УДК 004

Об особенностях профессионально важных качеств операторов БпЛА

Звоников Вячеслав Михайлович – доктор медицинских наук, профессор Московского гуманитарного университета

Куликов Сергей Анатольевич – магистрант кафедры Общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета

Аннотация: В статье рассмотрено актуальное положение профессионального психологического отбора в беспилотной авиации, а также представлены результаты проведённого исследования в части значимых профессионально важных качеств. В первой части статьи приведён перечень БпЛА, применяемых в ходе специальной военной операции на Украине, а именно: барражирующий боеприпас большой дальности и продолжительности полёта Герань-2 и разведывательный беспилотный летательный аппарат «Орлн-10». Обозначено повышение доли ударных задач, ставящихся перед беспилотной авиацией. Далее приведено сравнение отечественных беспилотных летательных аппаратов и зарубежных аналогов схожего класса, показано технологическое отставание российских образцов. Важным при подготовке операторов является вопрос о необходимости предварительной лётной подготовки. Это связано с формированием такого важного качества, как образ полёта. Это связано со знанием аэродинамики и технических особенностей, возможностей различных устройств. Этот навык, по нашему мнению, невозможно в достаточной мере получить только в учебном классе, что в дальнейшем будет приводить к значительному количеству аварий. Навык становится особенно актуален при пилотировании тяжёлых БпЛА: если в лёгких взлёт осуществляется в автоматическом режиме, а посадка зачастую происходит на парашюте, то для крупных моделей взлёт и посадка производятся чаще в ручном режиме и являются наиболее сложным элементом всего управления. В исследовании приведён результат исследования значимых профессионально важных качеств, к которым отнесены: ответственность, патриотизм, мотивация к профессиональной деятельности, объём, распределение и переключение внимания, долговременная память, спокойствие, эмоциональная устойчивость, пространственная ориентировка, скорость реакции, уверенность в своих силах, сила воли, скорость мыслительных процессов, сдержанность, терпеливость. Показана значимость выделения отдельных профессионально важных качеств для операторов разных ролей: оператор управления полётом, командир, оператор целевой нагрузки и для операторов беспилотных летательных аппаратов разных классов.

Ключевые слова: профессионально важные качества, беспилотный летательный аппарат, оператор, операторская деятельность.

Keywords: professionally important qualities, unmanned aerial vehicle, operator, operator activity.

С конца XX и в прошедшем отрезке XXI века значительно обогатился опыт применения беспилотных летательных аппаратов. В военных конфликтах, которые в каком-то смысле являлись испытательным полигоном новейших военных технологий, применялись наиболее современные боевые (ударные) и разведывательные беспилотные летательные аппараты. Аналогичные тенденции наблюдаются в ходе СВО, на Украине по результатам применения российской боевой беспилотной авиации. В ходе данной операции был нанесён ряд авиационных ударов по критическим объектам инфраструктуры Украины с использованием ракет Х-101, Х-22, Х-32, Х-35У, гиперзвуковых ракет «Кинжал», управляемых ракет повышенной досягаемости Х-59. Также активно применяются БпЛА большой дальности и продолжительности полёта «Герань-2» и разведывательный БпЛА «Орлн-10». В военных конфликтах XXI века постоянно повышалась роль разведывательной и ударной беспилотной техники. Также с постоянным развитием беспилотных систем растёт и сложность их управления, а следовательно – длительность подготовки и требования к профессионально-важным качествам операторов [3]. С другой стороны, в современных условиях БпЛА всё чаще выполняют не только разведывательные, но и ударные функции. При этом, в доступной нам литературе не обнаружили разделения операторов и требований к их ПВК и подготовке в зависимости от функционала БпЛА.

Однако, при таком быстром развитии беспилотных систем в целом, российская техника отстаёт в технологическом плане от иностранных аналогов. В нише разведывательных БпЛА можно сравнить IAI Searcher в российской модификации Форпост с турецким Bayraktar TB2.

Таблица 1. Сравнение ТТХ аппаратов сопоставимой функции*.

Характеристика

Bayraktar TB2

Форпост

Потолок, км

15

6

Автономность, ч

27 при полной загрузке

18 часов при полной загрузке

Дальность, км

1900

250

Вместимость топлива, кг

1300

 

Длина, м

11

6

Грузоподъёмность, кг

1700

130

Вес, кг

2223 (пустой); 4760 (максимальный)

130

Размах крыла, м

20

9,1

Максимальная скорость, км/ч

400

200

Крейсерская скорость, км/ч

250

150

* данные взяты из открытых источников.

Как мы видим, на лицо значительное преимущество турецкого аппарата при одновременном большем количестве произведённых единиц. Аналогичное отставание наблюдается также в количестве и технических характеристиках тяжёлых ударных БпЛА [1, 8].

Зарубежный опыт, прежде всего США, в использовании различных типов БпЛА в военных целях показал на наличие целого ряда проблем, связанных с отбором, подготовкой и сохранением высокой работоспособности и надежности операторов при решении профессиональных задач. При этом проблема соответствия психофизиологических качеств требованиям, предъявляемым определенным типом БпЛА, ставится даже более остро, чем при выполнении пилотируемых полетов [2].

Прежде всего по-прежнему актуален вопрос: нужна ли авиационная подготовка для выполнения полётов на тяжёлых БпЛА. Прежде, чем стать оператором большого БпЛА, обучающиеся должны иметь опыт лётной работы, который позволяет сформировать такое чрезвычайно важное качество, как образ полёта. Сложности с формированием, которого возникают у людей, плохо знающих основы аэродинамики, технического устройства БпЛА и не имеющих никакой лётной практики. Это не позволяет сформировать в достаточном объёме образ полёта, для которого важны как теоретические знания, так и практика. Поскольку при подготовке операторов на малых и средних БпЛА не будет реальных полётов, таким операторам стоило бы показать потенциальные риски, которые есть при управлении. Это позволило бы сформировать развитый образ полёта. Важным при этом является особое сочетание сенсорных и моторных асимметрий, отражающих состояние межполушарных взаимоотношений головного мозга. В процессе профессиографии была выявлена важная роль психического образа [7].

В разработке основ профессионального психологического отбора операторов БпЛА считаем разумным ориентироваться на опыт исследований психологии труда в авиации по двум причинам:

  1. Авиация – та отрасль, с которой началось развитие систем профессионального психологического отбора у нас в стране и за более чем полувековую историю накоплен большой опыт в организации подобных исследований.
  2. Формирование и использование образа полёта. Особенно это связано с возможностью его использования при управлении тяжёлыми БпЛА.

Под образом полёта понимается психический образ, который лётчик формирует в воображении и визуализирует. образ пространственного положения самолета, т.е. мысленно представляют положение самолета относительно земли, естественного горизонта, а при подходе к месту посадки относительно взлетно-посадочной полосы (ВПП) визуально. При этом непосредственно зрительный образ у лётчика отсутствует, так как полёт осуществляется по приборам [4].

Если образ полёта не сформирован у профессионала, то будут затруднения в профессиональной деятельности, связанные с распознаванием показаний приборов, понимании положения БпЛА в пространстве и ориентировкой в пространстве.

Различия в свою очередь состоят в:

  • Опосредованном управлении БпЛА: оператор управляет изделием с наземного пункта управления, а команды передаются н борт.
  • У оператора БпЛА отсутствует возможность ориентироваться на органы чувств: у него есть только информация с камеры и показания приборов.
  • Как следствие имеются различия в механизме формирования образа полёта у лётчика и оператора БпЛА.

Также отличительной особенностью управления беспилотным летательным аппаратом является практически полная автоматизированность: оператор задаёт параметры полёта такие как маршрут, высота, скорость полёта и другие. Полёт происходит в соответствии с заданными инструкциями. Такой подход был принят, поскольку подсчитано, что при пилотировании в ручном режиме происходила потеря летательного аппарата в связи с человеческим фактором в 94% случаев.

По психологическим характеристикам непосредственно деятельность операторов БпЛА также имеет ряд отличий: с одной стороны это операторская деятельность с характерной для неё спецификой, с другой стороны – она насыщена моральными, ценностными аспектами, высокой служебной ответственностью и огромным риском психологической травматизации специалистов. В связи с дистанционным управлением есть задержка управления, что увеличивает риск поражения, как союзных сил, так и сопутствующих жертв среди гражданского населения.

Высокая моральная ответственность, помноженная на отсутствие широких социальных мотивов участия в боевых действиях (патриотизм, чувство воинского долга, ненависть к врагу и т. д.), может стать одним из факторов развития негативных психологических последствий у операторов беспилотников [6].

Несмотря на активный ход военных действий на Украине и несомненно, наличие обозначенных выше моментов у личного состава, работ, направленных на изучение особенностей реабилитации и восстановление, не обнаружена.

Психологический отбор проводится в военкоматах и не соответствует требуемым ПВК. Данная ситуация приводит к тому, что уже на этапе обучения столько-то процентов является непригодными и отчисляется по различным причинам. Эта тема, а также психофизиологические сопровождение деятельности нуждаются в дальнейшем исследовании и разработке [5]. В процессе проведённых на 55 испытуемых исследований было установлено что основными ПВК являются ответственность, патриотизм, мотивация к профессиональной деятельности, объём, распределение и переключение внимания, долговременная память, спокойствие, эмоциональная устойчивость, пространственная ориентировка, скорость реакции, уверенность в своих силах, сила воли, скорость мыслительных процессов, сдержанность, терпеливость. Исследования проводились на операторах, управляющих разведывательными БпЛА малой и средней дальности. Данные о ПВК операторов ударных БпЛА и БпЛА большой дальности в доступной литературе нами обнаружены не были [7].

Удалённо управляемая техника активно развивается и всё больше вытесняет технику, которая управляется непосредственно из кабины. При этом ряд вопросов, связанных с оператором в большинстве случаев, остаётся слабо изученным. К ним относятся: отбор, обучение и реабилитация операторов.

Изучение ПВК должно продолжаться в связи с развитием задач, решаемых БпЛА в военных целях. (где-то в комментариях это было, объединить с ним). При этом необходимо развитие методов не только отбора, но и реабилитационных и восстановительных мероприятий не только во время боевых действий, но и во время периода восстановления. Много внимания уделяется оказанию помощи раненным в боевых действиях, одновременно с этим внимание не уделяется психологической подготовке, психологической коррекции и реабилитации лётного состава, что может и скорее всего может приводить к развитию невротических и психосоматических расстройств и последующей дисквалификации операторов БпЛА.

Список литературы

  1. Анализ применения роботизированных комплексов в современных вооруженных конфликтах / В. А. Лупенцов, А. Н. Чалый, С. П. Непомнящих, В. С. Байдала // Совершенствование системы организации повседневной деятельности в соединениях, воинских частях и организациях министерства обороны российской федерации. Проблемные вопросы и пути их решения. – 2022. – P. 229-237.
  2. Вайнштейн Л. А. Эргономика учеб. пособие. в 2 ч. / Л. А. Вайнштейн. – Минс : БГУИР, 2018. – 208 p.
  3. Ермолин О. В. Применение ударной авиации воздушно-космических сил в военных конфликтах будущего / О. В. Ермолин, Н. П. Зубов, М. В. Фомин // Военная мысль. – 2023. – Vol. 2.
  4. Завалова Н. Д. Образ в системе психической регуляции деятельности. / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. – Москва: Наука, 1986. – 173 p.
  5. Звоников В. М. Профессионально значимые психофизиологические качества операторов беспилотных летательных аппаратов / В. М. Звоников, К. Ю. Егоров, В. Е. Степанова // Человеческий фактор в сложных технических системах и средах Санкт-Петербург, 06–09 июля 2016 года. – Санкт-Петербург, 2016. – P. 188-191.
  6. Караяни А. Г. Психологические и психофизиологические особенности деятельности операторов боевых беспилотных летательных аппаратов / А. Г. Караяни // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2021. – Vol. 1. – № 84. – P. 6-15.
  7. Куликов С. А. Разработка основ профессионального психологического отбора операторов беспилотных летательных аппаратов / С. А. Куликов, В. М. Звоников.
  8. Мажирин Ю. А. Развитие беспилотных летательных аппаратов в вооружённых силах нато, российской федерации. Боевое применение бла в вооружённых конфликтах, специальной военной операции и локальных войнах / Ю. А. Мажирин, В. И. Окунев // Научные чтения имени профессора Н.Е. Жуковского. – 2023. – P. 191-202.

Интересная статья? Поделись ей с другими: