УДК 316

Пути противодействия негативного влияния на массовое сознание в социальных сетях

Алексеев Леонид Евгеньевич – студент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Смолина Евгения Романовна – студент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Ярыгин Олег Витальевич – студент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Аннотация: В данной статье проводится анализ противодействия влиянию массового сознания в социальных сетях. Рассматривается различие методы противодействия, которые способны качественно решать данную проблему. Также авторами рассматриваются основные уровни, на которых производится информационная защита человека, в том числе и от негативного влияние на массовое сознание человека.

Ключевые слова: негативное социальное влияние, социальные сети, массовое сознание. 

Информационное воздействие, в том числе деструктивного характера, играет существенную роль в системе современных отношений. Влияя на массовое сознание, оно проявляет себя в качестве фактора, способного вызвать дестабилизацию единого пространства безопасности. Организация адекватного противодействия вызовам и угрозам информационно-психологического характера по отношению к информационной безопасности актуализирует научную систематизацию субъектов деструктивного информационного воздействия, а также выявление применяемых ими технологий [1].

Сформулируем рекомендации, которые помогут научиться критически относиться к средствам массовой информации. Во-первых, информацию лучше получать из доверенных официальных источников. Во-вторых, использовать официальные источники информации, доказательства специалистов, мнения экспертов, обзор аналитических материалов.

Регулярно проверяйте достоверность информации, особенно если она кажется сенсационной или слишком уж удобной для подтверждения ваших предубеждений.

Проверяйте факты, сравнивайте разные источники информации и анализируйте, являются ли они последовательными и непротиворечивыми.

Развивайте свое критическое мышление, задавая себе вопросы о целях, интересах и мотивациях различных источников информации.

Спрашивайте себя, почему этот источник выбрал данное представление и направление, и есть ли скрытые сообщения или манипуляции за ними.

Осознавайте влияние эмоций и предвзятости на ваше восприятие и понимание информации.

Попытайтесь отделить свои эмоции от фактов и аргументов, и рассмотрите альтернативные точки зрения, не поддаваясь эмоциональному влиянию.

Развивайте навыки проверки источников информации.

Изучайте кредибельность и репутацию различных изданий, издателей и журналистов.

 Проверяйте, имеются ли у них надежные источники, проводят ли они независимое журналистское расследование и следуют ли принципам этичности. Обратите внимание на контекст и обстоятельства, в которых представлена информация.

Изучайте внешние факторы, которые могут повлиять на искажение информации, например, политические и экономические интересы, пропаганда или несоответствие социальным медиа-алгоритмам.

Учитесь задавать вопросы и подвергать информацию критической оценке. Запрашивайте дополнительные источники, скрывающиеся факты и аргументы, и развивайте навыки анализа и оценки информации.

Общайтесь с другими людьми, обменивайтесь мнениями и аргументами. Обсуждайте новости и события с разными точками зрения, чтобы получить более полное и объективное представление о том, что происходит.

Проявляйте бдительность и осведомленность по отношению к манипуляции информацией и фальсификациям.

Дезинформация и фейковые новости могут быть использованы для манипуляции общественным мнением и принятия необоснованных решений. И, наконец, инвестируйте время и усилия в образование и информационную грамотность. Осознайте, что обучение и саморазвитие являются важными компонентами для развития способности критически рассуждать и принимать информированные решения.

В современном информационном обществе социальные сети занимают все более значительное место в повседневной жизни людей. Они стали неотъемлемой частью коммуникации, источником информации и площадкой для выражения своих мнений.

Однако, вместе с положительными возможностями, которые они предоставляют нам, существует и серьезная проблема – негативное влияние, которое эти сети оказывают на массовое сознание. Сегодня мы будем рассматривать пути противодействия данному негативному влиянию и поиск решений, которые помогут нам сохранить здоровую психологическую составляющую при использовании социальных сетей.

Каждый из нас, будучи пользователем социальных платформ, наверняка сталкивался с проблемами, такими как низкое самооценка, зависть, стресс и депрессия, вызванные неправильным восприятием информации, поиском подтверждения собственных убеждений и сравнением себя с идеализированными образами на экране. Одним из путей противодействия негативному влиянию социальных сетей является осознанное использование этой информационной платформы. Мы должны научиться фильтровать информацию, которую мы получаем, и не принимать ее безоговорочно. Важно развивать критическое мышление, умение анализировать и проверять факты, чтобы не попасть под влияние фейковой информации или манипуляций. Еще один способ защитить себя от негативного влияния в социальных сетях – это развитие самоконтроля и умение устанавливать границы. Мы должны быть способны отключаться от мира виртуальной коммуникации и уделить время психологическому и эмоциональному восстановлению. Также важно научиться относиться к отрицательным комментариям или критике более непринужденно и не принимать их слишком близко к сердцу. И наконец, одним из наиболее эффективных путей противодействия негативному влиянию социальных сетей является активная поддержка позитивных сообществ и взаимодействие с полезными и конструктивными людьми. Быть частью сообщества, где ценятся взаимоподдержка, знания и позитивные эмоции, помогает нам сохранять баланс в массовом сознании и обретать уверенность и внутреннюю гармонию.

В целом, существуют множество технологий управления массовым сознанием: выделяют коммуникативные, информационные, символические, увлекающие, психотехнологии, технологии СМИ, технологии рекламы, опросов общественного мнения, технологии создания политических мифов и имиджей и электоральные технологии [2]. Все они представлены в социальных сетях. Однако так как основной источник информации для пользователя – новостная лента с постами и чаты, то начнем с используемых в них уловках для управления массовым сознанием. Они построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях управления недостаточно осведомленным оппонентом. Основные уловки сводятся к следующим.

  • Неопределенность тезиса.

Суть уловки заключается в том, чтобы нечетко и неопределенно сформулировать основной тезис, что позволяет инициатору уловки интерпретировать высказанную мысль по-разному. Данный прием основан на нарушении важнейшего закона формальной логики – закона тождества [3]. В рамках социальных сетей сюда можно отнести неоднозначные заголовки статей в интернете, а также провокационные посты, ссылающиеся на «близкие» источники. Как правило, в таких публикациях предоставляется вырванная из контекста информация, которая не может быть полной в связи с формой ее заявления, но в то же время общество воспринимает ее как достоверную из-за авторитета автора.

  • Несоблюдение закона достаточного основания.

Это тот случай, когда доводы, суждения, аргументы верны, но не достаточны. Формально-логический закон достаточного основания можно сформулировать следующим образом: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована аргументами, а не только правильно построена по законам тождества, исключенного третьего и непротиворечия. Суть уловки состоит в нарушении таких правил аргументов, как достоверность, достаточность и непротиворечивость [4]. К сожалению, социальные сети содержат множество тематических сообществ, форумов, разбирающие различные новости. При соблюдении пропорций новостей с достоверной информации и с подменой на необходимую и сохранении правильной логической структуры, аудитория будет воспринимать информацию как данность, не проверяя обоснованность.

  • Порочный круг в доказательстве.

Данная уловка призвана доказать мысль с помощью ее же самой, только сказанной другими словами, в этом и состоит «порочный круг» в системе доказательства.

  • Причинно-следственный силлогизм.

Особенность этой уловки в том, что рассуждения заведомо строятся на логической ошибке: «после этого – значит, вследствие этого». Этот софизм был известен еще в древности. Суть его в том и состоит, чтобы временную связь между явлениями сознательно заменить причинно-следственной.

  • Неполное опровержение.

Замысел уловки состоит в том, чтобы из высказанной системы доводов оппонента выбрать наиболее уязвимый, разбить его в резкой форме, сделать вид, что остальные доводы даже внимания не заслуживают. Практика показывает, что уловка проходит в тех случаях, когда приниженный оппонент либо, чтобы не выглядеть неловко, сам повторно не возвращается к теме, либо лишается возможности вернуться к ее обсуждению.

  • Неправомерные аналогии.

Характерная особенность этой уловки заключается в том, чтобы использовать в доказательстве аналогии, абсолютно несоразмерные с рассматриваемыми.

Для достижения целей влияния также предлагается использовать эмоциональные особенности целевой аудитории (человека, группы лиц). Одной из основных установок, является преобладание эмоционального ощущения над рациональным осмыслением при принятии решений индивидуумом, что и предлагается использовать. Акцент предлагается делать на техники отвлечения внимания, широко использовать человеческие слабости.

Ниже представлены пять основных направлений реализации воздействия с вариантами конкретных применяемых приемов:

  • Внимание – должно быть направлено в необходимом направлении
  • Восприятие – маскировка, видоизменение, смена раздражителей, либо создание новых.
  • Создание смысла – эксплуатация главенствующих взглядов, подмена вымысла правдой и наоборот.
  • Аффект – провокация познавательного стресса, эксплуатация общего замешательства.
  • Поведение – стимуляция действия, результата.

Использование различных техник воздействия на создание можно сравнивать с манипуляциями. В психологии под данным термином понимается вид скрытого воздействия на индивида с целью побуждения, внедрения или внушения. В масс-медиа принято выделять следующие способы влияния на аудиторию [5].

Таким образом, современные социальные сети действительно могут оказать серьезное негативное влияние на массовое сознание. Но мы имеем разные инструменты, чтобы противостоять этому влиянию. Так, объектом защиты личности от влияния социальных сетей является способность человека адекватно воспринимать действительность, свое место во внешнем мире, формировать убеждения и принимать решения в соответствии с ними

Список литературы

  1. Петрищев Е. В. Деструктивное информационно-психологическое воздействие в современной мировой политике: субъекты и технологии / Е. В. Петрищев, Д. Л. Цыбаков // Известия Тульского государственного
  2. Сорокин А. А. Массовое сознание: сущность, структура, проблема манипуляции / А. А. Сорокин // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. – 2013. – № 1 (75). – С. 16.
  3. Управление конфликтами: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Черкасская, М. Л. Бадхен. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 236 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс).
  4. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 208 с.
  5. Зелинский С. А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. СПб. Скифия. СПб., 2008. 248 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: