УДК 669.1(091)

Николай Петрович Заборов – организатор строительства и пуска первого в СССР авиационного металлургического завода. Из истории металлургии легких сплавов России

Эрлих Александр Ильич – кандидат технических наук, доцент, писатель, историк, экономист (г. Москва).

Бондарев Андрей Борисович – кандидат технических наук, доцент, член-корр. Академии медико-технических наук, историк металлургии, писатель (г. Москва).

Дергачева Мариам Искаковна – историк (г. Москва).

Аннотация: История жизни Николая Петровича Заборова – организатора строительства и пуска первого в СССР специализированного завода, производящего авиационные полуфабрикаты из алюминиевых и магниевых сплавов.

Ключевые слова: Николай Петрович Заборов, Завод легких сплавов, Завод №45, Завод №95, Завод №120, Завод №121, БЛМЗ, УМЗ, УМПО.

1

Рисунок 1. Николай Петрович Заборов. Фото из отчетной карточки ВКП(б).

Николай Петрович Заборов, русский, из семьи рабочих родился в 1892 году. Место рождения город Рязань. Его отец, работавший дикарщиком (каменотесом необработанных камней), скончался в 1918 году, мать находилась на иждивении брата Ивана.

2

Рисунок 2. Отчетная карточка ВКП(б) (фото из архива М.И. Дергачевой).

Свой трудовой путь Николай Петрович начал в мае 1907 году учеником слесаря на заводе "Дангацер-Кайзер". В последующие четыре года работал слесарем на заводах Шабарова, Мольберга, Шваббе. В 1911 году поступил на службу в Российское подразделение фирмы ФИАТ в качестве слесаря- механика. А в 1913 году стал слесарем-шофером фирмы ДАЙМЛЕР МОТОРЕН (Daimler-Motoren), с 1926 ставшей Daimler-Benz, после слияния с Benz & Cie, и известной своими товарами, выпускаемыми под торговой маркой «Mercedes-Benz».

С осени 1913 года по октябрь 1917 года Н.П. Заборов служил в действующей армии старшим нестроевым рядовым в саперном батальоне 17 инженерного полка. С 1917 по 1918 г. служил в автобоевом отряде Моссовета (АБО), после переезда Правительства РСФСР в Москву объединенного с 1-м АБО ВЦИК [1, 2] слесарем – шофером, помощником начальника отряда

Люди Автобоевого отряда, их боевые подвиги и драматические судьбы заслуживают отдельных исторических исследований и публикаций. Так в АБО, например, состояли шоферы Степан Гиль и Сергей Тихомолов. Первый был личным водителем председателя Совнаркома В.И. Ленина, второй – Ф.Э. Дзержинского.

С 1918 по 1921 год Николай Петрович Заборов работал в Москве дежурным шофером связи ВЧК, заведующим авторемонтной мастерской автобоевого гаража.

3

Рисунок 3. Регистрационный бланк члена ВКП(б) Н.П. Заборова (фото из архива М.И. Дергачевой).

15 мая 1921 года он был переведен приказом в Народный комиссариат путей сообщений (НКПС) на должность начальника Центрального гаража, по совместительству начальником автомоторных дрезин и заведующим Сущевскими мастерскими НКПС.

В СССР за все время его существования, особенно в первые 20 лет его существования, была распространена практика – выдвигать граждан, проявивших организаторские и другие выдающиеся способности, на более высокие профессиональные или организаторские должности. Это было обусловлено нехваткой соответствующих специалистов после гражданской войны, в процессе индустриализации страны. Это общественно-политическое движение получило название «выдвиженчество» [3, 4].

В марте 1924 года Николай Петрович был мобилизован МК ВКП(б) в числе 300 выдвиженцев на более высокие административно-руководящие должности. Он был рекомендован на должность рудоуправляющего – управделами акционерного общества Транспорткопи, занимавщегося обеспечением топливом железнодорожного транспорта [5, 6].

«Акционерное Общество эксплуатации угольных копей» (Транспорткопи) создано в июне 1923 года путем передачи нескольких угольных и антрацитовых рудников Главного управления транспорта Наркомату путей сообщения (НКПС). «Транспорткопи» получил рудники Байракского и Ровенецкого районов, на базе которых были созданы соответствующие рудоуправления.

Байракский угольный район располагался на протяжении от станции Никитовка до линии Енакиево-Хацепетовка Донецких железных дорог и занимал по простиранию пластов 15,5 верст.

Ровенецкий антрацитовый район располагался возле ст. Ровеньки Донецких дорог и состоял из шахт Ровенецкого рудоуправления.

4

Рисунок 4. Направление Н.П. Заборова, выданное ВСНХ СССР, на работу в трест ГОСПРОМЦВЕТМЕТ[10].

В 1925 году Н.П. Заборов был переведен на работу в Главметалл ВСНХ СССР на должность секретаря коллегии, позже – инспектора.

Проживал он в это время с супругой Евгенией в Москве на Малой Пироговской улице, в доме 71, квартире 6. Жилье было предоставлено АО ТРАНСПОРТКОПИ [7].

В феврале 1929 года Николай Петрович был назначен начальником Госправления по строительству-директором Завода Легких Сплавов №95 (первоначально №45) в Кунцево Московская область (с 1960 года г. Москва, Сетунь).

Одновременной практикой при строительстве промышленных объектов было активное строительство жилой и промышленной зоны новых предприятий.

Во время строительства завода с октября 1930 по октябрь 1931 года Николай Петрович вместе с группой специалистов находился в зарубежной командировке с целью закупки прокатно-прессового оборудования для нового завода. Комиссия, в которую входил Н.П. Заборов, посетила Германию, Францию и Америку.

5

Рисунок 5. Постановление ГОСПРОМЦВЕТМЕТа о назначении Н.П. Заборова начальником бюро наблюдения за постройкой нового Кольчугалюминиевого завода [10].

К началу 1932 года было завершено строительство основных производственных цехов: литейный, прокатный, трубопрессовый, – возведены складские помещения, центральная лаборатория, заводоуправление и ремонтно-механический цех.

В 1932 году были построены: 2-х этажное здание ФЗО, больница. поликлиника, столовая. На строительстве завода работало около 5000 человек. В июне 1933 года Г.К. Орджоникидзе подписал приказ, по которому завод включался в число действующих.

Поставленные Правительством страны задачи были успешно решены, сформирован коллектив специалистов, ставших впоследствии высококлассными рабочими, инженерами и учеными с мировыми именами [8-11].

С новым производством лично знакомились Г.К. Орджоникидзе, К.Е. Ворошилов и другие. Подробнее о строителях и руководителях предприятия той поры, написано в статьях и книгах [8-11].

О Н.П. Заборове в своих воспоминаниях тепло отзывался легендарный директор Куйбышевского металлургического завода (КМЗ) П.П. Мочалов [12]: «Молва гласила, что в промышленность Николай Заборов был направлен самим Орджоникидзе… И надо сказать, у Заборова все получалось, несмотря на то что дело было новым, малоизученным. В ту пору страна наша располагала всего лишь двумя заводами, специализировавшимися по выпуску алюминиевого проката, вернее одним заводом – Кольчугинским, во Владимирской области, и одним цехом на Ленинградском заводе имени К.Е. Ворошилова. Ничтожно мало, особенно по сравнению с тем спросом, с теми требованиями, которые предъявляло промышленности бурно развивающееся самолетостроение.

6

Рисунок 6. На этом месте будет построен прокатный цех завода №95(45). Слева направо: первый – И.А. Дейч, третий – начальник строительства Н.П. Заборов, четвертый – начальник ОКСа С.А. Ямпольский [10].

Завод захватил меня с ходу. На нем царила обстановка активнейшего творчества. Люди не просто работали с полной отдачей сил, этого было мало – они задумывались над сутью своей работы, вникали в ее глубины, искали пути рациональной перестройки.

Такая атмосфера не могла не увлечь меня. Вскоре, сам не веря в успех, я внес первое в моей жизни рационализаторское предложение. Оно безо всяких проволочек было принято и тут же внедрено.

Прошло несколько дней, и меня вызвали к директору. Я не был еще знаком с Николаем Петровичем, и вызов несколько смутил меня. Быстро перебрав в памяти все свои деяния за последнюю неделю и не найдя ничего предосудительного, я, так и не погасив до конца тревоги, отправился к Заборову.

7

Рисунок 7. Руководители строительства завода (слева направо): Лотус, Н.А. Данилович, С. Ямпольский, Н.П. Заборов, Л. Спокойский, Капустина, Б.П. Рольщиков [10].

Состояние, с которым я шел к нему, легко объяснимо: Николай Петрович в глазах заводской молодежи представал не только как красный директор, но и как боевой краснофлотец, активный участник революционных событий, человек отважный, прошедший сквозь бури и штормы жизни, насыщенной романтикой борьбы. Многие из нас пытались подражать ему, его походке, манере говорить, держаться с людьми.

В кабинет я вошел довольно робко; Николай Петрович вскинул на меня свои голубые безоблачные глаза, спросил:

- Мочалов, что ли?.. Здорово, Мочалов! – Он протянул мне широкую ладонь, зажал в ней мою, крепко тряхнул руку. – Молодец ты, хитро придумал! Давно рационализаторством занимаешься?

- Нет, – ответил я. – Это первый мой опыт.

- Тем более молодец. Жми дальше тем же курсом. Что там не будет получаться, не дрейфь, обращайся прямо к Рольщикову. Знаешь Бориса Петровича, главного?

Я кивнул.

- Вот к нему. Он по всем этим делам великий дока. Архимед!.. Ну а за сделанное спасибо тебе, Мочалов. И вот, держи... – Он подошел к столу, взял лежавший на нем конверт, протянул его мне. – Водкой не балуешься?

- Нет.

- Вот и хорошо. Значит, на дело пойдут...

8

Рисунок 8. Спицевые авиационные диски – первая продукция завода №121(фото представлено музеем БЛМЗ).

В конверте лежало пятьсот рублей, моя первая премия. С тех пор Николай Петрович держал меня, что называется, в поле своего зрения. При встречах обязательно останавливался, спрашивал о жизни, о делах, интересовался, как учусь....».

 В 1932 году между течением реки Горенки и деревней Николаевка Реутовского района Московской области Народным Комиссариатом тяжелой промышленности было начато строительство двух заводов: литейного (№120), механическо-инструментального (№121) [13]. 

Н.П. Заборов по совместительству был назначен начальником строительства – директором заводов №№120, 121, где работал с 1933 до 1935 года. Завод №121 выпустил первые изделия: спицевые авиационные колеса и клапаны управления для всех типов существовавших в то время самолетов. В 1935 году заводом №120 были выпущены первые отливки из алюминиевых сплавов [14].

Позже заводы №№120,121 были объединены в один литейной механический завод (БЛМЗ), получивший название Балашихинский по названию одноименного рабочего поселка, образованного 28 мая 1928 года согласно решению Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета [15].

9

Рисунок 9. Заявление Н.П. Заборова на отпуск с визой Г.К. Орджоникидзе (фото из архива М.И. Дергачевой).

В 1933 году методом комсомольской, народной стройки началось строительство клуба. Клуб построили быстро, уже 6 мая 1934 года он был открыт. В 1933 году осенью был сдан и заселен первый 5-этажный кирпичный дом, в настоящее время – дом 5/1 по шоссе Энтузиастов. В том же году в бараке по шоссе Энтузиастов была открыта вечерняя школа рабочей молодёжи, построена баня. Были заложены 2 пятиэтажных кирпичных дома, в настоящее время-№№3,5 по шоссе Энтузиастов [16].
В мае 1935 года Заборов обратился к Г.К Орджоникидзе с просьбой о предоставлении отпуска по состоянию здоровья, который был им лично разрешен.
После успешного завершения работы по строительству и запуску заводов №№120,121 в октябре 1935 года Николай Петрович был переведен на должность заместителя начальника Всесоюзного порохового треста, а в марте 1936 года направлен на продолжающийся строиться Уфимский моторный завод (УМЗ), уже начавший выпускать дизельные двигатели для комбайнов, в городке Уфа (Башкирия) [17] в качестве начальника строительства и директора. За время работы Николая Петровича на УМЗ были значительно расширены производственные площади и годовой выпуск двигателей составил 2000 единиц. В ноябре 1937 года он сдал дела на заводе и обратился к наркому машиностроения А.Д. Брускину с просьбой о предоставлении ему работы в Москве по месту проживания семьи, в связи с плохим состоянием здоровья.

10

Рисунок 10. Заявление Н.П. Заборова о переводе на работу в Москву (фото из архива М.И. Дергачевой).

Судя по тексту пометок исполнителей на обращении Николая Петровича к наркому, представленному ниже, перспективы у Николая Петровича на дальнейшую работу были весьма печальные...

По воспоминаниям сослуживцев и друзей Николай Петрович не предполагал о трагических изменениях в судьбе его семьи. Так накануне он был с супругой Евгенией и двумя малолетними детьми в гостях у семьи Н.А. Даниловича.

Н.П. Заборов был арестован 13 апреля 1938 года, приговорен к высшей мере наказания по обвинению по ст. 58-7, 58-10, 58-11, расстрелян 16 октября 1938 года. Реабилитирован в январе 1957 года [19]. 

Близкие Николая Петровича пропали сразу после его ареста. Узнать что- либо об их судьбе не удалось.

Список литературы

  1. Предшественники. 1918-1924 гг. // Интернет библиотека xliby. URL: http://www.xliby.ru/istorija/divizija_imeni_dzerzhinskogo/pphp#metkadoc2 (дата обращения 07.11.2023 г).
  2. 1-й автобоевой отряд // Википедия – свободная энциклопедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/1-й_автобоевой_отряд (дата обращения 07.11.2023 г).
  3. Соколова Ф.Х. Выдвиженчество как источник формирования интеллигенции Европейского Севера России в 1920-е годы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vydvizhenchestvo-kak-istochnik-formirovaniya-intelligentsii-evropeyskogo-severa-rossii-v-1920-e-gody (дата обращения 07.11.2023 г).
  4. Котов А.С. К изучению некоторых вопросов формирования советской интеллигенции в 1920-е гг. (на примере Череповецкой губернии) работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009 – 2013 гг. , ГК п 360 // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-izucheniyu-nekotoryh-voprosov-formirovaniya-sovetskoy-intelligentsii-v-1920-e-gg-na-primere-cherepovetskoy-gubernii-rabota-vypolnena-v (дата обращения 07.11.2023 г).
  5. Об утверждении Устава Акционерного Общества эксплоатации угольных копей «Транспорткопи» // Электронная библиотека исторических документов. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/359766-ob-utverzhdenii-ustava-aktsionernogo-obschestva-eksploatatsii-ugolnyh-kopey-locale-nil-transportkopi-locale-nil-nastoyaschiy-ustav-utverzhden-sovetom-truda-i-oborony-18-maya-1923-goda (дата обращения 07.11.2023 г).
  6. Транспорткопи // Шахтерская энциклопедия MiningWiki. URL: https://miningwiki.ru/wiki/Транспорткопи (дата обращения 07.11.2023 г).
  7. Жильцы домов 1926 г. Пироговская малая ул., дом 71. URL: http://www.apartment.ru/Article/48798356.html (дата обращения 07.11.2023 г).
  8. История металлургии легких сплавов в СССР. 1917-1945. – М.: Наука, 1983, 391 c.
  9. Всероссийскому институту легких сплавов – 50 лет – ж. Технология легких сплавов, 2011, №2, стр. 5-14.
  10. Эрлих А.И., Бондарев А.Б. История металлургии легких сплавов. Люди. Заводы. Том 1. – М.: КнигИздат, 2020, 450 с.
  11. Эрлих А.И. История металлургии легких сплавов России. Судьбы. Воспоминания участников событий. – М.: Триумф, 2020, 264 с.
  12. Мочалов П.П. Река моей жизни (Записки директора завода) / Документальное автобиографическое произведение в записи Е. Е. Астахова. – Куйбышев: Куйбышевское кн. Изд-во, 1986, 328 с.
  13. История Балашихи. URL: http://мос.рф/москва-и-московская-область/московская-область/балашиха/история-балашихи.html (дата обращения 07.11.2023 г).
  14. Историческая справка // Балашихинский литйно-механический завод. URL: https://www.blmz.ru/about/istoricheskaya-spravka (дата обращения 07.11.2023 г).
  15. Балашиха // Википедия – свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Балашиха (дата обращения 07.11.2023 г).
  16. Романова Г. А. Музей БЛМЗ живёт настоящим и хранит прошлое. Ч.1 // Проза.ру – российский литературный портал. URL: https://proza.ru/2020/04/25/1983 (дата обращения 07.11.2023 г).
  17. Предприятия № 351-400 // Оборонпром. URL: https://www.oboron-prom.ru/page,37,predpriyatiya-351-400.html (дата обращения 07.11.2023 г).
  18. Заборов Николай Петрович // Жертвы политического террора в СССР. URL: https://base.memo.ru/person/show/17934 (дата обращения 07.11.2023 г).

Интересная статья? Поделись ей с другими: