семьи. Так накануне он был с супругой Евгенией и двумя малолетними детьми в гостях у семьи Н.А. Даниловича.
Н.П. Заборов был арестован 13 апреля 1938 года, приговорен к высшей мере наказания по обвинению по ст. 58-7, 58-10, 58-11, расстрелян 16 октября 1938 года. Реабилитирован в январе 1957 года [19].
Близкие Николая Петровича пропали сразу после его ареста. Узнать что- либо об их судьбе не удалось.
Список литературы
- Предшественники. 1918-1924 гг. // Интернет библиотека xliby. URL: http://www.xliby.ru/istorija/divizija_imeni_dzerzhinskogo/pphp#metkadoc2 (дата обращения 07.11.2023 г).
- 1-й автобоевой отряд // Википедия – свободная энциклопедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/1-й_автобоевой_отряд (дата обращения 07.11.2023 г).
- Соколова Ф.Х. Выдвиженчество как источник формирования интеллигенции Европейского Севера России в 1920-е годы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vydvizhenchestvo-kak-istochnik-formirovaniya-intelligentsii-evropeyskogo-severa-rossii-v-1920-e-gody (дата обращения 07.11.2023 г).
- Котов А.С. К изучению некоторых вопросов формирования советской интеллигенции в 1920-е гг. (на примере Череповецкой губернии) работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009 – 2013 гг. , ГК п 360 // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-izucheniyu-nekotoryh-voprosov-formirovaniya-sovetskoy-intelligentsii-v-1920-e-gg-na-primere-cherepovetskoy-gubernii-rabota-vypolnena-v (дата обращения 07.11.2023 г).
- Об утверждении Устава Акционерного Общества эксплоатации угольных копей «Транспорткопи» // Электронная библиотека исторических документов. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/359766-ob-utverzhdenii-ustava-aktsionernogo-obschestva-eksploatatsii-ugolnyh-kopey-locale-nil-transportkopi-locale-nil-nastoyaschiy-ustav-utverzhden-sovetom-truda-i-oborony-18-maya-1923-goda (дата обращения 07.11.2023 г).
- Транспорткопи // Шахтерская энциклопедия MiningWiki. URL: https://miningwiki.ru/wiki/Транспорткопи (дата обращения 07.11.2023 г).
- Жильцы домов 1926 г. Пироговская малая ул., дом 71. URL: http://www.apartment.ru/Article/48798356.html (дата обращения 07.11.2023 г).
- История металлургии легких сплавов в СССР. 1917-1945. – М.: Наука, 1983, 391 c.
- Всероссийскому институту легких сплавов – 50 лет – ж. Технология легких сплавов, 2011, №2, стр. 5-14.
- Эрлих А.И., Бондарев А.Б. История металлургии легких сплавов. Люди. Заводы. Том 1. – М.: КнигИздат, 2020, 450 с.
- Эрлих А.И. История металлургии легких сплавов России. Судьбы. Воспоминания участников событий. – М.: Триумф, 2020, 264 с.
- Мочалов П.П. Река моей жизни (Записки директора завода) / Документальное автобиографическое произведение в записи Е. Е. Астахова. – Куйбышев: Куйбышевское кн. Изд-во, 1986, 328 с.
- История Балашихи. URL: http://мос.рф/москва-и-московская-область/московская-область/балашиха/история-балашихи.html (дата обращения 07.11.2023 г).
- Историческая справка // Балашихинский литйно-механический завод. URL: https://www.blmz.ru/about/istoricheskaya-spravka (дата обращения 07.11.2023 г).
- Балашиха // Википедия – свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Балашиха (дата обращения 07.11.2023 г).
- Романова Г. А. Музей БЛМЗ живёт настоящим и хранит прошлое. Ч.1 // Проза.ру – российский литературный портал. URL: https://proza.ru/2020/04/25/1983 (дата обращения 07.11.2023 г).
- Предприятия № 351-400 // Оборонпром. URL: https://www.oboron-prom.ru/page,37,predpriyatiya-351-400.html (дата обращения 07.11.2023 г).
- Заборов Николай Петрович // Жертвы политического террора в СССР. URL: https://base.memo.ru/person/show/17934 (дата обращения 07.11.2023 г).