УДК 629.7.014
Исследование компьютерных сетей для совершенствования методов управления качеством в аэропортовой деятельности
Брежнев Виктор Георгиевич – кандидат военных наук, доцент кафедры Организации аэропортовой деятельности и информационных технологий Ульяновского института гражданской авиации.
Беляева Елена Вадимовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Организации аэропортовой деятельности и информационных технологий Ульяновского института гражданской авиации.
Аннотация: Статья посвящена задачам, которые должны решать компьютерные сети и IT-технологии для совершенствования методов управления качеством в аэропортовой деятельности. Анализируются задачи сервисов компьютерной сети и современные IT-технологии, позволяющие повысить качество обслуживания пассажиров и повысить эффективность функционирования аэропорта.
Ключевые слова: компьютерная сеть, IT-технологии, аэропорт, информационные системы, управление качеством.
Гражданская авиация РФ должна обеспечивать высокое качество авиауслуг, соответствующее современным стандартам, а также их доступность для населения страны. Повышение основных показателей деятельности аэропортов, в первую очередь, уровня их услуг, напрямую влияет на улучшение репутации и имиджа российской гражданской авиации, увеличивая приток клиентов (авиакомпаний, грузоперевозчиков, пассажиров, арендаторов).
Для запуска эффективных механизмов, регулирующих качество услуг, необходимо периодически проводить определенные исследования и выполнять следующие действия:
- Анализировать ведущие процессы аэропортовой деятельности, разрабатывать и внедрять системы, отражающие и контролирующие показатели качественного обслуживания пассажиров;
- Исследовать актуальные ожидания пассажиров, получая от них живые отклики и обратную связь;
- Совершенствовать бизнес-процессы, обеспечивающие баланс между расходами, прибылью и качественным ростом обслуживания;
- Проводить тренинги и обучать персонал аэропортов, создавать для него подробные памятки и инструкции, а также документацию, регламентирующую все основные процессы;
- За счет постоянной работы над улучшением качества предоставляемых услуг формировать имидж аэропортов, привлекательный для клиентов.
Любой аэропорт - активное узловое звено авиатранспортного процесса с достаточно сложной структурой, поэтому задачи повышения качества услуг требуют комплексного подхода, принимающего во внимание и основные, и дополнительные качественные параметры. На данный момент разработано немало разнообразных методик, с помощью которых можно оценить качество обслуживания. Все они делятся на два вида: качественные методы и количественные методы. Сегодня чаще всего используют пять самых показательных методик, оценивающих качество услуг, которые различаются подходами к такой оценке: метод SERVQUAL; метод INDSERF; метод SERVPERF; метод критических случаев; метод Кано Н.
Надо учитывать, что аэропорт представляет собой структуру обслуживания и, в силу этого, не производит конкретного продукта, чем принципиально отличается от авиакомпаний, «продукт» труда которых – перевезенный багаж, пассажир, почта, груз. Поэтому, само собой разумеется, что система администрирования, так же как и критерии оценивания работы руководства аэропортов сильно отличаются от установок, действующих в области торгово-промышленного производства.
На административную аэропортовую деятельность влияют факторы, которые отсутствуют в деятельности обычных производств. Важнейшее отличие – оценка работы аэропорта выполняется не через конечный ее «продукт», а определяется опосредованно, исходя из уровня обслуживания клиентов, то есть уровня обеспечения их безопасности, надежности техники, пунктуальности и регулярности рейсов, пропускной способности аэропорта и соответствия современным требованиям к оснащенности [1].
Правовые вопросы, касающиеся аэропортовой деятельности, регулируют госорганы, при этом отдельные вопросы безопасности, экологии, управления собственностью могут решаться на уровне Правительства и Президента РФ.
Еще одно отличие от товарных предприятий и промышленных производств в техническом плане – режим работы аэропортов. Он имеет круглосуточный, постоянный и оперативный характер. Это означает, что кроме круглосуточного обслуживания авиационных перевозок необходима постоянная готовность к аварийным ситуациям независимо от времени суток. Оперативное реагирование на резко меняющиеся условия требуется и при оказании разноплановых услуг, поскольку состав клиентуры, авиакомпаний, пассажиров, отправителей и получателей грузов крайне неоднороден.
Поддержание состояния аэродрома, готового к эксплуатации в любых метеорологических условиях в любое время дня и ночи, с гарантией безопасного взлета и посадки ВС (воздушных судов) обязывает администрацию аэропорта принимать быстрые безошибочные решения, несмотря на значительные материальные расходы.
Для обновления аэропортовой инфраструктуры и периодических работ по реконструкции (зданий и служебно-технических сооружений, аэровокзалов, удобных подъездных путей) также нужны достаточно большие капитальные вложения, окупаемые далеко не сразу, а за довольно протяженный период от пяти до десяти лет. Данный факт сдерживает и участие частных инвесторов, и вложение государственных инвестиций [2].
Для того, чтобы эффективно реализовать перечисленные методики оценки качества услуг, необходим непрерывный сбор, хранение и обработка информации. Эту задачу позволяют решить современные цифровые технологии, в частности, компьютерные сети и информационные технологии (IT). В данной статье под компьютерной сетью понимается такая компьютерная сеть, которая выступает элементом системы управления аэропортом. Причем учитывается, что система управления аэропортом существенно отличается от систем управления производством материальных средств.
В настоящее время в больших аэропортах компьютерная сеть обеспечивает множество сервисов для пассажиров, авиакомпаний и других клиентов. Среди них:
Сервисы для авиакомпаний
- предоставление стоянок, телетрапов, обогрева, электропитания 400 Гц для ВС (воздушных судов), предоставление услуг связи;
- оформление аренды офисов, автостоянок.
Сервисы для агентов по наземному обслуживанию
- обслуживание зданий аэровокзального комплекса;
- обслуживание стоянок и перронов ВС, предоставление заземления, телетрапов, обогрева воздушных судов, питания 400Гц;
- стойки регистрирования, посадки, трансфера пассажиров, терминалы для самостоятельной регистрации;
- автоматизированная обработка и сверка багажа;
- предоставление информации о рейсах;
- досмотр грузов, пассажиров, багажа, почты;
- оформление аренды офисов, автостоянок;
- передача данных, различные способы связи;
- видеонаблюдение, системы безопасности.
Сервисы для пассажиров – справочно-информационные услуги, обслуживание привокзальной территории, автостоянок, залов ожидания, камер хранения, услуги грузчиков и клининга.
Сервисы для операторов аэропорта
- обслуживание перрона аэровокзального комплекса для обеспечения стоянки ВС из других терминалов;
- обслуживание видеонаблюдения и систем безопасности в так называемой режимной зоне.
Сервисы для хендлинг-агентов и партнеров по авиабизнесу
- аренда либо концессия офисов и зданий аэровокзального комплекса;
- стоянки ВС, топливная система для их заправки;
- информация по пассажирам, их багажу, грузам, рейсам;
- досмотр пассажиров и багажа;
- автостоянки и крытая парковка;
- передача данных, различные способы связи;
- видеонаблюдение, системы безопасности.
Сервисы для концессионеров
- концессия либо аренда офисных помещений и площадей аэровокзального комплекса;
- стойки и терминалы для регистрации бизнес- и VIP-пассажиров;
- средства информирования;
- автостоянки и крытая парковка;
- досмотр пассажиров;
- видеонаблюдение, системы безопасности;
- передача данных, различные способы связи.
Сервисы для госорганов
- офисы и помещения аэровокзального комплекса;
- стоянки ВС и перрон;
- информация по пассажирам, их багажу, грузам, рейсам;
- автостоянки;
- статусы обработки, досмотра, сверки пассажиров и их багажа;
- видеонаблюдение, системы безопасности;
- передача данных, различные способы связи.
Сегодня специалисты по коммуникационным и информационным технологиям активно разрабатывают инновационные системные проекты для эффективного решения задач аэропортовой деятельности.
Таблица 1. Проекты систем для решения задач аэропортовой деятельности.
Система |
Задача |
СКС, УАТС и др. |
Кабельная сеть, системы сигнализации и связи |
BMS (Building Management System) - система yпpавления зданием |
Управление инженерными системами зданий |
LAN (Local Area Network) - ЛВС и активное сетевое оборудование |
Инфраструктура и система управления ЛВС |
Wi-Fi |
Услуги посетителям и пассажирам, обработка багажа |
INET - средства доступа в Интернет |
Доступ в Интернет для оператора АВК и пассажиров |
WAN (Wide Area Network) - доступ в глобальные авиационные сети |
Инфраструктура для доступа к хостовым приложениям и приложениям авиакомпаний |
AFTN/Sitatex - авиационные телеграфные системы |
Обмен сообщениями о движении и загрузке ВС, статусе рейсов |
BSI (Baggage System Interface) - интерфейс с багажными системами |
Система доставки багажных сообщений для систем BRS/BHS |
BRS (Baggage Reconciliation System) - система сверки багажа |
Производственная система для обработки багажа |
CUTE (Common Use Terminal Equipment) - платформа совместного использования стоек регистрации и выходов на посадку |
Производственная платформа для регистрации пассажиров, багажа, контроля посадки на борт ВС |
CUSS (Common Use Self- Service) - платформа самостоятельной регистрации совместного использования |
Производственная платформа для регистрации пассажиров, багажа, контроля посадки на борт ВС |
CLF (Common Language Facility) - единый интерфейс пользователя для систем регистрации |
Производственная система для регистрации пассажиров и багажа |
AFA (Automatic Flight Announcement) - автоматическая система объявлений по рейсам |
Производственная система для автоматических объявлений рейсов с синтезом голоса |
AODB/MIS (Airport Operational Database) - производственная БД и информационная система управления АВК |
Центральная производственная БД с информацией по рейсам |
RMS (Resource Management System) - система управления ресурсами |
Производственная система для управления авиационными ресурсами АВК |
FIDS (Flight Information Display System) - система отображения информации по рейсам |
Производственная система для отображения служебной и пассажирской информации по рейсам на мониторах и табло |
DIS (Data exchange Integration Solution) - интеграционное решение по обмену данными |
Информационный обмен между производственными и учетными структурами |
BHS (Baggage Handling System) - система обработки багажа (СОВ) |
Конвейерная система для автоматизированной многоступенчатой сортировки и досмотра багажа |
VDGS (Visual Docking Guidance Sytem) - визуальное средство наведения ВС при заруливании на стоянку |
Парковка ВС на контактную стоянку под телетрап |
400Hz GPU (Ground Power Units) - наземные источники бортового питания 400Гц |
Учет потребления ВС от наземных источников бортового питания 400Гц |
ERP (Enterprise Resource Planning) - система управления предприятием |
Система учета и управления предприятием |
Таким образом, для совершенствования методов управления качеством в аэропортовой деятельности требуются современные подходы к организации компьютерных сетей и всестороннее использование информационных технологий (IT), которые должны поддерживать и обслуживать указанные выше сервисы.
Список литературы
- Ефимов В. В. «Средства и методы управления качеством: учебное пособие»— М.: КНОРУС, 2007. — 232 с.
- Волкова Л. П. «Управление деятельностью аэропорта. Часть 2. Организационные основы управления деятельностью аэропортов». Москва – 2007.
- Костромина Е. В. «Авиатранспортный маркетинг». - М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2003.
- Кане М. М., «Системы, методы и инструменты менеджмента качества»: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 560 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).