УДК 351:004.9

Проблемы внедрения концепции «Государство как платформа» в Республике Саха (Якутия)

Сергеева Варвара Валериевна – магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Пандемия дала толчок ускоренному развитию информационных технологий. Каждый день мы используем информационные технологии в повседневной жизни. Делаем покупки в онлайн-магазинах, отслеживаем состояние счетов и оплачиваем коммунальные услуги, получаем кредиты в банках, производим погашение кредитов, подаём заявления в Пенсионный фонд, Центр занятости, органы социальной защиты, меняем паспорт и водительское удостоверение, записываемся к врачу, можем подать исковое заявление в любой суд через систему «Электронного правосудия», зарегистрировать право собственности в Росреестре и много другое. Все вышеперечисленное показывает нам, что информационные технологии прочно вошли в нашу обыденную жизнь.

Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, информационные системы, государство как платформа, цифровые услуги, государственное управление, проблемы, пути решения, этапы.

В настоящее время новые информационные технологии получили масштабное распространение во всем мире, Российская Федерация в этом плане не является исключением.

Требования к скорости принятия решения постоянно растут – планы устаревают в момент их полного согласования, однако в государственном управлении решения принимаются исходя из скоростей XX века.

Модель цифровой трансформации государственного управления – «Государство как Платформа» была представлена Центром стратегических разработок под руководством А. Кудрина в мае 2018 года.

«Государство как Платформа» – представляет собой совершенно новую систему организации и исполнения властных полномочий, основанную на интеграции и цифровизации государственного управления, а также внедрения передовых технологий. В новой системе служат фундаментом единые требования к системе сбора и хранения данных, цифровая инфраструктура, автоматизация принятия решений и другие креативные решения.

Эталоном внедрения идеи «Государство как Платформа» является улучшение материального благополучия граждан и предоставление возможности экономического роста, основанного на использовании новейших технологий. В основе функционирования Платформы заложен гражданин и его цифровой двойник в сети принципиально новой «диджитал» реальности. Государство в этом случае должно способствовать созданию таких условий, при которых гражданину будет максимально комфортно раскрывать свои способности, гарантировать безопасную цифровую среду для жизни и развития потенциала, а также для разработки и внедрения цифровых технологий.

Учитывая компетентное мнение авторов доклада Центра Стратегического Развития (ЦСР), «нашей стране необходимы следующие изменения:

  • Создание единой архитектуры государственной цифровой платформы, преодолевающей, разрозненность ведомственных систем и базирующейся на едином массиве данных;
  • Перевод всех государственных услуг в электронную форму с системой удаленной биометрической идентификации, перевод в цифровой формат контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
  • Формирование «цифровых двойников» граждан, организаций, объектов и проактивное предоставление государственных услуг на основе развития «цифрового двойника»;
  • Создание министерства по цифровой трансформации, ответственного за реализацию перечисленных изменений» [5].

Реализация цифровой трансформации государственного управления, связанная с переходом к государству – как – платформе, представляет собой в границах огромной страны очень сложную задачу. Естественно, что консервативная система государственного управления, сложившаяся и устоявшаяся в течение длительного времени на данный момент стремится сохранить своё высокое иерархическое положение.

В связи с этим, необходимо инициировать процесс перехода от сложившихся методов управления к прогрессивным с использованием административного ресурса, т.е. сверху. Координация и поддержка новой формы государственного управления на высшем уровне должны стать неотделимыми элементами реформации – в том числе, путём назначения вице-премьера по вопросам цифровой трансформации, который будет курировать изменения качестве главного зодчего данной системы.

Естественно, авторы концепции «Государство как платформа» достаточно детально изучили проблематику цифровой трансформации России.

Ни для кого не секрет, что большие неудобства имеются для чиновников в связи с обилием различных информационных систем (далее по тексту – ИС), с разной архитектурой, функционалом и набором определённых данных. Невнесение тех или иных данных находится под прицелом административного принуждения. При этом некоторые данные различных ИС совпадают, но в отсутствие единой платформы требуется дублирование, при этом ошибки человеческого фактора могут породить путаницу в идентификации гражданина. Создание единой архитектуры государственной цифровой платформы, преодолевающей, разрозненность ведомственных систем и базирующейся на едином массиве данных поможет решить вышеуказанные проблемы.

Проведённый анализ цифровой трансформации государственного управления, систем и решений в последние годы, и учитывая период пандемии коронавируса позволяет выявить ряд системных недостатков в части управления цифровизацией в государственном управлении, представленных на рисунке 1:

В финале премии «Цифровые вершины – 2020», которая проходила под патронатом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, состоялся 15 января 2021 года в рамках Гайдаровского форума, Республика Саха (Якутия) отмечена специальной номинацией ключевых событий в развитии цифровизации страны – «Цифровой регион».

«Цифровизация способна обеспечить быстрые темпы эффективного развития Якутии в целом. Поэтому мы делаем ставку на опережающее цифровое развитие и уже в 2020 году достигли целей, которые ставили перед собой к 2024 году. В частности, охватили широкополосным интернетом более 85% жителей, теперь наша задача – довести этот показатель до 97%», – рассказал глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. [4]

Огромное пространство, слаборазвитая транспортная инфраструктура, суровые природно-климатические условия объективно ставят Якутию в не вполне равные условия с другими регионами, в части социально-экономического развития.

1

Рисунок 1. Системные недостатки в части управления цифровизацией в государственном управлении.

На долю Республики Саха (Якутия) приходится более 30% дикой природы России, или более 10% всего мира. Более 90% территории Якутии не затронуто или слабо затронуто промышленным освоением, и представляет собой экосистемы с ненарушенным естественным ходом природных процессов.

Из 34 муниципальных районов Якутии в 29 районах имеются труднодоступные и отдалённые местности (185 населённых пунктов и 163 производственных участка) [2].

Для Якутии, имеющей в своём составе большую долю отдалённых и труднодоступных местностей (это территории, у которых отсутствует постоянное транспортное сообщение, нестабильная воздушная и водная навигация), главной проблемой внедрения концепции «Государство – как- платформа» было и остаётся цифровое неравенство в плане охвата широкополосным высокоскоростным интернетом (ВОЛС).

1 этап программы устранения цифрового неравенства начался в 2014 году и распространялся на населённые пункты численностью 250–500 человек. Окончание проекта планируется к 2030 году и в абсолютных числах это 24 тысячи населённых пункта с численностью от 100 до 500 жителей будут обеспечены мобильной связью и высокоскоростным беспроводным интернетом.

Программа устранения цифрового неравенства реализуется в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика».

Целевым показателем вышеуказанной программы является охват населения широкополосным высокоскоростным интернетом – 97%.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 11.11.2023).
  2. Закон Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2002 г. З N 429-II «О перечне труднодоступных и отдалённых местностей в Республике Саха (Якутия)» [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/802010254 (дата обращения: 12.11.2023).
  3. Обушева, К. А. Цифровая трансформация государственного управления / К. А. Обушева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 20 (415). – С. 490-493.
  4. Лучшие отечественные IT-решения получили премию «Цифровые вершины» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: digital.gov.ru (дата обращения: 17.11.2023).
  5. Цифровая трансформация государства. Гражданин и государство в новой цифровой реальности [Электронный ресурс]. – URL: csr.ru (дата обращения: 15.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: